Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Автомобильное право - Срок полнзного использования автомобиля

Срок полнзного использования автомобиля

Срок полнзного использования автомобиля

Амортизация автотранспортных средств


Материал журнала / В бухгалтерском учете амортизация автотранспортных средств начисляется в общеустановленном порядке в соответствии с требованиями ПБУ 6/01. При принятии автотранспортного средства к бухгалтерскому учету определяются срок его полезного использования и способ начисления амортизации.

О.А. АНТОШИНА Начисление суммы амортизации объекта начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия его к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо его списания (п.

21 ПБУ 6/01).Амортизация начисляется: линейным способом; способом уменьшаемого остатка; способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования основных средств (ОС); способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) Правила амортизации в бухгалтерском учете и налогообложении различаются.Согласно ПБУ 6/01 организация самостоятельно определяет, как учитывать автотранспортные средства: в составе ОС на счетах 01 и 03 (в зависимости от источника приобретения или целей использования) или в составе материально-производственных запасов (МПЗ) на счете 10 «Материалы».Если организация решает учитывать активы стоимостью в пределах лимита в составе МПЗ, то в ее учетной политике должен быть отражен и факт этого выбора, и размер данного лимита.
21 ПБУ 6/01).Амортизация начисляется: линейным способом; способом уменьшаемого остатка; способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования основных средств (ОС); способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) Правила амортизации в бухгалтерском учете и налогообложении различаются.Согласно ПБУ 6/01 организация самостоятельно определяет, как учитывать автотранспортные средства: в составе ОС на счетах 01 и 03 (в зависимости от источника приобретения или целей использования) или в составе материально-производственных запасов (МПЗ) на счете 10 «Материалы».Если организация решает учитывать активы стоимостью в пределах лимита в составе МПЗ, то в ее учетной политике должен быть отражен и факт этого выбора, и размер данного лимита.

Лимит стоимости объекта ОС, который определяется организацией также самостоятельно, не может превышать 20 000 руб. за единицу. Следовательно, можно избежать несогласования в учете амортизации, выбрав в качестве лимита стоимость объекта ОС, равную 10 000 руб.

Изменился и порядок определения инвентарного объекта ОС. Прежде в случае наличия у одного объекта нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывалась как самостоятельный инвентарный объект.

Согласно новой редакции п. 6 ПБУ 6/01 в качестве самостоятельного инвентарного объекта учитываются те его части, сроки полезного использования которых существенно отличаются.

При этом решение организацией вопроса, является ли показатель существенным, зависит от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникновения. Иными словами, существенность определяется совокупностью качественных и количественных факторов.Изменения, внесенные в абзацы п.

15 ПБУ 6/01, описывающие отражение в бухгалтерском учете результатов проведенной переоценки, обеспечили полное соответствие данного раздела ПБУ 6/01 и Методических указаний по учету ОС.

В соответствии с Методическими указаниями по учету ОС и ПБУ 6/01 амортизационные отчисления включаются в себестоимость и соответственно влияют на ее величину. С их учетом рассчитывается также остаточная стоимость объекта, отражаемая в балансе.Величина амортизации определяется в целях:- постепенного накопления средств на полное восстановление (приобретение нового имущества);- расчета остаточной стоимости для отражения в балансе — определения среднегодовой остаточной стоимости основных фондов при расчете налогооблагаемой базы налога на имущество;- оценки остаточной стоимости, проводимой экспертами.Сроком полезного использования является период, в течение которого использование объекта ОС приносит доход организации. Срок полезного использования отдельных групп ОС определяется исходя из количества продукции (объема работ в натуральном выражении), ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.

Срок полезного использования объекта ОС согласно п. 20 ПБУ 6/01 определяется организацией при принятии этого объекта к бухгалтерскому учету исходя из следующего:- ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;- ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;- нормативно-правовых и других ограничений (например, срока аренды).Согласно Налоговому кодексу РФ амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам исходя из сроков его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект ОС и (или) объект нематериальных активов служат для выполнения целей деятельности налогоплательщика.

Срок полезного использования для начисления амортизации в бухгалтерском учете по ОС, приобретенным до 1 января 1998 г., устанавливается в соответствии с Едиными нормами амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 N 1072 (далее — Единые нормы), а по ОС, приобретенным после 1 января 1998 г., — в соответствии с ПБУ 6/01.Сроки службы объектов ОС при начислении амортизации для бухгалтерского учета по ОС, приобретенным после 1 января 2002 г., могут устанавливаться исходя из Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 (далее — Классификация ОС). На основании Классификации ОС организации на дату ввода в эксплуатацию объекта амортизируемого имущества самостоятельно определяют срок его полезного использования.

Таким образом, сроки службы по амортизируемым ОС в бухгалтерском и налоговом учете могут совпадать только по ОС, приобретенным после 1 января 2002 г. Для налогового учета необходимо перегруппировать все основные средства и установить им сроки службы в соответствии с Классификацией ОС.

На основе Общероссийского классификатора основных фондов, утвержденного Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, был составлен перечень транспортных средств.С 1 января 2006 г. изменен порядок определения амортизационных отчислений способом уменьшаемого остатка.

До утверждения изменений в ПБУ 6/01 годовая сумма амортизации данным способом исчислялась исходя из остаточной стоимости объекта на начало отчетного года, нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта, и коэффициента ускорения, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации. Методическими указаниями по учету ОС, развивающими правила, зафиксированные в ПБУ 6/01, установлено, что при определении годовой суммы амортизационных отчислений способом уменьшаемого остатка по движимому имуществу, составляющему объект финансового лизинга и относимому к активной части ОС, может применяться коэффициент ускорения согласно условиям договора финансовой аренды не выше 3. Субъекты малого предпринимательства могут применять коэффициент ускорения, равный 2.Однако в Федеральном законе от 29.10.1998 N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге) » конкретный коэффициент ускорения не определен.

С 1 января 2005 г. утратила силу и ст. 10 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ

«О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»

, которая предусматривала возможность применения коэффициента ускорения малыми предприятиями.

ПБУ 6/01 предусмотрено использование повышающего коэффициента, устанавливаемого организацией самостоятельно. Годовая сумма амортизационных отчислений при способе уменьшаемого остатка определяется исходя из остаточной стоимости объекта на начало отчетного года, нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта, и коэффициента не выше 3, установленного организацией.Однако способ уменьшаемого остатка не обеспечивает начисление суммы амортизации, равной первоначальной балансовой стоимости за нормативный срок эксплуатации автомобиля, и, следовательно, является замедленным.

Очевидно, что при списании по окончании нормативного срока службы автомобиля амортизация на который начислялась этим способом, произойдет уменьшение прибыли на сумму недоначисленной амортизации. Возможность использования при расчете нормы амортизации коэффициента ускорения, введенного с 1 января 2006 г., не устраняет основной недостаток способа уменьшаемого остатка. Анализ показал, что коэффициент ускорения в формуле нормы амортизации не позволяет списать полностью первоначальную балансовую стоимость в амортизационные отчисления даже за удвоенный срок службы.Исходя из изложенного, по нашему мнению, могут быть признаны два варианта использования способа уменьшаемого остатка для начисления амортизации.1.

Недоамортизированная сумма одномоментно включается в состав расходов на дату выбытия транспортного средства.2.

Недоамортизированная сумма одномоментно включается в состав расходов на дату окончания начисления амортизации.На выбор способа начисления амортизации ТС в бухгалтерском учете влияет ряд факторов, которые определяются существенными особенностями ТС. Эти особенности проявляются при эксплуатации ТС и заключаются в том, что с увеличением срока службы и, следовательно, общего пробега: — уменьшается среднегодовой пробег;- падает годовая выработка в натуральном выражении;- увеличивается продолжительность технического обслуживания и ремонта;- падает удельный годовой доход от одного ТС.Величина начисленной годовой амортизации, включаемая в себестоимость, должна соответствовать годовым доходам и учитывать перечисленные особенности.ПРИМЕР.

Первоначальная стоимость приобретенного автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете составляет 200 800 руб. Согласно Классификации ОС автомобиль относится к 3-й амортизационной группе (свыше трех до пяти лет).Организация определила, что для целей бухгалтерского и налогового учета срок службы автомобиля составляет 5 лет (60 мес.). Амортизацию по автомобилю в бухгалтерском и налоговом учете организация начисляет линейным способом.

Определяем норму амортизации в месяц, применяя формулу расчета: (1 мес.: 60 мес.) х 100 = 1, 667%.

Сумма ежемесячной амортизации в бухгалтерском и налоговом учете будет одинаковой 3347 руб.

(200 800 руб. х 1, 667%).Начиная с месяца, следующего за месяцем ввода автомобиля в эксплуатацию, и до полного погашения его стоимости или выбытия бухгалтер ежемесячно делает проводки:Дебет 20 (26, 44) — Кредит 02 — 3347 руб. — начислена амортизация по автомобилю за текущий месяц.При способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) начисление амортизационных отчислений производится исходя из натуральных показателей (объемов перевезенных грузов, пробега) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта ОС и предполагаемого объема продукции за весь срок полезного использования объекта. Данный способ начисления амортизации применим к ТС, для которых норма амортизационных отчислений исчисляется в процентах от стоимости автомобиля на 1000 км пробега, что позволяет приблизить начисляемый износ к реальному износу ТС, определяемому фактическим пробегом, и быстрее начислять сумму, необходимую для приобретения нового автомобиля.

Норма амортизации (На) вычисляется по формуле:На = Спб: Lн,где Спб — первоначальная балансовая стоимость; Lн — нормативный пробег до списания.Сумма амортизации (А) определяется по формуле:А = Lр х На,где Lр — пробег за расчетный период (годовой, месячный, квартальный).Отметим, что при расчете норм амортизации в соответствии с Едиными нормами используется сумма пробега ТС до и после капитального ремонта. В соответствии с ПБУ 6/01 в качестве нормативного пробега (Lн) принимается пробег до капитального ремонта, на котором основывается предполагаемый объем работ, выполняемый за весь срок полезного использования ТС.Приведенный способ целесообразно использовать также и для остальных типов подвижного состава автомобильного транспорта, по которым амортизация начисляется по нормам в процентах от стоимости, если они используются в почасовом режиме работы.

Целесообразность использования того или иного способа начисления амортизации определяется исходя из поставленных перед организацией целей и ее финансового состояния.В налоговом учете амортизация по дорогостоящим автомобилям начисляется с применением понижающего коэффициента.По легковым автомобилям и пассажирским микроавтобусам, имеющим первоначальную стоимость соответственно более 300 000 руб.

и 400 000 руб., к основной норме амортизации организация должна применять специальный понижающий коэффициент 0, 5 (п. 9 ст. 259 НК РФ).ПРИМЕР. Первоначальная стоимость приобретенного автомобиля составляет 300 600 руб.Организация определила, что для целей бухгалтерского и налогового учета срок службы автомобиля составляет пять лет (60 мес.).

Амортизацию по автомобилю в бухгалтерском и налоговом учете организация начисляет линейным способом.

Определяем норму амортизации, применяя формулу расчета: (1:: 60) х х 100 = 1, 667%.Для целей бухгалтерского учета сумма ежемесячной амортизации будет равна 5010 руб. (300 600 руб. х 1, 667%).Так как первоначальная стоимость легкового автомобиля превышает 300 000 руб., то по правилам налогового учета к основной норме амортизации применяется коэффициент 0, 5.Таким образом, в налоговом учете сумма ежемесячной амортизации составит 2505 руб.

(5010 руб. х 0, 5)Для организаций, применяющих ПБУ 18/02, это приводит к возникновению временных разниц, которые будут образовываться до тех пор, пока в бухгалтерском учете остаточная стоимость автомобиля не станет равна нулю (либо пока автомобиль не будет списан с баланса).Помимо этого обратим внимание на следующий момент.Понижающий коэффициент 0, 5 применяется в том случае, если сформированная в момент приобретения стоимость автомобиля (микроавтобуса) превышает 300 000 руб.
(5010 руб. х 0, 5)Для организаций, применяющих ПБУ 18/02, это приводит к возникновению временных разниц, которые будут образовываться до тех пор, пока в бухгалтерском учете остаточная стоимость автомобиля не станет равна нулю (либо пока автомобиль не будет списан с баланса).Помимо этого обратим внимание на следующий момент.Понижающий коэффициент 0, 5 применяется в том случае, если сформированная в момент приобретения стоимость автомобиля (микроавтобуса) превышает 300 000 руб. (400 000 руб.). Но возможна такая ситуация.

Первоначальная стоимость приобретенного автомобиля не превышает 300 000 руб. Затем организация производит, например, дооборудование автомобиля с отнесением затрат на увеличение первоначальной стоимости автомобиля. После этого стоимость автомобиля становится более 300 000 руб.

Нужно ли в этом случае применять понижающий коэффициент 0, 5?Считаем, что не нужно.Первоначальная стоимость основных средств в целях налогообложения определяется согласно п. 1 ст. 257 НК РФ в момент приобретения автомобиля как сумма расходов на его приобретение, доставку и доведение до состояния, пригодного для использования (регистрационные сборы, уплата госпошлины и т. п.).Изменяется первоначальная стоимость основных средств в случаях дооборудования, модернизации и по иным аналогичным основаниям (п.

2 ст. 257 НК РФ). Но можно ли назвать измененную стоимость первоначальной? По нашему мнению, нельзя.В подтверждение этой позиции сошлемся на письмо УМНС России по г.

Москве от 18.02.2004 N 26-08/10738 «О налоге на прибыль организаций». В нем говорится, что специальный коэффициент 0, 5 применяется в том случае, если первоначальная стоимость автомобиля в момент его приобретения была выше пределов, установленных в п. 9 ст. 259 НК РФ, независимо от того, как будет изменяться в дальнейшем его восстановительная стоимость.Порядок применения понижающего коэффициента 0, 5 для таких случаев в Налоговом кодексе РФ четко не урегулирован.
9 ст. 259 НК РФ, независимо от того, как будет изменяться в дальнейшем его восстановительная стоимость.Порядок применения понижающего коэффициента 0, 5 для таких случаев в Налоговом кодексе РФ четко не урегулирован.

Это дает возможность представителям налоговых органов настаивать на том, что понижающий коэффициент 0, 5 нужно применять и в случаях дооборудования автомобиля.ПРИМЕР. Организация в январе 2007 г. приобрела автомобиль, первоначальная стоимость которого 280 000 руб. Срок полезного использования автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете — 4 года.

Метод начисления амортизации в бухгалтерском учете и для целей налогообложения — линейный. Годовая норма амортизации по объекту — 25% (100% : 4 года).Годовая сумма амортизации — 70 000 руб. (280 000 руб. х 25%).Ежемесячная сумма амортизации — 5833, 33 руб.

(70 000 руб.:: 12 мес.).Автомобиль введен в эксплуатацию в январе 2007 г.В бухгалтерском учете делаются следующие проводки.В январе 2007 г.:Дебет 60 — Кредит 51 — 330 400 руб. — стоимость автомобиля оплачена поставщику;Дебет 08 — Кредит 60 — 280 000 руб.

— отражено приобретение автомобиля;Дебет 19 — Кредит 60 — 50 400 руб. — отражен НДС по приобретенному автомобилю;Дебет 01 — Кредит 08 — 280 000 руб. — автомобиль принят к учету в составе ОС;Дебет 68 — Кредит 19 — 50 400 руб.

— НДС по автомобилю принят к вычету.В феврале 2007 г.:Дебет 20 (26, 44) — Кредит 02 — 5833, 33 руб.

— начислена амортизация по автомобилю за февраль 2007 г. В марте в автосервисе был приобретен кондиционер, стоимость которого вместе с установкой на автомобиль составила 29 500 руб.

(в том числе НДС 18% — 4500 руб.).

В данном случае можно сказать, что проведена модернизация автомобиля.В марте 2007 г. делаются следующие проводки:Дебет 60 — Кредит 51 — 29 500 руб. — стоимость кондиционера с установкой оплачена автосервису;Дебет 08 — Кредит 60 — 25 000 руб.

— отражена стоимость затрат по модернизации автомобиля;Дебет 19 — Кредит 60 — 4500 руб.

— отражен НДС со стоимости кондиционера и сервисных услуг;Дебет 01 — Кредит 08 — 25 000 руб. — затраты на модернизацию (установку кондиционера) отнесены на увеличение первоначальной стоимости автомобиля;Дебет 68 — Кредит 19 — 4500 руб. — НДС по приобретенному и установленному кондиционеру принят к вычету; Дебет 20 (26, 44) — Кредит 02 — 5833, 33 руб.

— начислена амортизация по автомобилю за март 2007 г.Срок полезного использования автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете организация после проведения модернизации не меняет.Тогда норма амортизации в бухгалтерском учете начиная с апреля 2007 г.

будет 2, 1739% ( (1 мес.: 46 мес.) х 100), а сумма ежемесячной амортизации будет составлять 6376, 81 руб. (293 333, 34 руб. х х 2, 1739%).

В соответствии с п. 60 Методических указаний по учету ОС амортизация начисляется исходя из остаточной стоимости автомобиля (280 000 руб. — 5833, 33 руб. х 2 + 25 000 руб. = 293 333, 34 руб.) и оставшегося срока полезного использования (46 мес.).Начиная с апреля 2007 г.

в бухгалтерском учете делается проводка:Дебет 20 (26, 44) — Кредит 02 — 6376, 81 руб. — начислена сумма ежемесячной амортизации по автомобилю. В налоговом учете начисление амортизации следует производить, основываясь на общих правилах начисления амортизации, закрепленных в ст.

259 НК РФ (см. письмо ФНС России от 14.03.2005 N 02-1-07/23).Поскольку после модернизации срок полезного использования не изменился, амортизация по объекту основных средств продолжает начисляться в прежнем порядке (прежним методом и с применением прежней нормы амортизации). При этом сумма амортизационных отчислений увеличится, поскольку в результате модернизации первоначальная стоимость объекта увеличилась.Таким образом, норма амортизации в налоговом учете остается прежней — 2, 083% ( (1 мес.: 48 мес.) х 100), а сумма ежемесячной амортизации с апреля 2007 г. (месяца, следующего за месяцем окончания модернизации) в налоговом учете увеличится и будет составлять 6353, 15 руб.

( (280 000 руб. + 25 000 руб.) х 2, 083%). Если вы не готовы к спору с налоговыми органами, то в этом случае сумма ежемесячных амортизационных отчислений для целей налогообложения с учетом понижающего коэффициента составит 3176, 58 руб.

(6353, 15 руб. х 0, 5).Помимо обязательного понижающего коэффициента в налоговом учете есть добровольные коэффициенты.

Организация сама решает, применять их или нет. Соответствующее решение отражается в учетной политике организации.Так, если автомобиль работает в условиях агрессивной среды или повышенной сменности, то к норме амортизации организация может применить повышающий коэффициент не выше 2 (п. 7 ст. 259 НК РФ).В целях главы 25 НК РФ под агрессивной средой понимается совокупность природных и (или) искусственных факторов, влияние которых вызывает повышенный износ (старение) основных средств в процессе их эксплуатации.

7 ст. 259 НК РФ).В целях главы 25 НК РФ под агрессивной средой понимается совокупность природных и (или) искусственных факторов, влияние которых вызывает повышенный износ (старение) основных средств в процессе их эксплуатации. К работе в агрессивной среде приравнивается также нахождение основных средств в контакте с взрыво-, пожароопасной, токсичной или иной агрессивной технологической средой, которая может послужить причиной (источником) инициирования аварийной ситуации. Что такое повышенная сменность?Этот вопрос Налоговым кодексом РФ не урегулирован.По мнению налоговиков, при применении специальных коэффициентов следует исходить из того, что сроки полезного использования по основным средствам согласно Классификации ОС установлены исходя из режима работы в две смены (письмо УМНС России по г.

Москве от 02.10.2003 N 26-12/54400).Минфин России свою точку зрения по данному вопросу изложил в письмах от 13.02.2007 N 03-03-06/1/78 и от 16.06.2006 N 03-03-04/1/521.

Итак, повышающий коэффициент не выше 2 можно применять в том случае, если основное средство используется более двух рабочих смен, и только в тех месяцах, когда оно фактически использовалось в многосменном режиме.Данный коэффициент не применяется к ОС, относящимся к 1, 2 и 3-й амортизационным группам, в случае, если амортизация по данным основным средствам начисляется нелинейным методом.

По окончании срока использования основных средств в режиме повышенной сменности амортизация начисляется в общеустановленном порядке начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения использования основных средств в соответствующем режиме.Организация может применять и более низкие нормы амортизации, чем предусмотрено статьями 258 и 259 НК РФ.

Такое решение должно быть закреплено в учетной политике организации для целей налогообложения.Обратите внимание!

И бухгалтерским, и налоговым законодательством предусмотрены следующие случаи, когда амортизация по основным средствам временно не начисляется:- передача по договору в безвозмездное пользование;- перевод по решению руководства на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев; — проведение реконструкции (модернизации) продолжительностью свыше 12 месяцев;- проведение ремонта продолжительностью свыше 12 месяцев.При этом в целях налогообложения прибыли организация может учесть амортизационные расходы по автомобилю как в периоде его эксплуатации, так и в периоде его временного простоя при условии, что деятельность, в которой используется автомобиль, организацией не приостанавливается, а приостановка эксплуатации автомобиля вызвана объективными причинами (ремонт, сезонное производство, отсутствие заказов и т. п.).Такое же мнение высказывают МНС России в письме от 27.09.2004 N 02-5-11/162@ и Минфин России в письме от 05.10.2004 N 03-03-01-04/1/66.Амортизационная премияС 1 января 2006 г. организации получили право при исчислении налога на прибыль быстрее включать в расходы амортизацию по основным средствам.

Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ статья 259 НК РФ была дополнена новым пунктом 1.1, который предоставил налогоплательщикам возможность использовать новый ускоренный порядок списания в расходы сумм амортизации основных средств. Этот новый порядок списания получил название «амортизационная премия».Согласно общему правилу п.

1.1 ст. 259 НК РФ организация имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10% первоначальной стоимости основных средств и (или) расходов, понесенных в случае достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств, а также их реконструкции, суммы которых определяются в соответствии со ст.

257 НК РФ.Но из этого правила есть одно исключение: амортизационную премию нельзя применять к стоимости основных средств, полученных безвозмездно.

Указанная льгота является правом, а не обязанностью налогоплательщика.

Поэтому налогоплательщик сам решает, применять п. 1.1 ст. 259 НК РФ или нет. Однако практика применения этого пункта вызывает некоторые вопросы и даже разногласия с контролирующими органами. Должно ли указанное право налогоплательщика реализовываться по отношению ко всем основным средствам либо амортизационная премия может применяться выборочно — к некоторым объектам основных средств исключительно по желанию налогоплательщика?Минфин России в письме от 13.03.2006 N 03-03-04/1/219 пояснил, что новый порядок списания расходов, указанных в п.
Должно ли указанное право налогоплательщика реализовываться по отношению ко всем основным средствам либо амортизационная премия может применяться выборочно — к некоторым объектам основных средств исключительно по желанию налогоплательщика?Минфин России в письме от 13.03.2006 N 03-03-04/1/219 пояснил, что новый порядок списания расходов, указанных в п. 1.1 ст. 259 НК РФ, применяется в отношении всех основных средств организации либо не применяется вообще.Столь категоричное мнение Минфина не подкреплено никакой аргументацией, кроме самой формулировки п.

1.1 ст. 259 НК РФ, из которой подобные ограничения не следуют. Поэтому данный вопрос, по меньшей мере, является спорным. Правда, Минфин указывает, что размер единовременного списания расходов устанавливается организацией самостоятельно в пределах до 10% первоначальной стоимости ОС и (или) указанных в п.

1.1 расходов. Значит, поскольку эти положения необходимо утвердить в учетной политике организации для целей налогообложения, размер амортизационной премии также не может произвольно устанавливаться для каждого объекта, он является единым для всех объектов основных средств, в отношении которых может применяться амортизационная премия.Однако в письме от 17.11.2006 N 03-03-04/1/779 Минфин России высказывает несколько иную точку зрения: налогоплательщик «вправе закрепить в учетной политике для целей налогообложения положение о том, что амортизационная премия применяется в размере 10% только в отношении производственных объектов ОС первоначальной стоимостью не менее 1 млн руб. «. Получается, что принципиальным является выработка налогоплательщиком единых критериев основных средств, к которым применяется премия, и закрепление их в учетной политике.

Такой порядок списания расходов, с точки зрения Минфина, будет правомерным. Эту точку зрения поддерживает и ФНС России. В частности, в письме УФНС России по г.

Москве от 10.08.2006 N 20-12/72388 налоговики обращают внимание на то, что организация должна отразить соответствующие положения о списании расходов на капитальные вложения согласно п.

1.1 ст. 259 НК РФ и их размере в учетной политике для целей налогообложения.Позднее Минфин разрешил организациям применять амортизационную премию к определенным группам основных средств.

Соответствующие положения необходимо утвердить в учетной политике организации для целей налогообложения.Случившееся «послабление» позиции Минфина тем не менее продолжает свидетельствовать об ограничительном толковании п.

1.1, которое нельзя назвать правомерным.Однако все неустранимые сомнения, противоречия и неясности налогового законодательства толкуются в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ). Поэтому наиболее настойчивые из них имеют шанс выиграть дело в суде.

Возмездность (безвозмездность) — понятие общей теории гражданского права, которое в данном случае должно применяться, поскольку его определение специально в налоговых целях отсутствует.Возмездность также требует отдельного пояснения.

Амортизационная премия не применяется к основным средствам, полученным безвозмездно (п.

1.1 ст. 259 НК РФ).Безвозмездными в чистом виде являются лишь сделка дарения, которая между юридическими лицами (плательщиками налога на прибыль) запрещена, и договор безвозмездного пользования. Безвозмездность иных способов получения основных средств — вопрос спорный.Контролирующие органы отождествляют возмездность с наличием затрат.

Получение ОС в качестве вклада в уставный капитал Минфин считает примером отсутствия затрат.Так, в письме Минфина России от 17.04.2006 N 03-03-04/1/349 сообщается:

«Для того чтобы воспользоваться амортизационной премией, налогоплательщику необходимо произвести затраты на капитальные вложения»

. Минфин ссылается на ст. 1 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ

«Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»

, в которой капитальными вложениями признаются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательные работы и другие затраты.

По мнению Минфина, «организация, получившая основные средства в качестве вклада в уставный капитал, не произвела расходов на их приобретение и поэтому не вправе воспользоваться льготой, предусмотренной п. 1.1 ст. 259 НК РФ».Аналогичная аргументация сохраняется и в письме от 16.05.2006 N 03-03-04/1/145.Если организация получила основное средство в качестве вклада в уставный капитал, то, считает Минфин, она не произвела расходов на его приобретение, поэтому воспользоваться льготой не имеет права.Вместе с тем внесение в уставный капитал ОС, равно как и любого другого имущества (имущественных прав), порождает у организации-получателя обязанность предоставить встречное исполнение, в частности по перечислению части прибыли, наступающую при определенных условиях.

Получение встречного исполнения ставится в зависимость от наступления тех или иных условий (наличия прибыли, решения о ее распределении), что не свидетельствует о безвозмездности отношений учредителя и общества, а выступает естественным гарантом экономической стабильности и правоспособности юридического лица, т.

е. гарантом прав его кредиторов.

Конечная цель учредителя — получение от участия в юридическом лице экономической выгоды, которая будет прямо пропорциональна размеру внесенного вклада. Можно ли в данном случае говорить о безвозмездности? Кроме того, не будем забывать, что возмездность отношений при сложившихся условиях гражданского оборота считается таковой изначально, а вот обратное должно быть прямо установлено либо следовать из законодательства.Предполагаем, что судебная практика, как это не раз бывало, предоставит Минфину основания не относить вклад в уставный капитал к безвозмездному получению имущества.

А до этого налогоплательщик должен помнить, что амортизационная премия к основным средствам, полученным в качестве вклада в уставный капитал, не применяется.Минфин выделяет еще одну категорию имущества, к которой применение льготы п. 1.1 ст. 259 НК РФ невозможно.

Это имущество, переданное в лизинг. В целях главы 25 НК РФ оно не является основным средством, следовательно, амортизационная премия по нему не применяется (письмо Минфина России от 29.03.2006 N 03-03-04/2/94).

Под основным средством в целях главы 25 НК РФ понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией (п. 1 ст. 257 НК РФ). Исходя из этого Минфин считает: все основные средства, учтенные на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности», т. е. предназначенные для предоставления организацией за плату во временное пользование, не могут рассматриваться для целей налогообложения прибыли как капитальные вложения (письмо Минфина России от 29.03.2006 N 03-03-04/2/94) и, значит, амортизационная премия может применяться исключительно к ОС, учитываемым на счете 01 «Основные средства».Таким образом, в отношении имущества, передаваемого в лизинг, складывается некая двойная мораль: амортизация на него начисляется, но амортизационная премия по п.

1.1 ст. 259 НК РФ включаться в расходы не может. Минфин не разрешает применять амортизационную премию к стоимости имущества, передаваемого в лизинг.

Но обычная амортизация по этому имуществу начисляется на общих основаниях.В письме от 06.05.2006 N 03-03-04/2/132 Минфин корректирует свою позицию, давая понять, что принципиальным является все же право выкупа лизингового имущества. Если это право в договоре не предусмотрено, то использование амортизационной премии лизингодателем допускается в общеустановленном порядке.Заключенный на таких условиях договор лизинга ближе к аренде как договор предоставления имущества за плату во временное пользование.По поводу аренды Минфин комментирует еще ряд важных вопросов применения амортизационной премии. Каков порядок ее использования применительно к неотделимым улучшениям переданного в аренду имущества?

С 1 января 2006 г. в отношении амортизации капитальных вложений в объекты основных средств Законом N 58-ФЗ внесены следующие изменения:- капитальные вложения, стоимость которых возмещается арендатору арендодателем, амортизируются арендодателем;- капитальные вложения, произведенные арендатором с согласия арендодателя и стоимость которых не возмещается арендодателем, амортизируются арендатором в течение срока действия договора аренды.Однако Минфин считает, что основания для применения арендатором амортизационной премии по подобным объектам основных средств отсутствуют (письма Минфина России от 15.11.2006 N 03-03-04/1/759 и от 20.10.2006 N 03-03-04/1/703).Отсутствуют основания, видимо, и у арендодателя: для него эти объекты будут безвозмездно полученными, так как стоимость таковых им не возмещается.

Рекомендуем прочесть:  Объезжал яму пересек сплошную

Практически это означает, что по такой категории ОС, как улучшения арендованного имущества, стоимость которых не возмещается, право на применение премии не может быть реализовано.

Разберем на конкретном примере расчет амортизационной премии и возникающие вопросы.

ПРИМЕР. ООО в марте 2007 г. предоставило в аренду для участия в свадебных церемониях автомобиль первоначальной стоимостью 1 200 000 руб.

Арендатором были произведены работы по модернизации общей стоимостью 100 000 руб.Срок полезного использования в результате модернизации не изменился и составляет 120 месяцев (10 лет). В июле модернизированный автомобиль был принят арендодателем к бухгалтерскому учету и фактически введен в эксплуатацию.

В соответствии с условиями договора аренды автомобиля стоимость всех доработок оборудования возмещена арендатору в том же месяце.С августа ООО начало осуществлять амортизацию модернизированного автомобиля и воспользовалось правом, предусмотренным п. 1.1 ст. 259 НК РФ. В состав расходов в августе была включена сумма в размере 10 000 руб.

Дальнейшая амортизация, осуществляемая ООО, например, линейным методом, производится в следующем порядке:К = (1: n) x 100% = 1: 120 мес. x 100 = 0, 833%,где К — норма амортизации; n — число месяцев.Норма амортизации будет применяться к первоначальной стоимости основного средства, определяемой как 1 200 000 + (100 000 — — 10 000) руб.

= 1 290 000 руб.Следовательно, с сентября каждый месяц в состав расходов будет включаться сумма в размере 10 745, 7 руб. (1 290 000 руб. x К = = 1 290 000 руб. x 0, 833%).Из этого примера очевиден также следующий принцип: при расчете суммы амортизации после применения амортизационной премии первоначальная стоимость уменьшается на величину амортизационной премии (абз.

4 п. 2 ст. 259 НК РФ).Обратите внимание! Пункт 1.1 ст. 259 НК РФ введен в действие с 1 декабря 2006 г. Предусмотренная им льгота может быть применена только в отношении объектов, введенных в эксплуатацию не ранее декабря 2005 г., так как амортизация начисляется и появляется право на амортизационную премию с 1-го числа следующего месяца, т.

е. с 1 января 2006 г. К аналогичному выводу приходит и Минфин в письме от 04.08.2006 N 03-03-04/1/619.С 1 января 2007 г.

вступила в силу новая редакция п. 1.1 ст. 259 НК РФ, которая позволяет применять амортизационную премию и при реконструкции (Федеральный закон от 27.07.2006 N 144-ФЗ).Применить льготу при реконструкции, проведенной в 2006 г., организация может при составлении налоговой декларации по налогу на прибыль за 2006 г. : Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера».

Все для бухгалтера.

Методы расчета амортизации автомобиля на примерах

20 ноября 2018Вся стоимость транспортного средства, приобретенного предприятием, сразу никогда не списывается.

Она вычитается постепенно в течение всего срока полезного использования. Считать амортизацию автомобиля необходимо в рамках бухгалтерского и налогового учета.Амортизация автомобиля – это списание стоимости транспортного средства по частям в соответствии с физическим износом.

Иными словами, если машина была приобретена предприятием, то ее стоимость списывается бухгалтерией не сразу, а постепенно в течение нескольких лет.Амортизационные отчисления относятся к издержкам деятельности предприятия.

Они вычитаются из основных средств (ПБУ 6/01 от 30.03.2001). Это денежный эквивалент износа.Считать амортизацию нужно, если:

  1. предприятие покупает автомобиль;
  2. компания нанимает сотрудника с машиной.

Аренда автомобиля может быть учтена на счете 01, на котором отражается информация об основных средствах, находящихся в эксплуатации. Но только в том случае, если этот актив приносит доход более 12 месяцев подряд.Амортизация используется в бухгалтерском и налоговом учете.Она нужна для постепенного списания сумм крупных расходов, чтобы не создавать в коротком периоде отрицательные показатели.Алгоритм расчета следующий:

  1. выберите метод исчисления (чаще используются прямой способ и по сумме чисел срока полезного использования, можно также считать с уменьшением остатка или на основе машино-часов);
  2. произведите расчеты, применяйте выбранный метод в течение всего срока полезного использования.
  3. отразите в учетной политике выбранный способ;
  4. определите срок полезного использования;

Менять метод расчета не допускается для объекта.Когда стоит начинать списывать отчисления, зависит от срока ввода транспортного средства в эксплуатацию, а не факт его покупки.

Также неважно, когда автомобиль был зарегистрирован в ГИБДД.Изобр. 1. Постановка автомобиля в ГИБДДСуществует несколько способов расчета амортизации автомобиля. В основу ложится стоимость машины без НДС, отраженная по дебету сч.

№1 «Основные средства». Списанные деньги указываются по кредиту счета 02 «Амортизация основных средств».Срок полезного использования можно подсмотреть в . Авто попадают в 3-ю группу (3-5 лет), 4-ю (5-7 лет), 5-ю (7-10 лет).Для расчетов можно использовать справочник, в котором приведена балансовая стоимость модели транспортного средства. Полученное значение делится на срок использования и получается сумма амортизации.

Нет единого справочника, по которому бы выстраивались все расчеты.

За основу допускается брать номенклатурные каталоги, издаваемые специализированными организациями.В бухгалтерии чаще остальных используются два метода – линейный и способ по сумме чисел срока полезного использования. Какой из них применить, выбирает само предприятие.

Однако остановиться на определенном варианте можно до ввода в эксплуатацию объекта учета. И менять его позже уже нельзя.Предполагает равномерное списание средств в течение всего срока амортизации.Например, новый FordTransitв базовой комплектации за вычетом НДС стоит 1 685 тыс. руб. Предполагается, что на предприятии оно будет использоваться 5 лет (60 месяцев).

В этом случае месячная сумма амортизации – 28, 08 тыс.

руб. (337 тыс. руб. в год). Итого амортизационные отчисления за каждый год составят 20%.Для точного расчета отчислений с учетом износа необходимо принять во внимание пробег с начала эксплуатации, климатические условия, населенный пункт, в котором предстоит использовать транспортное средство, экологическое состояние региона. Также важна марка и страна производства машины. От качества сборки зависит, во сколько обойдется обслуживание и затраты на сервис.Таблица 1.

Экологическое состояниеРасчет на основе приведенных выше данных стоимости автомобиля (1 685 тыс. руб.). без учета расходов на содержание и обслуживание транспортного средства.5 лет эксплуатация автомобиля = 1+2+3+4+5 = 15Сначала складывается порядковый номер года эксплуатации: первый (1), второй (2), третий (3), четвертый (4), пятый (5), шестой (6).

Получается 15. Затем в первый год эксплуатации отчисления считаются так:АО = порядковый год (с конца) ÷ сумму порядковых номеров лет х стоимость автоТ.

обр. в первый год списывается наибольшая сумма, в последний – наименьшая.Таблица 2.

Расчет годовых отчисленийИзобр. 2 Транспортные средстваВ налоговом учете применяется линейный и нелинейный метод. При линейном методе сумма годовых амортизационных отчислений равна 337 тыс.

руб. (1 685 ÷ 60). Нелинейный описан в .В налоговом учете в начале отчетного периода организация вправе поменять метод исчисления. Однако если изначально был выбран нелинейный способ, то использовать линейный можно не ранее, чем через 5 лет.Это один из видов амортизации, при котором расчет амортизационных отчислений происходит с повышающим коэффициентом – 2 или 3 (). Может применяться, если автомобиль находится в лизинге.

Как рассчитать срок полезного использования легкового автомобиля?

Амортизация автомобильных транспортных средств используется в бухгалтерском учете, в налогообложении, а также для определения максимально возможного срока эксплуатации автомобиля и расчета стоимости технического обслуживания и ремонта транспортных средств.

С 1 января 2017 года вступили изменения в классификацию этих технически сложных товаров, принятые постановлением правительства РФ от 07.07.2016 года. О том, как определить срок полезного использования легкового или грузового автомобиля, поговорим далее.

Сколько времени действительна медицинская справка на водительские права для водителей?

Ответ узнайте прямо сейчас. к содержанию ↑ От чего зависит амортизационная группа легковушек? По российской классификации, которая используется в постановлениях правительства РФ, все легковые автомобили подразделяются на пять классов. Главным критерием для отнесения легкового транспортного средства к соответствующему классу является объем его двигателя:

  1. 4-й класс — легковые автотранспортные средства большого класса (объем двигателя более 3,5 литров);
  2. 2-й класс — автомобили малого класса (объем двигателя 1,2-1,8 литра);
  3. 5-й класс — высший класс автомобиля, используемый в представительских целях, объем двигателя для этого класса автомобилей не имеет значения.
  4. 3-й класс — средний класс автомобилей (объем двигателя 1,8-3,5 литров);
  5. 1-й класс — автомобили особо малого класса (объем двигателя до 1,2 литра);

О том, имеется ли срок годности у автомобильного моторного масла, узнайте из нашей статьи.

к содержанию ↑ Срок полезного использования по классам По установленному классификатору основных средств, подавляющее число автомобилей в зависимости от их класса относятся к двум амортизационным группам, которыми устанавливается срок их полезного использования.

  • В третью амортизационную группу отнесены автомобили особо малого, малого и среднего класса (1-й, 2-й, 3-й класс). Период полезного использования данных автомашин составляет 3-5 лет.

  • В пятую амортизационную группу входят легковые автотранспортные средства большого и высшего класса. Период полезного использования — 7-10 лет.

Автомобили малого класса, используемые в качестве транспортных средств для передвижения инвалидов, являются исключением из выше приведенной классификации. Такие машины относятся к 4-му амортизационному классу, срок их полезного использования составляет 5-7 лет. к содержанию ↑ Высший класс К автомобилям высшего класса относятся транспортные средства представительского класса (класса люкс).

Для этого класса автомобилей не устанавливаются четкие критерии объема двигателя, большее значение имеют размеры машины (длина от 5 и ширина от 1,7 метров) и марка авто (премиальные автомобили марок BMW, Mercedes, Lexus и т.п.).

Другими важными показателями являются:

  1. цена автомашины;
  2. форма кузова;
  3. быстроходность, наличие бронирования и комфортабельность.

Некоторые автомобили, подходящие по физическим показателям к категории высшего класса автомобилей, но не относящиеся к премиальным маркам, относятся к третьему или четвертому классу легковых транспортных средств. Для отнесения их к категории высшего класса требуется специальное заключение эксперта.

к содержанию ↑ Ориентир для отечественного авто В отличие от европейской классификации, где для определения класса большую роль имеет размер автомобиля, в отечественной классификации главное значение имеет объем двигателя автомобиля и его сухая масса. В соответствии с этой классификацией, в полном названии автомобиля указывается номер, в котором отображен класс модели. Например, в названии автомобиля ВАЗ 2114 цифра 2 отображает класс этой модели (малый или второй класс), так как этот автомобиль имеет объем двигателя в пределах 1,2-1,8 и вес от 900 до 1000 килограммов.

О том, как определить срок годности автомобильного огнетушителя, читайте здесь.

к содержанию ↑ Пример определения В качестве примера определения периода полезного использования автотранспортного средства можно взять любой б/у автомобиль и рассчитать срок полезного использования. При приобретении подержанного автомобиля Ford Mondeo, объем двигателя которого составляет 2 литра, важное значение имеет возраст автомобиля и срок его ввода в эксплуатацию. Предположим, что автомашина находилась в эксплуатации 2 года.

Так как эта модель автомобиля входит в третью группу амортизации, то для нового автомобиля срок полезного использования определен в промежутке 3-5 лет. Вычтя возраст автомашины из установленных сроков амортизации для автомобиля такого класса, получим период оставшегося полезного использования данного транспортного средства — от 1 года до 3 лет.

к содержанию ↑ Амортизационные группы грузовиков Грузовые автомобили, так же как и легковые, в зависимости от их технических характеристик и типа назначения относятся к различным амортизационным группам, согласно которым определяется время их полезного использования. Список технически сложных товаров, в том числе бытового назначения, вы найдете на нашем сайте.

к содержанию ↑ Как зависит от технических характеристик? В зависимости от типа грузового автомобиля и грузоподъемности, грузовые транспортные средства подразделяются на следующие амортизационные группы:

  1. в четвертую амортизационную группу входят грузовые автомобили общего назначения (самосвалы, тягачи, автомобили-фургоны, бортовые автомобили);
  2. в пятую амортизационную группу входят автомобили с дизельными и бензиновыми двигателями грузоподъемностью от 3,5 до 12 тонн, автомобили грузоподъемностью свыше 12 тонн, а также седельные тягачи и специализированные автомобили (автогидроподъемники, мусоровозы).
  3. грузовые автомобили, оснащенные бензиновыми и дизельными двигателями, грузоподъемностью до 3,5 тонн входят в третью амортизационную группу;

Состав амортизационных групп также был несколько изменен новым постановлением правительства. к содержанию ↑ Сроки по классификации По принятой Классификации основных средств, период полезного использования грузовых автомобилей определяется их принадлежностью к определенной амортизационной группе.

  • Для третьей амортизационной группы период полезного использования ограничен сроком в 3-5 лет.
  • Для четвертой амортизационной группы размер периода полезного использования ограничен сроком в 5-7 лет с момента ввода автомобиля в эксплуатацию.
  • У грузовых автомобилей, относящихся к пятой группе, период полезного использования ограничен сроком в 7-10 лет.

Знание классов легковых и грузовых автомобилей, а также новых правил учета сроков полезного использования транспортных средств, пригодятся не только в бухгалтерском деле, но и частным автовладельцам. Например, при определении размера налогообложения, страховых выплат и определения амортизации частного автомобиля, используемого в работе организаций.

Какая амортизационная группа у автомобиля в 2021 году

Актуально на 19 декабря 2021 Время для прочтения: 3 минуты Прочитано: Сохранить статью Содержание У многих компаний на балансе есть легковые и грузовые автомобили.

Для их правильного отражения в налоговом учете необходимо знать соответствующую амортизационную группу автомобиля в 2021 году.

Соответствующие автомобилям коды ОКОФ, их амортизационные группы и срок полезного использования автомобилей, введенных в эксплуатацию с 01.01.2017, приведены далее в таблице. Она актуальна в 2021 году. Вид автомобиля ОК 013-2014 (ОКОФ) Амортизационная группа Срок полезного использования Легковой с бензиновым двигателем объемом до 3 500 куб. см включительно (3,5 л) 310.29.10.21 310.29.10.22 Третья От 37 до 60 месяцев включительно Легковой с бензиновым двигателем объемом свыше 3 500 куб.

см (3,5 л) 310.29.10.22 Пятая От 85 до 120 месяцев включительно Легковой с дизельным двигателем 310.29.10.23 Грузовой (бортовой, тягач или фургон) с максимальной массой не более 3,5 т включительно 310.29.10.41.111 310.29.10.42.111 Третья От 37 до 60 месяцев включительно Грузовой с максимальной массой свыше 3,5 т 310.29.10.41.112 310.29.10.41.113 310.29.10.42.112 310.29.10.42.113 Пятая от 85 до 120 месяцев включительно Самосвалы, автобензовозы, автолесовозы и некоторые другие грузовики независимо от максимальной массы 310.29.10.41.120 310.29.10.42.120 Четвертая От 61 до 84 месяцев включительно Заметим, что большинство легковых автомобилей относятся к 3-й группе амортизации. Следовательно, срок их полезного использования составляет от 3 до 5 лет включительно, то есть от 37 до 60 месяцев. Данные о типе транспортного средства, объеме его двигателя и разрешенной массе берите из ПТС.

Кроме того учтите, что в силу новой редакции абзаца 4 п. 1 ст. 259 НК РФ (внёс Закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ) с 1 января 2021 года организации получили право переходить с одного метода (линейного или нелинейного) начисления амортизации на другой, но не чаще одного раза в 5 лет.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+