Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Предпринимательское право - Сущность принципа свобода предпринимательской деятельности

Сущность принципа свобода предпринимательской деятельности

Правовые принципы предпринимательского права в России

Принципы права — это постепенно сложившиеся нормы и правила, действующие в правовом поле и распространяющиеся на всех субъектов права; фундаментальные идеи, определяющие направление и механизм деятельности правового регулирования. Принципы права могут быть закреплены в законодательных актах, а могут только подразумеваться и логическим путём вытекать из совокупности правовых норм, носящих единый характер. Содержание

  1. 1.2.2 Принцип законности
  2. 1.1.4 Свобода конкуренции
  3. 1.2.3 Неприкосновенность и равенство всех форм собственности
  4. 1 Основные положения предпринимательского права
    • 1.1 Свобода предпринимательства
      • 1.1.1 Свобода договора
      • 1.1.2 Видео: подводные камни смешанных договоров
      • 1.1.3 Свобода перемещения
      • 1.1.4 Свобода конкуренции
    • 1.2 Государственное регулирование предпринимательской деятельности
      • 1.2.1 Видео: поощрительные меры регулирования предпринимательства
      • 1.2.2 Принцип законности
      • 1.2.3 Неприкосновенность и равенство всех форм собственности
  5. 1.2.1 Видео: поощрительные меры регулирования предпринимательства
  6. 1.2 Государственное регулирование предпринимательской деятельности
    • 1.2.1 Видео: поощрительные меры регулирования предпринимательства
    • 1.2.2 Принцип законности
    • 1.2.3 Неприкосновенность и равенство всех форм собственности
  7. 1.1.2 Видео: подводные камни смешанных договоров
  8. 1.1 Свобода предпринимательства
    • 1.1.1 Свобода договора
    • 1.1.2 Видео: подводные камни смешанных договоров
    • 1.1.3 Свобода перемещения
    • 1.1.4 Свобода конкуренции
  9. 1.1.3 Свобода перемещения
  10. 2 Значение принципов предпринимательского права
  11. 1.1.1 Свобода договора

Основные положения предпринимательского права Российское предпринимательское право базируется на определённых правовых принципах.

Некоторые из них носят общий характер, свойственный всем областям права, другие же специфичны и отражают процессы, присущие именно этой правовой области. Предпринимательское право — довольно специфическая отрасль права, чьи нормы в значительной степени подчиняются не только социальным традициям, но и требованиям государственной экономики, имеющей рыночную форму отношений.

И хотя не существует какого-либо специального свода законов, «предпринимательского кодекса», можно утверждать, что, опираясь на положения гражданского права и взаимодействуя с ними, предпринимательское право развилось в отдельную самостоятельную правовую сферу. Многообразие форм и направлений предпринимательства в РФ позволяет каждому выбрать дело по душе Как и другие отрасли, предпринимательское право выполняет регулятивную, охранную, превентивную (предупредительную) и даже воспитательную функцию. Свобода предпринимательства Принцип свободы предпринимательства сформулирован в Конституции РФ и гарантирует право каждого гражданина осуществлять предпринимательскую деятельность, пользуясь своими знаниями, навыками и ресурсами (имуществом).

Вместе с тем свобода торговли и производства не безгранична. Существуют товары и услуги, запрещённые к обороту, а производство и продажа некоторых продуктов требует обязательного лицензирования (например, оказание медицинских услуг). Таким образом, свобода предпринимательства олицетворяет кредо «разрешено всё, что не запрещено законом».

Государство РФ заинтересовано в развитии экономики Понятие «свобода экономической деятельности» объединяет несколько узконаправленных принципов. Свобода договора Договоры и договорные отношения — это неотъемлемый инструмент предпринимательской деятельности, существующей в условиях рыночной экономики. Целью заключения договора является гарантия защиты интересов всех участвующих в сделке партнёров.

Принцип свободы договора включает в себя следующие понятия:

  • Свобода заключения договора. Общие правила не допускают принудительного вступления в договорные отношения. Все исключения из этого правила прямо предусмотрены законодательством: публичный договор (розничная торговля, коммунальные услуги) или принятое на себя ранее обязательство по заключению договора. Любопытно, что в советский период понятия «свобода заключения договора» не было. Частное предпринимательство запрещалось, а плановая экономика вменяла организациям в обязанность обеспечить выполнение плана и, как следствие, вынуждала заключать необходимые договоры.
  • Право сторон на определение условий договора. Партнёры имеют право вырабатывать собственные условия сотрудничества, если те не противоречат императивным (обязательным) требованиям закона. Отдельные положения договора могут быть пересмотрены и отменены судом: случаи нарушения принципа конкуренции, злоупотребление правом, навязывание неприемлемых условий потребителю — гражданину, который является заведомо более слабой стороной — договор между заёмщиком и банком — и т. п.
  • Право выбора договорной модели. Перечень видов гражданско-правовых договоров является весьма обширным, но не исчерпывающим. ГК РФ предусматривает возможность составления смешанных договоров и признаёт их законными. Разнородные элементы смешанного договора связываются единой целью, которую преследуют стороны договора. Пример: договор поставки и подряда — одна сторона обязуется выполнить определённые работы и сама же поставляет необходимый для этого материал.

Видео: подводные камни смешанных договоров Свобода перемещения Принцип свободы перемещения объектов экономической деятельности — товаров, услуг, финансов — обусловлен необходимостью поддерживать единое и единообразное экономическое пространство в пределах границ одной страны. Поэтому государство должно тщательно заботиться о своей экономической целостности.

Многие теоретики права связывают данное положение с конституционным правом гражданина на свободу передвижения: помимо сходной сути, объединение этих двух постулатов необходимо для создания свободного рынка труда. Ограничение на свободу перемещения фактически означает покушение на права частной собственности. Тем не менее подобные ограничения могут вводиться, когда этого требуют государственные интересы (оборона, безопасность), если реализация этого принципа нарушает права и интересы других лиц либо затрудняет охрану природных и культурных ценностей.

Нельзя построить полигон по переработке отходов на территории Алтайского заповедника или в центре города, даже если удастся заполучить разрешение администрации. Свобода конкуренции Конкуренция — это состязательный процесс, борьба организаций за оптимальные условия на рынке, необходимые для сбыта продукции. Конституцией РФ гарантируется поддержка конкурентного равновесия: возможность торговли для многих участников рынка, независимость предприятий, наличие на рынке множества поставщиков товаров/услуг и их потребителей.

Федеральный закон «О защите конкуренции» постоянно обновляется, сообразуясь с требованиями рынка и права Если же рынок в регионе оказался поделён между несколькими гигантами, которые вытеснили либо поставили в зависимые условия средних и мелких предпринимателей, то можно говорить о недобросовестной конкуренции или монополистической деятельности. В арсенал приёмов недобросовестной конкуренции входят:

  1. заключение соглашений, подразумевающих раздел рынка: территориальный, по объёму продаж (покупок), по ассортименту и т. д.
  2. создание условий, препятствующих конкуренту занять нишу на рынке;
  3. изъятие из продажи товаров с целью создать дефицит и взвинтить цены;
  4. навязывание партнёру дополнительных или заведомо невыгодных условий договора;
  5. нарушение порядка ценообразования: установление необоснованно низких или монопольно высоких цен;

Федеральная Антимонопольная Служба (ФАС) учреждена указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004 № 314.

Задачей ФАС является поддержка честной конкуренции и пресечение формирования монопольных форм хозяйствования.

Полномочия этого ведомства довольно обширны и включают в себя:

  1. проверку соблюдения законодательства хоз. субъектами;
  2. выдачу предписаний предпринимателю либо органам власти (исполнительным органам, администрации населённого пункта) об устранении нарушений;
  3. возбуждение административных дел и подача исков в арбитражные суды: о расторжении незаконных договоров, о привлечении к ответственности;
  4. участие в судебных заседаниях, разбирающих несоблюдение антимонопольного законодательства.

Наряду с контролирующими и надзорными функциями, ФАС осуществляет и информационную деятельность: на официальном сайте ведомства можно ознакомиться с реестром недобросовестных поставщиков, нарушивших свои договорные обязательства перед заказчиком.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности В силу своей природы, государственный аппарат прямо или косвенно контролирует все процессы и явления, происходящие на его территории. Экономика страны — важнейший фактор, необходимый для развития государства, однако товарно-денежные отношения зачастую носят импульсивный, хаотичный характер.

В истории России известен период, когда государство пыталось контролировать рынок жёстко и авторитарно, планируя доходы, расходы и потребности своих граждан.

Время показало, что плановая модель экономики неэффективна, и страна вернулась к рыночным отношениям.

На сегодняшний день можно говорить о балансе, установившемся между стремлением предпринимателя заработать как можно больше и соблюдением интересов общества. Это равновесие государство поддерживает с помощью публично-правовых инструментов:

  1. применение мер ответственности;
  2. разработка предписаний, соглашений, рекомендаций, направленных на регулирование взаимодействия бизнесмена и общества;
  3. установление общих требований к предпринимательству;
  4. установление запретов на некоторые аспекты хоз. деятельности;
  5. предоставление льгот при кредитовании и налогообложении, внедрение программ, направленных на поддержку предпринимательства.

Видео: поощрительные меры регулирования предпринимательства Принцип законности Вместе с принципами справедливости, равноправия, главенства Конституции РФ, принцип законности является общим и основополагающим для всех отраслей права. В экономических правоотношениях проявление принципа законности выражается так:

  • Предприниматель (гражданин) осуществляет свою деятельность в строгом соответствии с установленными нормами и требованиями.
  • Государство гарантирует предпринимателю, как своему гражданину, обеспечение защиты его прав и интересов.

Принцип законности распространяется на всех субъектов предпринимательского права: хозяйственника, органы местного самоуправления, надзорные и исполнительные органы.

Неприкосновенность и равенство всех форм собственности С переходом к рыночным отношениям частная собственность стала играть огромную роль в процессе формирования новой для страны экономической модели.

Возможно, эти резкие перемены общественного сознания невольно нашли отражение в Основном документе государства. Конституция РФ, а вместе с ней и ГК РФ, перечисляя многообразие форм собственности, на первое место ставит именно личное имущество. Разумеется, эта очерёдность не имеет никакого практического значения.

В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Конституция РФ ст. 8 п. 2 Другими словами, государство обязуется поддерживать юридическое равенство всех форм собственности и законодательно пресекать любые действия, направленные на установление ограничений или привилегий для каких-либо категорий собственников (например, в конкурсах за тендер, торгах, аукционах).
Конституция РФ ст. 8 п. 2 Другими словами, государство обязуется поддерживать юридическое равенство всех форм собственности и законодательно пресекать любые действия, направленные на установление ограничений или привилегий для каких-либо категорий собственников (например, в конкурсах за тендер, торгах, аукционах).

Значение принципов предпринимательского права На сегодняшний день российская экономика находится на переходной ступени: от государственной собственности к частной, от планирования к свободному рынку. Правовая система, на которой базируются экономические взаимоотношения, ещё не сформирована полностью, не завершена.

Чётко сформулированная система принципов предпринимательского права позволяет преодолевать встречающиеся в законодательстве противоречия и пробелы: путём аналогии, сравнивая сходные нормы из другой отрасли и ориентируясь на положения Конституции.

Знание принципов позволяет приводить различные пересекающиеся области права — монопольное, гражданское, коммерческое — к единым методам толкования и правоприменения. Таким образом, можно сказать, что правовые принципы играют роль одновременно и ориентиров, и каркаса, на котором формируется современное предпринимательское законодательство.

В некоторых регионах РФ Центры Занятости сотрудничают с частными экономическими школами, обучая будущих бизнесменов В России процесс становления предпринимательства находится в самом начале. Знание упорядоченной системы правовых принципов существенно упростит изучение и практическое применение норм предпринимательского права.

  1. Распечатать
  2. Автор: ozakone

Оцените статью:

  • 4
  • 1
  • 5
  • 3
  • 2

(0 голосов, среднее: 0 из 5) Поделитесь с друзьями!

Похожие статьи:

  • Предпринимательское право как средство повышения качества жизни
  • Общие положения и принципы наследования в РФ
  • Предпринимательская деятельность — принципы и особенности
  • Общероссийский классификатор видов экономической деятельности и принципы кодификации
  • Источники российского предпринимательского права
  1. След. Предпринимательские доходы и расходы: порядок определения и учёта
  2. Пред. Страховые взносы ИП: расчёты за 2018 год
  1. Новые посты
  2. Теги
  3. Популярные посты
  1. Гражданское право Выделение земельных участков многодетным семьям в Москве 29 Окт, 2021
  2. Гражданское право Как узаконить парковочное место во дворе?

    29 Окт, 2021

  3. Гражданское право Получение разрешения на реконструкцию нежилого здания в 2021 году 29 Окт, 2021
  1. Ирина сказал:
  2. Валерий сказал:
  3. Роза Мамиконовна сказал:

Свобода предпринимательства в Российской Федерации. Государственно-правовой аспект

Проанализирована природа свободы предпринимательства в Российской Федерации с точки зрения государственно-правового аспекта. Ключевые слова: свобода предпринимательства, право на свободу предпринимательства, конституционное право.

Институт предпринимательства в Российской Федерации является неотъемлемым элементом рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество не могут нормально существовать и развиваться. Все острее становитсявопросо местеи ролигосударствав этом процессе рыночных отношений, особенно с учетом ситуации, сложившейся в последнее время.

Все острее становитсявопросо местеи ролигосударствав этом процессе рыночных отношений, особенно с учетом ситуации, сложившейся в последнее время.

Для разрешения вопроса о том, что такое свобода предпринимательства, необходимо понять правовую природу этого термина. Для этого представляется необходимым осуществить изучение взглядов современных ученых на такие определяющие категории права, как свобода личности, свобода предпринимательства и экономическая свобода. На основании указанного можно попытаться определить сущность и границы свободы предпринимательства, в том числе и с точки зрения конституционного права.

В правовой литературе под предпринимательской деятельностью понимают свободную деятельность дееспособных граждан и (или) их объединений.

Однако экономическая свобода в осуществлении предпринимательской деятельности не означает, что ее участники свободны от исполнения признанных принципов и методов регулирования предпринимательской деятельности.

Государство устанавливает определенные преграды, чтобы ограничить проявления всемерной экономической свободы отдельными представителями предпринимательской деятельности во имя защиты интересов и экономической свободы других участников предпринимательства и других субъектов рыночной экономики, общества в целом [1, c. 34]. Право на свободы предпринимательской деятельности имеет большое значение среди других экономических прав. В правовых системах разных государств, как и в Российской Федерации, оно относится к личным правам гражданина и позволяет частному субъекту заниматься любой хозяйственной деятельностью.

Таким образом, государство в лице органов власти фактически лишается возможности чрезмерно вмешиваться в экономическую жизнь частных предпринимателей. А частный собственник предприятия, например, самостоятельно, соблюдая при этом трудовое законодательство, осуществляет наем и увольнение сотрудников, а также распоряжается полученными средствами.

Необходимо заметить, что для развитого государства особенно важно соблюдать и обеспечивать свободу предпринимательства во внешнеэкономической деятельности, которая включает открытие счетов в иностранных банках, регистрация и ликвидация собственных предприятий за рубежом, создание международных объединений для осуществления предпринимательской деятельности и другое. Таким образом, полагаем верным присоединиться к мнению профессоров М.

В. Баглая, Ю. И. Лейбо и Л. М. Энтина, заключающемуся в том, что

«признание права на предпринимательскую деятельность порождает для государства определенные обязанности, выступающие как гарантии этого права, более того, как содействие и помощь частному бизнесу»

[2, c.

109]. Взглядынарольгосударстваи степеньеговоздействиянасвободу предпринимательской и экономической деятельности отличаются разносторонностью. Исследователи рассматривают этот институт через призму множества теорий.

На современном этапе сформировались две основные демократические концепции взаимосвязи государства и экономической системы — либеральная и эгалитаристская. Либеральная концепция заключается в том, что государство минимально влияет на экономику, и это влияние возможно только позаконаместественногоправа, основными ценностями которогоявляютсясвященность и неприкосновенность частной собственности.

А. Смит, Ф.Хайек и М. Фридман в своих трудах признают приоритет экономическойсвободы перед государством, в обязанность которого входит гарантировать эту свободу, не допускать вмешательств в данную сферу.

Говоря о свободе, можно рассматривать ее как наивысшее благо, которое призвано и способно обеспечивать индивидуальность и своеобразие каждого члена общества. С позиций же предпринимательской деятельности суть свободного общества заключается в том, что здесь каждый заботится о себе сам, а государство только лишь создает благоприятные условия для развития такой деятельности. Такой принцип ограничения государственного вмешательства в регламентирование внутренних вопросов экономической жизни общества был принят, например, создателями Конституции США уже как объективная действительность.

Вследствие чего позже ими указывалось, что правительство учреждено именно для защиты таких наиболее важных государственных институтов, как право личности и право собственности. По мнению Ф. Хайека, в либеральном понимании экономическая жизнь отделена от государства «конституцией свободы».

Он указывает, что

«системачастнойсобственности — важнейшаягарантиясвободынетолькодлявладельцевсобственности,нои длятех,у когоеенеттолькоблагодарятому,чтоконтрольнадсредствамипроизводствараспределенмеждумножествомнезависящихдруготдругалюдей,никтонеимеетнаднимиабсолютнойвласти,и мысамиможемрешать,чеммыбудемзаниматься;еслижевсесредствапроизводстваокажутсяв однихруках,то владелец — будьто «номинальноеобщество»

илидиктатор — получитнадниминеограниченнуювласть” [3, c. 103]. Немного отличаются от этого мнениявзгляды у сторонников концепциилиберальногоэгалитаризма — Дж.Роулза и К.Дженкинса [4],содержание которой четко определяетвыравниваниесоциальногоположениялюдей.Обобщая основные положения этой концепции,не уменьшая значимостьиндивидуальнойсвободы,онизакрепляют сочетание свободыс равенством,с участиемгосударствав обеспечениисправедливостипутемсозданиямеханизмараспределительныхотношений. Аналогичную позицию в этом вопросе занимают Р.

А. Курбанов и А. М. Осавелюк [5, c. 76]. Нужно заметить, что в Российской Федерации базовые права и свободы были формально восстановлены на конституционном уровне поправками 1991 г. к советской Конституции и закреплены Конституцией 1993 года [6, c. 39]. При исследовании природы свободы предпринимательства в Российской Федерации интересным является разработанная британскими учеными-юристами конструкция право на свободную конкуренцию.
39]. При исследовании природы свободы предпринимательства в Российской Федерации интересным является разработанная британскими учеными-юристами конструкция право на свободную конкуренцию.

Чтобы предприниматель имел возможность реализовать это свое право, необходимо наличие некоторых условий.

К первому, и наиболее важному, стоит отнести четкое ограничение вмешательства государства в процесс рыночной конкуренции. Сюда относится формирование цены, спроса, предложения и т.

д. Второе условие — это предоставление возможностей к свободному доступу на рынок и выхода с него всем участникам отношений, что стимулировало бы состязательность в разных сферах. И, наконец, третье — отсутствие монопольного установления цен каким-либо из участников рыночных отношений.

Эта конструкция в качестве вопроса о праве на свободную конкуренцию изучается и отечественными учеными.

Так, по мнению С. Паращука, оно

«по своему содержанию уже права на свободу экономической деятельности и включает право каждого предпринимателя свободно вести свое дело на основе состязательности и свободы выбора»

[7, c. 14]. Нужно отметить, что и Конституция Российской Федерации (часть 1 ст.

8, часть 1 ст. 34) определяет свободу как необходимое условие осуществления предпринимательской деятельности, а свобода предпринимательства отнесена к ее второй главе, которая посвящена правам и свободам человека и гражданина.

Несмотря на это, юридическая конструкция права на предпринимательскую деятельность в Конституции Российской Федерации отвечает классическим теоретическим подходам по формированию обязательств государства в сфере экономических прав, согласно которым такие обязательства определяются на трех уровнях [8, c. 189]. На первом уровне государство должно уважать свободу человека, выполнять необходимую деятельность и использовать при этом необходимые ресурсы.

Ему соответствует ч. 1 ст. 34 Конституции РФ.

Государственные обязательства второго уровня заключаются в защите свободы действий и защите ресурсов от других субъектов в экономической сфере.

В контексте такого типа обязательств нормы ч. 2 ст. 34 Конституции РФ предусматривают защиту конкуренции в предпринимательской деятельности, запрет злоупотребления монопольным положением на рынке, неправомерное ограничение конкуренции и недобросовестную конкуренцию.

На третьем уровне обязательств в сфере экономических прав, как отмечает Е. Асбйорн, государство должно осуществлять надежды своих граждан по использованию права на питание. В этом случае государство обеспечивает социальный характер предпринимательской деятельности в России.

Эти три уровня, по мнению Е. Асбйорна, определяют сущность права на свободу предпринимательской деятельности. С принятием Федерального закона № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [9] введено ограничение проверки предприятий один раз в три года, что значительно повлияло на деятельность как предпринимателей, так и органов контроля.

«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

[9] введено ограничение проверки предприятий один раз в три года, что значительно повлияло на деятельность как предпринимателей, так и органов контроля. Это положительное нововведение, однако, при условии, что частный бизнес на сегодняшний момент считается у проверяющих органов заведомо нарушающим закон, он обязан доказывать свою невиновность.

Пока такая система не будет изменена, российский предприниматель не сможет спокойно и без вмешательства извне развивать свой бизнес и способствовать формированию конкурентоспособной экономики.

Также существует ряд и других проблем, которые вытекают из несовершенства конституционно-правового регулирования в РФ.

Определенная частью 1 ст. 34 Конституции Российской Федерации формулировка предполагает, что

«право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности»

.

Это дает основания говорить о фиксации субъективного права лица.

В то же время границы свободы личности в экономической сфере значительно шире объема субъективных прав, установленных государством. Разъяснение формулировки, содержащейся в ст. 34 Основного закона России, можно найти в тезисе о том, что конституционное право на предпринимательскую деятельность фактически основывается на свободе предпринимательской деятельности, то есть на реальной возможности осуществления лицом по своему усмотрению и на свой риск, с целью получения прибыли от хозяйственной деятельности, не запрещенной законом.

Вместе с тем в отдельных научных источниках в ходе анализа конституционных основ предпринимательской деятельности применяется конструкция «право на свободу предпринимательской деятельности» как попытка совместить конституционную формулировку и суть исследуемой категории. По нашему убеждению, приведенное положение Конституции Российской Федерации нуждается в переосмыслении и изменении в контексте именно первого уровня обязательств государства в сфере экономических прав — обеспечение свободной и инициативной деятельности. Конституция Российской Федерации не раскрывает самого содержания права на предпринимательскую деятельность, в отличие от других прав — права на труд или права собственности.

В этой ситуации следует согласиться с утверждением, что конституционно-правовая норма, которая декларирует право на предпринимательскую деятельность, достаточно четко обозначает вектор направленности правового регулирования экономических отношений в смысле текущего законодательства, в первую очередь Гражданского и других кодексов Российской Федерации. Высказанная идея о несовершенстве конституционно-правового регулирования свободы предпринимательской деятельности в Российской Федерации может быть дополнительно обоснована с использованием зарубежного конституционного опыта.

Так, например, в ст. 27 Конституции Швейцарии «Экономическая свобода», во-первых, определена гарантированность экономической свободы, во-вторых, отмечено, что экономическая свобода включает, в частности, свободный выбор профессии, а также свободный доступ к предпринимательской деятельности и ее свободное осуществление [10].

Согласно нормам Конституции Испании (ст.

38), признается свобода предпринимательства в рамках рыночной экономики, а государство гарантирует и охраняет ее осуществлении [11, c.

429]. Конституция Италии устанавливает основы предпринимательской деятельности такой формулировкой: «частная хозяйственная инициатива свободна» (ст. 41). Свобода предпринимательской деятельности как базовая конституционная категория, по сути, предусматривает свободную и инициативную деятельность физического лица, может осуществлять такую деятельность, в том числе применяя механизм юридического лица.

41). Свобода предпринимательской деятельности как базовая конституционная категория, по сути, предусматривает свободную и инициативную деятельность физического лица, может осуществлять такую деятельность, в том числе применяя механизм юридического лица.

Даже если юридическое лицо основано исключительно другими юридическими лицами, на начальном этапе таких отношений первоисточником предпринимательской деятельности является физическое лицо. Следует согласиться с утверждением, что диапазон потенциальных носителей права на предпринимательскую деятельность в конституционно-правовом смысле значительно шире, чем круг субъектов предпринимательской деятельности в гражданско-правовом аспекте.

В этом контексте может быть полезной идея о выделении непосредственной и опосредованной предпринимательской деятельности на основании ст. 34 Конституции РФ. Согласно данной идее, непосредственная предпринимательская деятельность — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательской деятельности — физическими и юридическими лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке.

А опосредованная предпринимательская деятельность — это предпринимательская деятельность, осуществляемая физическими лицами через принадлежащие им на праве частной собственности юридические лица. Суммируя высказывания, прозвучавшие во время дискуссии относительно субъектного состава права на предпринимательскую деятельность, следует отметить, что такая дискуссия была бы лишена основания в случае конституционной фиксации не субъективного права, а гарантирования государством в Конституции РФ свободы предпринимательской деятельности в различных ее проявлениях. Кроме того, государством не может быть предоставлена абсолютная свобода предпринимательства гражданам и юридическим лицам, так как оно, решая проблемы собственного экономического развития и сохранения экологии, должно посредством государственных институтов, норм и правил с учетом интересов всего общества устанавливать определенные пределы, или экономический порядок, для защиты добросовестной конкуренции.

Границы свободы субъектов рыночных отношений закрепляются, безусловно, гражданским законодательством, которое регламентирует различные виды и все сферы предпринимательской деятельности. Из всего вышесказанного, можно сделать простой вывод, что законодательством Российской Федерации установлены известные пределы свободы предпринимателей, их права, обязанности, а также ответственность.

Экономическая свобода является одним из определяющих условий развития предпринимательства. При наличии в обществе экономических свобод, каждый законопослушный гражданин имеет право, используя свои способности, возможности, задействуя (привлекая) свое имущество, заниматься активной экономической деятельностью, т.

е. заниматься предпринимательством. Литература:

  • Федеральный закон № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_169813/
  • Основы предпринимательства: учеб. пособие / В. И. Брунова [и др.]; под ред. В. И. Бруновой. — СПб.: СПбГАСУ, 2010.
  • Hayek F. A.The Constitution of Liberty. Chicago: University of Chicago Press, 1960.
  • Курбанов Р. А., Осавелюк А. М. АЛБА как экономический региональный блок: правовые аспекты // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. 2012. № 7–8 (67).
  • Асбйорн Е. Минимальный уровень реализации социально-экономических прав // Права человека: Концепции, подходы, реализация / под ред. Б. Зизик; голов.ред. серии и автор предм. Дж Перлин; наук. ред. В. Дубровский: пер. з англ. — К.: Изд-во “Ай Би”, 2003.
  • Мау В. Институциональные предпосылки современного экономического роста / В. Мау, К. Яновский, С. Жаворонков, Д. Маслов. — М.: ИЭПП, 2007.
  • Михайленко Е. М. Гражданское право: общая часть [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://lib.rus.ec/b/204381
  • Союзная конституция Швейцарской Конфедерации от 18 апреля 1999 г. // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.concourt.am/armenian/legal_resources/world_constitutions/constit/swiss/swiss—r.htm
  • Паращук С. Конкуренция: от экономической многозначности к правовой определенности. Право на конкуренцию / С. Паращук // Хозяйство и право. — 1998. — № 12.
  • Конституции государств Европейского Союза / под общ. ред. и со вступ. ст. Л. А. Окунькова. — М.: Издат. группа “ИНФРАМНОРМА”, 1997.
  • Конституционное право зарубежных стран: учебник для вузов / под общ.ред. чл.-корр. РАН, проф. М. В. Баглая, проф. Ю. И. Лейбои проф. Л. М. Энтина. — М.: Норма, 2000.

Принцип свободы предпринимательской деятельности.

Применительно к этому принципу особое значение имеет ч.

1 ст. 34 Конституции, устанавливающая, что каждый гражданин имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной деятельности.

Эту предусмотренную Конституцией возможность любым легитимным образом реализовать свой потенциал законодатель не связывает только с личным трудом, допуская различные варианты вовлечения идей, материальных ресурсов, физической силы, денежных средств для достижения желаемого эффекта.

Таким образом, каждый правосубъектный гражданин вправе вести всякую не запрещенную деятельность, приводящую к экономическому эффекту, в том числе и прямо не указанную в законах.

Если деятельность ограничена (например, территорией или способом), то она также дозволена, хотя и с учетом требований закона. Дозволенной следует считать и деятельность, требующую получения лицензий (разрешений), поскольку смысл ограничений состоит не в исключении такой деятельности, а лишь в проверке наличия у предпринимателя финансовых, организационных, технических и иных условий для соответствующего вида работы. В рамках данного принципа иногда выделяют отдельные составляющие его компоненты, что вполне уместно, поскольку экономическая деятельность многомерна.

Однако вряд ли следует включать в содержание данного принципа указания на те правомочия, которые предопределены общей гражданско-правовой дееспособностью (например, право заключать или не заключать сделки), права всякого гражданина (например, право определять место жительства), а также ряд других прав, которые или составляют элемент принципов других отраслей законодательства (например, право иметь имущество в собственности) или же важны для предпринимателя, но имеют универсальное значение. Принцип свободы предпринимательской деятельности, конечно, распространяется и на выбор сферы (вида) деятельности и конкретных способов (путей) ее ведения, включая выбор места размещения производства, определение организационно-правовой формы и право вести такую деятельность без образования юридического лица, а также объединять до определенного уровня свои капиталы (ресурсы) или не объединять их с другими лицами и т.п.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+