Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Спрос на авто на запчасти

Спрос на авто на запчасти

Спрос на авто на запчасти

Секреты автобизнеса. Как открыть магазин запчастей и не облажаться


Еще со времен ларьков, торговавших жвачками Turbo и порошками Yupi, мы знаем, что самый понятный бизнес — это «купи-продай». Если сосед Игорь поднялся в 90-е на шоколадках, обещавших «райское наслаждение», то чем сейчас запчасти хуже? Спрос на них предсказуем и стабилен: вон сколько машин на улицах! И независимо от глубины и драматизма кризиса, всем автомобилям будут нужны детали, расходники, эксплуатационные жидкости.

Впрочем, в торговле особенно остро стоит вопрос конкуренции. Если вам придет в голову продавать телевизоры, зубную пасту, шоколадки или медикаменты, вы быстро осознаете, что против крупных торговых сетей не попрешь.

Но с запчастями ситуация иная. Есть официальные дилерские центры, есть десятки тысяч разрозненных малых предприятий и есть крупные интернет-магазины. С первыми конкурировать вроде бы можно: у них ведь цены на запчасти задраны до небес.

Со вторыми и третьими… Слишком уж многие стремятся урвать свой кусок на этом рынке, так что конкуренция выше крыши во всех сегментах — и в оффлайне, и в онлайне. С одной стороны, это означает высокие риски, сложность планирования и немаленькую цену входа на рынок. Но с другой стороны, влияние кризиса создает турбулентную ситуацию для всех игроков, давая кому-то — возможно, новичку — шанс проявить себя.

А помимо прочего, именно в такие периоды сами собой рождаются новые возможности и ниши.

Я стою перед покосившимся старым домом в переулке, названия которого никто не помнит, и который не найдешь без навигатора.

Вывеска «Запчасти для Ford» сделана в лучших традициях провинциальной торговли.

Прежде чем заходить, смотрю на смартфоне цены в популярных интернет-магазинах.

Вот, допустим, такая мелочь, как пыльник рулевой тяги на Focus II. Фордовский «оригинал» стоит 1800 руб., и есть несколько неоригинальных вариантов в районе 700-1000 руб. Захожу в «оффлайновый» магазин, и тут мотор в моей голове начинает «троить» и звенеть клапанами.

Тут эту деталь продают за 350 руб. И как с такими конкурировать?

Этот и несколько подобных магазинов других марок хорошо известны в городе среди автомобилистов, умеющих экономить, а ассортимент деталей, которые тут всегда в наличии, впечатляет. Бывает, что даже дилеры берут в этом магазине ту или иную деталь, которой у них в данный момент нет. Восхищенный увиденным, я прошу позвать управляющего и представляюсь.

Я, мол, не разведчик от конкурентов, а всего лишь пишу статью, расскажите о том, как вам удалось создать такой сверхдоступный дискаунтер.

Я уже было приготовился услышать захватывающую историю бизнес-кейса в духе Ричарда Бренсона (Virgin) или Сергея Галицкого («Магнит»), но владелец магазина сдержанно улыбнулся и поведал, что пришел в этот бизнес случайно и относительно недавно — на волне кризиса 2008 года, когда его прошлая фирма, связанная с «ювелиркой», стала подавать признаки скорого банкротства. Друзья, у которых уже были подобные магазины для «японцев», «немцев» и GM, предложили выгодный вариант: откройся под вывеской «Форда», а мы поможем контактами с поставщиками, которые обеспечат лучшие закупочные цены. За шесть прошедших лет бизнесмен ни разу не пожалел о своем решении попробовать себя в этом деле.

Итак, многое держится на деловых контактах с «правильными» поставщиками. Это плохая новость для вас, если у вас таких контактов пока нет. Но есть и хорошая новость. Практически каждый, кто пытался в свое время торговать запчастями, в результате смог худо-бедно заработать.

«Мне сложно припомнить хоть один магазин запчастей, который бы разорился»

, — утверждает моя знакомая, работающая в этой сфере много лет. Услышав это, я предложил ей сесть за стол и попробовать составить пошаговую инструкцию по созданию такого бизнеса. Какого магазина не хватает в вашем городе?

На этот вопрос довольно сложно ответить, поскольку, на первый взгляд, спрос на все виды запчастей удовлетворен. Нечто нестандартное, вроде бутика запчастей для «Бентли» или магазина «Запчасти для Калины. Все по 100 руб.» едва ли будет востребовано.

Перед вами лежит несколько очевидных путей. Одна дорога — монобрендовый магазин с максимально широкой номенклатурой продукции под определенную марку (или группу марок типа «японцев»). Другая — мультибрендовый магазин, торгующий только самыми ходовыми товарами для машин самых разных производителей. Это тоже интересный путь: допустим, магазин «Все для ТО».

Это тоже интересный путь: допустим, магазин «Все для ТО». Между этими двумя дорогами есть множество компромиссных тропинок-решений, а некоторые находят для себя какой-то третий путь. Например, я знаю процветающий магазин, специализирующийся на старых (!) иномарках.

Дело в том, что в большинстве торговых точек сложно найти деталь на автомобиль старше 2000 года выпуска. А ведь это немаленькая ниша. Выбранный бренд или бренды определяют вашу стратегию надолго вперед, и неверное решение будет долго аукаться. Это вообще единственный ключ к успеху в ритейле — понять, что нужно рынку.

А значит, начинать стоит с изучения ситуации. Одни марки продавались в огромных количествах, соответственно, спрос на детали для них очень велик, но и магазинов для них много.

С люксовыми марками все наоборот, и в этом есть свои плюсы. Если представить все очень упрощенно, то логика такова: продавать тормозные колодки и амортизаторы для Lamborghini, прямо скажем, посложнее, чем для Фольксвагенов, но зато владелец Aventador может стать вашим преданным клиентом на долгие годы, а того, кто приехал на Пассате, вы, возможно, больше никогда не увидите.

На деле, разумеется, проходимость магазина для VW в разы или даже на порядки превышает проходимость на Lamborghini, так что между двумя этими марками большинство предпринимателей выбирают, конечно, первую.

Но если говорить в целом о премиум-классе — в этой нише некоторые неплохо делают деньги, несмотря на меньшую проходимость торговых площадей. Важный нюанс по поводу престижных «немцев»: компании BMW или Mercedes активно препятствуют тому, чтобы оригинальные детали для их машин продавались где-либо кроме официальных дилерских центров.

Этот вопрос решается еще на уровне выпуска запчастей: производители делают поставки только по своим каналам, и мало что утекает в дикую розницу. Говорят, скоро этому примеру последует и Audi. Установленные ограничения сильно подпортили жизнь магазинам запчастей, которые специализируются на люксовых «немцах».

Заниматься другими марками в данный момент проще.

Впрочем, вставшие в позу немцы своими руками стимулируют развитие ниши по торговле неоригинальными заменителями и даже самодельными (!) запчастями местного производства. В ходе подготовки этого материала нам стал известен «кейс» одного мелкого предпринимателя, который у себя в гараже оборудовал цех по производству ручек дверей для Мерседесов. Говорит, хорошо зарабатывает.

Помимо всего прочего, в торговле надо учесть тот элементарный факт, что полный склад запчастей для Мерседеса обойдется вам в несколько раз дороже склада запчастей для Daewoo. А на старте каждая копейка на счету… Выбор редакции Сейчас актуальным может стать магазин, ориентированный на такие марки, которые в настоящий момент начинают закрывать в России дилерские центры из-за кризиса. Еще лучше — те марки, которые заявили об уходе с российского рынка.

Магазины, ориентированные на эти бренды, сейчас ощутят приток покупателей. Вот, например, Opel и Chevrolet. Чем хорош бизнес по торговле запчастями, в отличие от других видов розницы, — расположение, внешний вид, интерьер, оснащение и тому подобное играют не самую принципиальную роль.

Даже так: «выстрелить» может торговая точка, у которой эти параметры находятся где-то на уровне между «ужасно» и «отвратительно». Соответственно, на выборе помещения можно сэкономить, если у вас совсем туго с деньгами. А вот если не совсем туго, то надо выбирать место с умом.

В Москве сложно представить магазин запчастей в центре, а в регионах подобное иногда встречается, если арендные ставки позволяют. И если вам повезло жить в депрессивном регионе с избытком невостребованных арендных площадей, глупо этим не пользоваться. В остальных случаях действует общее правило: вашу торговую точку стоит ставить там, где ходят/ездят люди, если у вас не эксклюзив и не супер-минимум цена.

В отдаленных районах торговые точки процветают, если поблизости большой автомобильный поток либо рядом расположены станции техобслуживания, дилерские центры, мойки, пункты шиномонтажа, автостоянки и гаражные кооперативы. Внешний вид и интерьер в любом случае вторичны.

На крайний случай подойдут даже гаражные боксы. По площади достаточно всего трех.

Но если действовать по уму, то ориентировочно под склад нужно 100 кв.м, под торговый зал достаточно 15 кв.м, ну и с учетом подсобки для персонала можно уложиться в 150 кв.м в общей сложности. Это — минимум. Кстати, маленький торговый зал выгоден с точки зрения налогообложения, если вы используете единый налог на вмененный доход (это оптимальный вариант в данном случае). В некоторых регионах получила распространение схема «контейнер».

Суть ее в том, что вместо 150 метров в «капитальном» здании у вас только 40-футовый контейнер или два: в одном склад, во втором вы с товаром и оттуда продаете. Но считается, что это тупиковый путь продаж: в подобном «помещении» бизнес, возможно, надолго застрянет на «подростковом» уровне, так и не выйдя на хорошие результаты. Для магазина, работающего семь дней в неделю, минимальный штат состоит из трех человек.

Первый — «девочка на кассе», которая также должна отвечать на телефонные звонки клиентов (насчет наличия той или иной детали) и оформлять первичные бухгалтерские документы (бухгалтер — приходящий).

Два других человека — это менеджеры по продажам, работающие посменно и способные заменить «девочку» в ее выходные дни. Почему именно два «продажника» и «девочка»? Может, «девочка» и вовсе не нужна?

Посменный график, охватывающий семь дней в неделю, так или иначе потребует трех человек, но, по словам наших опытных собеседников, достаточно, чтобы лишь двое были мощными «сэйлзами», а еще один человек — на подхвате. На первый взгляд может показаться, что «продажником» в магазине запчастей может работать любой разбирающийся в машинах человек, но это совершенно не так. Представители этого бизнеса, с которыми нам удалось пообщаться, в один голос говорят, что тут должны работать волшебники и супермены, которые чувствуют клиента и обслуживают его, как «гении» в Apple Store (до России фирменные магазины «фруктовой» компании пока не добрались, но все, кто бывал в них за границей, обычно выходят под впечатлением).

Говорят, мастер на сервисе должен быть таким, чтобы ему доверяли, как врачу. Роль консультанта по запчастям лишь немногим скромнее: он не производит хирургических операций с машиной, он «всего лишь» подбирает для нее органы для трансплантации.

Тот, кто способен доходчиво и честно объяснить, чем одна неоригинальная деталь отличается от другой (и от «оригинала»), продает много и часто.

А других нанимать смысла нет.

По-хорошему, еще нужен кладовщик, но пока бизнес прочно не встал на ноги и оборот склада не взлетел до небес, можно обходиться без него. Выбор редакции Для начала штатное расписание нашего магазина выглядело бы так: Кассир/офис-менеджер — 15–20* тыс. руб. в месяц Менеджер 1 — 20 тыс.

руб. + % с продаж (по факту 40–50 тыс. руб.) Менеджер 2 — 20 тыс. руб.

+ % с продаж (по факту 40–50 тыс.

руб.) * Ставки заработной платы приведены для областных центров средней полосы России В шоколаде те, кто имеет контакты с поставщиками, берущими товар непосредственно у производителей. Например, в ходе подготовки этого материала мы пообщались с предпринимателями, которые закупают товары из Китая, Японии и Южной Кореи с доставкой до Владивостока. Там заказанная продукция грузится в контейнер и отправляется в европейскую часть России.

Получается гораздо выгоднее, чем брать у дистрибьюторских компаний, базирующихся в Москве. До столицы товар успевает пройти через несколько «рук», и многократная торговая накрутка делает цену гораздо менее выгодной.

Как определиться, какой ассортимент необходим и в каких количествах?

Логика подсказывает, что наполнять склад надо начиная от наиболее востребованных деталей и заканчивая наименее востребованными, насколько позволяют финансы. Есть перечень товаров, которыми надо торговать в обязательном порядке. Отлично идут детали для ТО (фильтры), дальше — электрика (провода, свечи), «дворники» и прочая часто востребованная мелочевка.

Следом — масла, лампы, разъемы, цоколи, крепеж, коврики.

Не забываем о деталях «ходовки», cамо собой, берем и «тормоза» (колодки, диски, втулки). Торговая накрутка очень сильно различается в зависимости от класса товаров — см. таблицу ниже. А вот маловостребованные детали держать на складе смысла нет.

Например, электрические блоки, моторы печек и т.д. Но их можно предложить «под заказ».

Выбор редакции Наш условный магазин запчастей будет предлагать весь ассортимент вышеописанных товаров для всех моделей Opel и Chevrolet, официально продававшихся в России (сюда же Daewoo, Zaz Chance и т.д.).

Также будем продавать товары для нескольких наиболее популярных моделей, привозившихся из США. На наш взгляд, имеет смысл держать на складе оригинальные и неоригинальные товары в соотношении 5:15 (в штуках). Мы бы закупили запчастей на 1 млн рублей в следующих пропорциях: Класс товаров Сумма в закупочных ценах, руб.

Мы бы закупили запчастей на 1 млн рублей в следующих пропорциях: Класс товаров Сумма в закупочных ценах, руб. Средняя наценка Сумма в розничных ценах, руб. Детали для ТО (фильтры) 300 000 150% 750 000 Электрика (провода, свечи) 50 000 50% 75 000 Масла 100 000 30% 130 000 Аксессуары 50 000 200% 150 000 Ходовая 350 000 50% 525 000 «Тормоза» (колодки, диски и т.д.) 150 000 50% 225 000 ИТОГО 1 000 000 1 855 000 Теперь начинается самое интересное: вся эта ерунда должна каким-то образом начать приносить деньги, а клиенты к вам не торопятся.

Так или иначе, надо их звать, а значит, вы должны заложить какой-то бюджет на рекламу. Каков должен быть бюджет и на какие информационные носители его тратить, — вопросы отчасти философские.

«Половину денег на рекламу я трачу впустую, проблема в том, что я не знаю, какую из половин»

, — это сказал американский гений розничной торговли Джон Вонамейкер, который первым в мире среди ритейлеров стал выкупать крупные рекламные площади в СМИ.

Именно он первым купил половину газетной полосы (страницы), а впоследствии и целую страницу.

Произошло это еще в конце XIX века. В общем, в продвижении розничной торговли он совершил переворот.

Представители российского бизнеса по продаже запчастей, с которыми нам удалось пообщаться, рекомендуют следующее. Если поблизости с вашим магазином есть билборд, он по возможности должен быть постоянно занят вашей рекламой. Не лишним будет потратиться на приличную вывеску на самом магазине.

Если ваша фишка — низкие цены, значит надо печатать листовки с конкретными примерами.

Вот, например, комплект расходников для ТО в «обычном» магазине стоит 2500 руб., а в новом прекрасном магазине — всего 1700 руб. Об этом должно узнать как можно больше людей. Дальше придется объехать как можно больше станций техобслуживания, предложив им договоры, дающие скидки.

В каждом городе есть форумы местных автовладельцев и автоклубы — там надо стать «своим» человеком.

Важно следить за веяниями и настроениями, гуляющими в среде потенциальных покупателей.

Допустим, на форуме завязалась дискуссия о том, что масло Mobil 1 подходит для «Круза» гораздо лучше, чем фирменное GM. Многие эту мысль поддержали? Значит, вы обязаны добавить в ассортимент Mobil 1, даже если глубоко убеждены, что Castrol заливать правильнее.

Неплохо бы создать интернет-магазин или хотя бы презентабельный сайт с актуальными ценами.

Пока своего интернет-магазина нет, надо выставлять свои позиции в магазинах exist.ru и emex.ru. Мало кто из обычных автомобилистов знает, что эти магазины по сути являются агрегаторами товарных позиций не только от крупных поставщиков, но и от множества мелких «оффлайновых» торговых точек по всей стране.

Ну и придется подумать о такой штуке, как финансовая стратегия вашего предприятия. Звучит устрашающе, но, в принципе, тут всего три понятных варианта поведения: либо пускаешь прибыль и внешние источники финансирования (кредиты, собственные сбережения, транши от инвестора) на расширение ассортимента (улучшение сайта, дополнительную рекламу, оборудование торгового зала и склада), либо кладешь прибыль себе в карман.

Первое — агрессивная стратегия, второе — консервативная. И между ними — третья, компромиссная. И, само собой, нужно управлять денежным потоком таким образом, чтобы расчетный счет не «пересыхал» в тот момент, когда требуется закупить новую партию.

Выбор редакции Мы зарядим рекламу нашего магазина на сайте drom.ru, и всем конкурентам крышка.

Шутка. Наш условный магазин придерживался бы агрессивной стратегии развития: если дело пошло в одном регионе — надо стремиться к тому, чтобы открыться во всех других крупных городах.

Вспомните, как росли «Евросеть» и «Связной». В рознице масштабирование успешной бизнес-модели — ключ к суперкару, который увезет вас в светлое будущее.

Не исключено, что в какой-то момент вы потеряете управление и попадете в ДТП. Ну что ж, такова жизнь. Евгений Чичваркин и Максим Ноготков (основатели упомянутых сетей) в итоге потеряли свои бизнесы, впрочем, все же успели заработать столько, что до конца жизни должно хватить. Если на этапе запуска вы способны составить реалистичный план денежных потоков как минимум на ближайшие 12 месяцев — вы на верном пути.

Конкретные цифры будут варьироваться в зависимости от города, выбранной ниши, географического положения объекта, удачливости собственника и — не в последнюю очередь — от экономической ситуации в стране, которую особенно сложно предсказывать (а почти все товары в автомагазине, разумеется, импортные). Но сам принцип составления плана от этих факторов не меняется. Прогноз прибылей и убытков для небольшого, но удачно попавшего «в рынок» магазинчика, может выглядеть следующим образом: Расходы, руб.

Доходы, руб. Прибыль, руб. Аренда Зарплата Пополнение склада Реклама Налоги и пр. 1-й месяц 25 000 50 000 300 000 0 30 000 0 – 405 000 2-й месяц 50 000 100 000 700 000 15 000 30 000 0 – 895 000 3-й месяц 50 000 100 000 114 286 15 000 30 000 200 000 – 109 286 4-й месяц 50 000 100 000 228 571 15 000 30 000 400 000 – 23 571 5-й месяц 50 000 100 000 342 857 15 000 30 000 600 000 62 143 6-й месяц 50 000 100 000 457 143 15 000 30 000 800 000 147 857 7-й месяц 50 000 100 000 571 429 15 000 30 000 1 000 000 233 571 8-й месяц 50 000 100 000 685 714 15 000 30 000 1 200 000 318 286 9-й месяц 50 000 100 000 800 000 15 000 30 000 1 400 000 405 000 10-й месяц 50 000 100 000 800 000 15 000 30 000 1 400 000 405 000 11-й месяц 50 000 100 000 800 000 15 000 30 000 1 400 000 405 000 12-й месяц 50 000 100 000 800 000 15 000 30 000 1 400 000 405 000 Общие вложения — 1 432 857 руб. Точка полного возврата инвестиций — 10-й месяц К моменту, когда ваш небольшой магазинчик раскрутился, чистая прибыль может составить 405 000 руб.

в месяц. Цифры, которые вырисовываются в данный момент, выглядят неплохо, хотя никто не даст гарантий, что на любом из этапов дело пойдет по менее оптимистичному сценарию. Впрочем, именно в периоды кризисов создавались многие компании, ставшие заметными игроками в розничной торговле. Уверен, кто-то из читающих эти строки в скором времени возьмет и вложится в создание такого бизнеса.

У основателя крупнейшей российской продуктовой сети «Магнит» Сергея Галицкого в одном интервью спросили: «Деньги для вас же не самоцель?». «Почему не самоцель? Это самоцель», — твердо ответил предприниматель.

Не удивительно, что с таким подходом в прошлом году он открывал в среднем по три магазина в день. В торговле автозапчастями пока ни один российский бизнесмен не делает чего-либо подобного и не заработал столько, чтобы войти в список Forbes. Но такая перспектива не кажется полной фантастикой.

Спрос на запчасти в России в 2021 году вырос на четверть

Не меняем, а чиним: россияне скупают автозапчасти 21.09.2020, 19:47 Прослушать новость Остановить прослушивание Россияне стали чаще интересоваться покупкой автозапчастей, следует из аналитических данных сервиса Avito, предоставленных «Газете.Ru». Интерес к объявлениям о продаже автозапчастей вырос с января по август 2021 года на четверть в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

Реклама Больше всего автомобилистов интересуют детали тормозной системы, спрос на них вырос на 50,2% в сравнении с прошлым годом. Далее по убыванию в популярности запросов следуют аккумуляторы (рост на 45,4%), система охлаждения (43,2%), стекла (42,2%), топливная и выхлопная системы (40,2%), рулевое управление (39,4%), запчасти для ТО (38,6%), элементы салона (38,4%), подвеска (38,1%), электрооборудование (34,6%), трансмиссия и приводы (32,7%), автосвет (31,6%), двигатели (30,5%), кузов (25,2%).
Далее по убыванию в популярности запросов следуют аккумуляторы (рост на 45,4%), система охлаждения (43,2%), стекла (42,2%), топливная и выхлопная системы (40,2%), рулевое управление (39,4%), запчасти для ТО (38,6%), элементы салона (38,4%), подвеска (38,1%), электрооборудование (34,6%), трансмиссия и приводы (32,7%), автосвет (31,6%), двигатели (30,5%), кузов (25,2%).

Аналогичный тренд отмечают эксперты сервиса «Яндекс.Маркет», по их данным, в августе и в первой половине сентября спрос на автозапчасти вырос на 20% в сравнении с тем же периодом прошлого года. «Несмотря на снижение интереса к категории автотоваров во время режима самоизоляции, уже к концу апреля спрос вернулся на прошлогодний уровень и остактся стабильным.

В то же время к августу интерес к некоторым типам автомобильных товаров даже превысил показатели 2021 года. Это может быть связано с тем, что после снятия ограничительных мер россияне стали больше пользоваться личным транспортом и, соответственно, чаще покупать автозапчасти и другие товары», — сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе сервиса «Яндекс.Маркет». Цены на запчасти корректируются постоянно, происходит их традиционная индексация, что-то дорожает, а некоторые детали, наоборот, дешевеют, отмечает директор по сервису и запасным частям дилерского центра «Авилон.Hyundai» Павел Соломкин.

Изменение стоимости, по его словам, зависит от повышения цен на новые автомобили и инфляции.

«Кризис, конечно, отразился и на возможностях автовладельцев по ремонту автомобилей. Мы отмечаем, что снизился средний чек ремонтных работ, люди стали меньше внимания уделять техническому состоянию своего автомобиля», — рассказал корреспонденту «Газеты.Ru» Соломкин.

Официальные дилеры пока не видят у клиентов явной тенденции по смещению спроса в сторону неоригинальных или восстановленных запчастей. Процент использования таких запчастей автовладельцами остается примерно на том же уровне, что и всегда, уверен Соломкин.

Авторизованные станции, в свою очередь, фиксируют рост стоимости автомобильных запчастей, почти все детали покупаются за валюту, из-за этого ослабший рубль вносит свои коррективы, обратила внимание сооснователь сети умных автосервисов «Вилгуд» Барно Турсунова.

«В среднем в зависимости от позиции цены выросли на 10-20%. Основное влияние на рост оказало ослабление рубля и повышение доллара и евро. Еще одним триггером стало падение спроса на новые автомобили из-за экономических последствий пандемии — многим автовладельцам сейчас выгоднее чинить действующую технику», — уточнила в беседе с «Газетой.Ru» Турсунова.

По оценкам аналитического агентства «Автостат», по ситуации на начало августа 2021 года возраст автомобиля в России в среднем составил 13,6 года, при том, что за аналогичный период прошлого года этот показатель составлял 13,4 года. В 2011 году автопарк в стране был еще моложе — 11,9 года.

Более 30 млн автомобилистов России владеют машинам старше 10 лет, а старение автопарка ведет к увеличению потребности в запчастях, напоминает Турсунова.

За 8 месяцев 2021 года россияне купили 880,2 тысячи автомобилей, что на 17% меньше, чем в январе-августе прошлого года, свидетельствует отчет комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в России. Пандемия, падение рубля и общая стагнация в экономике отпугнули россиян от покупки новых авто, из-за этого они увеличивают пробеги на своих старых машинах, что в перспективе приведет к значительному росту спроса на запчасти, считает автоэксперт Сергей Ифанов.

И если официальные дилеры фиксируют спад клиентской активности, то у неофициальных станций идет рост. В III квартале этого года (в сравнении с АППГ) средний чек авторемонта вырос на 13%, наполнение в часах в заказ-наряде увеличилось на 8%, а стоимость нормо-часа выросла на 3,5%, отмечает Барно Турсунова из «Вилгуд».

«Увеличение среднего чека и других показателей мы связываем с тем, что люди стали более внимательно подходить к ремонту машин, так как в условиях распространения коронавируса личный автомобиль остается наиболее безопасным средством для передвижения»

, — заключила она. Найдена ошибка? Закрыть Спасибо за ваше сообщение, мы скоро все поправим. Продолжить чтение

В России значительно вырос спрос на автозапчасти

Как рассказали «РГ» эксперты «Авито Авто», столь значительный рост спроса на комплектующие отчасти объясняется переориентацией покупателей на вторичный авторынок на фоне пандемии и валютных колебаний.

Также влияние на показатель оказал переход покупателей к онлайн-приобретению автозапчастей во время самоизоляции.Динамика роста предложения пока отстает от темпов роста спроса. По данным «Авито Авто», в первом полугодии 2021 года предложение в сегменте автозапчастей увеличилось по сравнению с прошлым годом на 18%.Заметнее всего увеличился спрос на комплектующие тормозных систем и аккумуляторы. Этими запчастями стали интересоваться на 41% чаще, чем в аналогичный период прошлого года.

Повышение спроса на аккумуляторы может объясняться тем, что во время самоизоляции многие вынужденно отказались от поездок на автомобиле, а автомобильные аккумуляторы разряжаются во время простоя машины.Второе место по темпам роста спроса делят стекла, а также элементы топливной и выхлопной системы автомобиля. Спрос на стекла вырос за год на 35%, а на детали топливной и выхлопной системы — на 34%.Таким образом, в стране в первую очередь заметно вырос спрос на ключевые комплектующие, без которых невозможно безопасное функционирование автомобиля.Наибольший спрос в абсолютном выражении при этом, как и в 2021 году, зафиксирован на покупку битых автомобилей на запчасти.В четырех городах России — Воронеже, Иркутске, Красноярске и Тольятти спрос на автозапчасти увеличился по сравнению с прошлым годом более, чем на 40%.

Однако эти города все равно не стали лидерами по спросу в абсолютном выражении.Активнее всего, как и в прошлом году, интересуются автозапчастями в Москве и Санкт-Петербурге. На долю столицы в первом полугодии 2021 года пришлось более 20% от общефедерального спроса на комплектующие, а на долю Санкт-Петербурга — 7%.При этом в Санкт-Петербурге спрос на автозапчасти за год вырос незначительно по сравнению с другими городами России — менее, чем на 10%.

Аналогично низкий рост спроса на автозапчасти наблюдается в Перми и Волгограде.

Больше никаких авторазборов.

Ремонт автомобилей б/у запчастями могут запретить

Покупка б/у запчастей на вторичном рынке — нормальное явление, если владелец автомобиля хоть сколько-нибудь считает деньги. Эта мода частично пришла в Россию из Европы, частично сформировалась самостоятельно. Обслуживать первые иномарки в нашей стране в конце 80-х — начале 90-х было сложно, поэтому водители выкручивались как могли.

Мода на контрактные запчасти в России трансформировалась в крупный бизнес — теперь можно вернуть машину к жизни за гораздо меньшие деньги и не тратить время на переговоры с официальными дилерами.В ближайшее время в России рынок контрактных запчастей и ремонта автомобилей с помощью бывших в употреблении деталей собираются регулировать. Евразийская экономическая комиссия утвердила поправки к Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств». В рамках нововведений автовладельцам могут запретить ремонтировать автомобили, используя бывшие в употреблении и восстановленные запчасти.

И хотя оборот продажи автозапчастей в России превышает 1,4 триллиона рублей, предприниматели уже считают, что инициатива может убить малый и средний автомобильный бизнес в России.Возраст автомобилей, эксплуатируемых в России, постоянно увеличивается. Связано это сразу с несколькими факторами. Здесь и высокие ввозные пошлины, и спорная ситуация на рынке.

Кроме того, «возрастные» автомобили большинство владельцев ремонтируют и обслуживают по остаточному принципу — «когда сломается, тогда и делаю». Контрактные запчасти, ввозимые в Россию из-за рубежа, помогают обходиться без колоссальных расходов на ремонт. Германия, Швеция, Бельгия, Болгария, Румыния, Молдавия, Финляндия — запчасти, снятые с автомобилей в этих странах, пользуются в России большой популярностью.

Однако в пакете изменений № 3 в ТР ТС 018/2011 «О безопасности колёсных транспортных средств» содержатся данные о том, что восстановленные запчасти, а также запчасти, снятые с аварийных автомобилей, подпадут под запрет.Бизнесмен, основатель сервиса 24auto.ru и автогонщик Артём Потехин отмечает, что в целом эти поправки идут в рамках наведения порядка в техническом состоянии автомобилей, которые эксплуатируются на дорогах общего пользования. Такие изменения, по его словам, вносят в регламент для того, чтобы предотвратить эксплуатацию сильно «уставших» старых машин и «автомобильных франкенштейнов», которые нередко создаются из нескольких машин.

Артём ПотехинАвтогонщик, предпринимательСобственники бизнеса, напрямую или косвенно связанного с ремонтом автомобилей, в один голос говорят о том, что новый пакет изменений лишит их возможности зарабатывать. Директор автосервиса по ремонту и обслуживанию немецких автомобилей в Поволжье Рустам Нигматуллин отмечает, что запчасти даже с аварийных автомобилей часто сохраняются в идеальном состоянии.Рустам НигматуллинДиректор автосервиса по ремонту немецких автомобилейКак отмечает операционный директор розничной сети автомобилей с пробегом Automama Михаил Ерцев, рынок б/у запчастей почти полностью находится в серой зоне, а все запчасти в этом секторе снимаются с «тотальных» (почти полностью уничтоженных в ДТП) или ворованных автомобилей.

И собственники авторазборов, само собой, не платят с этого никаких налогов.Михаил ЕрцевОперационный директор AutomamaГлавный вопрос, который возник у экспертов относительно новой инициативы, — кто будет сертифицировать запчасти, определять их ремонтопригодность, состояние.

Другая сложность — проведение экспертизы запчастей после ДТП. Право проводить такие процедуры получают лишь специальные лаборатории, и таких организаций на всю Россию и миллионы автовладельцев не более двадцати. Технический директор агрегатора технической помощи и эвакуации МЭТР Денис Голосюк отметил, что принятие пакета поправок в Технический регламент коснётся бизнеса автомобильных разборов и тех мастерских, где специализируются на ремонте исключительно с б/у запчастями.Денис ГолосюкТехнический директор агрегатора технической помощи и эвакуации МЭТРОбщая ситуация на рынке авторазборов (их в стране больше 3500) и б/у запчастей от новых мер сильно не изменится (по крайней мере, пока).

Технический директор агрегатора технической помощи и эвакуации МЭТР Денис Голосюк отметил, что принятие пакета поправок в Технический регламент коснётся бизнеса автомобильных разборов и тех мастерских, где специализируются на ремонте исключительно с б/у запчастями.Денис ГолосюкТехнический директор агрегатора технической помощи и эвакуации МЭТРОбщая ситуация на рынке авторазборов (их в стране больше 3500) и б/у запчастей от новых мер сильно не изменится (по крайней мере, пока). В данный момент Россия находится на третьем месте в Европе по возрасту автопарка. Новые запчасти при такой ситуации, а также с учётом финансовых возможностей автовладельцев — не самый популярный товар.

Спрос на б/у запасные части по-прежнему высокий. Все участники рынка согласны, что из серой зоны эту часть автобизнеса нужно выводить, но делать это следует аккуратно и постепенно, иначе есть риск, что в выдаче сертификатов на работу с запасными частями может быстро появиться коррупционная составляющая.В пресс-службе ГК «Автоспеццентр» пояснили, что в России на многие автомобили с пробегом вообще не продаются новые запчасти и запрет на использование восстановленных комплектующих негативно отразится на простых автомобилистах, например на владельцах праворульных машин Toyota.

Но и это не всё. Из-за изменений может вырасти цена главного документа автомобилиста — полиса ОСАГО и каско.Пресс-службаГК «Автоспеццентр» Эксперты прогнозируют, что спрос на запчасти, в том числе и контрактные, в России увеличится на 25–35% к 2024 году. При этом около 30% комплектующих на российском рынке в данный момент — контрафакт, поэтому поправки в Техрегламент можно считать обоснованными.

Дефицит запчастей, проблемы с ТО: содержание машины сильно подорожало

Фото: Олег Лозовой / РБК По его словам, некоторые представители оптовых продаж , аксессуаров и компонентов сильно сжали ассортимент, какие-то закрылись, а кто-то объединился с более крупными компаниями, чтобы выжить.

Бизнес оптовых складов с запчастями зависит как раз от наличия деталей.

Если чего-то нет в наличии, то не будет спроса, клиенты уйдут к другим поставщикам. И поэтому оптовики стараются не задирать цены.

Как рассказал в беседе с корреспондентом Autonews.ru руководитель одного из оптовых складов по продаже автомобильных деталей, у оптовиков сейчас идет борьба за рынок сбыта, и они сокращают свои аппетиты и маржу, чтобы сохранить конкурентные цены. Еще один важный тренд, который наметился в последнее время — предпочтение отдается наличным деньгам или прямому переводу на карту в обход налоговых обложений. И купленная таким способом деталь может быть на 15% дешевле.

«Сейчас высокая . Если все пропускать безналом, то детали и бизнес слишком дорого обходятся. Приходится находить пути, как вывезти деньги, превратить их в доллары и через другие фирмы под выдуманные цели завезти новый товар», — рассказал собеседник, пожелавший не называть своего имени.

Как объяснила сооснователь сети автосервисов «Вилгуд» Барно Турсунова, в сфере авторемонта общая сумма заказа, как правило, складывается из стоимости работы и запчастей. И цены на услуги автосервисы действительно не поднимали, однако стоимость комплектующих как раз привязана , и рост курса этих валют провоцирует увеличение цен на детали. Поэтому при выборе между запчастями разных производителей клиенты чаще отдают предпочтение более бюджетным аналогам.

Как показывает практика, сегодня, когда человек , то зачастую он уже имеет дело с неоригинальными запчастями. В этом же уверяет и директор «Автоглобуса» Андрей Савин.

«Диски, колодки, фильтры — вся боевая номенклатура неоригинальная, сейчас клиент в 95% предпочтет не оригинал. Это будет дешевле в два раза и не хуже по качеству. Это запчасти из Китая, Кореи, Европы, Беларуси и даже у нас в России уже много всего делают — стекла, колодки.

На неоригинальную продукцию ценообразование немного скакнуло, но не так сильно, чтобы клиенты это заметили», — считает Савин.

Продать авто по запчастям.

Крайняя мера или прибыльная затея?

Жизненный цикл автомобиля может закончиться именно на вас по самым разным причинам: серьезное ДТП, «глубокая старость» машины, пожар и т.

д. Часто единственный выход — «дербан», «на болты». Есть те, кто вручную разбирает своего «железного коня», чтобы выручить хоть какие-то деньги. А кто-то смотрит на это как на один из самых доступных видов бизнеса, и специально покупает экземпляры, которые выгоднее разобрать и продать по частям.

Дром разобрался, как это работает. «Тяжело быть последним хозяином машины», — откровенно признался мне однажды хитрый перекупщик Роман, предлагая купить старую Хонду Цивик.

Несмотря на копеечную стоимость автомобиля, эта фраза заставила крепко задуматься. Если автомобиль очень старый и неликвидный, то зачастую продажа целиком не имеет никакого смысла: рыночная цена будет совсем смешная — 20–30 тысяч рублей. А подетально можно выручить гораздо больше.

К примеру, знакомый продавал старенькую Мазду 626 1985 года на ходу и с газовым оборудованием всего за 25 тысяч. Приезжала одна молодежь, предлагали обмены на телефоны, кто-то просил… рассрочку.

Устав ждать покупателя, мужик пустил Мазду в разбор. Двигатель 10 тысяч, коробка 5 тысяч, газ — 5 тысяч.

Задуманная цена почти отбилась. А дальше пошли детали салона, ходовая часть, кузовщина.

Итоговый результат на сегодня — 45 тысяч, и кое-что еще осталось. Звучит обнадеживающе, однако есть ряд моментов, о которых ниже.

Еще выгоднее пускать на запчасти относительно свежие машины, пострадавшие в ДТП до того состояния, которое страховщики называют «тотал» — то есть без возможности восстановления. Есть, конечно, умельцы, которые и таким машинам дают вторую жизнь, но это уже попахивает мухлежом, а вот продать по деталям — честный бизнес. К сожалению, обычно удар приходится в переднюю часть, соответственно, страдает подкапотное пространство и все ценные узлы, которые там находятся.

Еще одна причина продавать машину по деталям — если она пострадала от пожара или наводнения.

Последняя беда не раз затрагивала жителей юга России.

Всем памятен Крымск или недавние ливни в Туапсе. После таких катаклизмов машина может получить гидроудар, проблемы с электрикой или полный салон грязи.

Теоретически все это можно исправить, но не факт, что последствия контакта с водой потом не аукнутся. Поэтому некоторые автовладельцы пускают свое авто в разбор.

После пожара зачастую продавать почти нечего: огонь способен за 5–10 минут оставить от машины лишь обугленный каркас. В таком случае максимум, что можно продать — это документы, а остатки сдать на металл.

Гораздо интереснее частичное повреждение. К примеру, выгорает моторный отсек, а салон, подвеска и остальные элементы остаются нетронутыми. В данном случае продажа по запчастям может компенсировать горечь от потери «железного коня», особенно если речь идет о современных или дорогих авто, на которые существует большой спрос.

Профессиональные «перекупы», которые приобретают машины специально для продажи по частям, часто связываются с экземплярами, не имеющими российской регистрации, и с машинами вообще без документов. Тех, кого привлекает такой бизнес, мы должны предостеречь!

Порой в объявлениях видишь совершенно целый автомобиль по хорошей цене и с кричащим заголовком «только на запчасти»! Набираешь номер и узнаешь печальную правду.

Вариантов много: от безобидных до откровенно криминальных.

Покупая такой автомобиль на запчасти, стоит переживать не столько за техническое состояние узлов, сколько за то, что завтра к вам могут наведаться гости в погонах. Почему продают без документов:

  1. автомобиль с мутным прошлым (порой не только без номеров и документов, но и без маркировочных табличек).
  2. документы по тем или иным причинам забрали гаишники, осталось лишь железо;
  3. утрачены все документы, связь с хозяином оборвалась;
  4. на машину наложен арест за долги и в любой момент ее могут забрать приставы;
  5. машина утилизирована (такие экземпляры часто попадаются на пунктах приема металла);
  6. хозяин умер, машину не переоформили, заниматься некогда, да к тому же она еще на старых советских номерах;

Если вы решились пустить машину на болты, не спешите хвататься за «болгарку». Сперва сядьте, возьмите листок бумаги, ноутбук и сделайте предварительную оценку будущего набора запчастей.

Для ориентира посмотрите , узнайте верхнюю и нижнюю границы, определите среднюю стоимость. Не забывайте о состоянии узлов и агрегатов своей машины. Если контрактный двигатель в хорошем состоянии стоит 30 тысяч рублей, то ваш, с большим пробегом и подъедающий масло, потянет на 15–20 тысяч.

Тут есть еще морально-этический аспект. Некоторые не стесняются выдавать «пробежные» узлы и агрегаты за «б/п» (без пробега), приукрашивая описание и фотографируя с нужных ракурсов.

А потом — хоть трава не расти. Но недовольный покупатель может дать асимметричный ответ, начнутся разборки не в автомобильном смысле слова.

Поэтому не портите себе жизнь из-за нескольких тысяч рублей. Лучше дать максимально полное описание и немного снизить цену, чем поиметь копеечную выгоду и кучу проблем в будущем. С совестью разобрались, теперь работаем с арифметикой.

Сначала выводим полную предполагаемую стоимость наиболее ликвидного «железа».

Потом считаем неизбежные расходы на разбор машины. Они зависят от технической базы и прямоты рук. Будете ли вы заниматься этим самостоятельно либо нанимать помощника?

Где планируете разбирать машину и хранить запчасти? Просчитайте все это заранее, чтобы в итоговом раскладе не выйти в ноль или хуже того — в обидный минус. На практике был случай, когда накануне зимы подвернулся Nissan Cefiro в прекрасном состоянии.

Неопытность и в прямом смысле снег на голову привели к тому, что машину пришлось отогнать в бокс и разбирать по тарифам автосервиса.

Львиная доля прибыли от продажи агрегатов съедалась затратами на услуги. Хороший вариант, когда есть знакомый автосервис.

Там можно договориться и за ночь на подъемнике скинуть двигатель с коробкой, разобрать подвеску и салон.

Если нет такого гостеприимного места, то необходим гараж.

Желательно просторный, утепленный, со светом.

Железный 6х3 — на крайний случай. Теперь инструмент. Если все манипуляции с демонтажем силовых агрегатов производить самому, то надо соорудить помост под кузов и лебедку. Набор инструментов с полным ассортиментом ключей и головок — обязательно.

«Болгарка»? Непременно. Если машина старая, то сразу купите несколько дисков — будут отлетать только в путь! Пригодятся и пара баллончиков WD40.

Все запчасти потом надо куда-то сложить.

Некоторые делают это тут же — в гараже, создавая гору из дверей, приводов и стекол. Но по-хорошему все нужно разложить по полкам, дабы в нужный момент предложить покупателю готовый продукт, а не копаться в грязной куче, судорожно выискивая искомую запчасть.

Само собой, все добро надо сфотографировать и выложить на сайт. Последняя операция только на первый взгляд кажется простой. На самом деле от качества объявления зависит очень многое.

Не поленитесь сделать фотографии с разных ракурсов, указать VIN-код, год выпуска и модель авто, прописать теги. Номер детали также не будет лишним. Напишите условия доставки, форму оплаты, обязательно работайте с иногородними клиентами, ведь на редкую модель может выстроиться очередь именно из других регионов.

И последнее — будьте на связи. Итак, машина разобрана, ждем всех желающих! Спрос на те или иные запчасти зависит от конкретной модели, но в первую очередь разлетается ценная кузовщина, оптика, навесное.

«Тяжелая артиллерия» в виде двигателя и трансмиссии может «стрельнуть» в первые дни, а может и зависнуть на полгода.

И не обойдется без сюрпризов: деталь может быть совсем малозначительной, а покупатель приедет за ней среди ночи и даст хорошую цену. Роман решил приобрести Nissan AD 2000 года с запретом регистрации из-за астрономического долга.

Автомобиль продавался за 800 километров от дома и стоил 50 тысяч. На месте он сторговал еще, взяв в итоге за 35 тысяч!

Технически машина была на троечку: нестабильная работа двигателя, убитая ходовая. Кузов вполне живой, без откровенной ржавчины.

Первый же километр преподнес сюрприз — лопнувшую покрышку.

Так как в машине не было не то что запаски, даже баллонника, пришлось ехать на такси за новой шиной.

На этом приключения закончились и Роман благополучно доехал до дома. Условия для разбора спартанские — железный гараж без света.

Вместе с отцом кое-как сняли силовые агрегаты. Затем позвонил первый клиент: «Нужно левое заднее крыло. Срочно». Надо так надо. Генератор, «болгарка» и блицкриг «да тут на час делов».

В результате процедура отпиливания растянулась на полдня, в ходе которых возникала пара довольно опасных инцидентов, ведь все это делалось в буквальном смысле на коленке.

Поэтому радость от первого заработка (4 тысячи рублей) была со слезами на глазах. «Больше в таких условиях не возьмусь за разбор машины.

Выматывает, в конце дня приходишь домой грязный и злой», — признается Роман. За месяц ему удалось продать стартер, передние крылья, колеса, аккумулятор, двери, крышку багажника, пороги, панель приборов, стекла.

Однажды даже приехали специально за зеркалом заднего вида, что на лобовом стекле.

Рома уже в плюсе, хотя в запасе есть еще козыри в виде двигателя с АКПП.

Однако он все равно недоволен, так как покупатели считают его цены завышенными: «Вроде бы ходовая модель. Но выбор большой и запчасти дешевые. Поэтому торгуются до последнего».

История Владимира более оптимистична. Молодой человек летом приобрел дизельный Mitsubishi RVR за 30 тысяч рублей.

РВР-ка имела традиционную проблему — сломанную АКПП, которая еле ехала вперед.

На первый взгляд — неликвид, геморрой, и вообще, что с нее взять?

Тем не менее продажа двигателя сразу же отбила первоначальные вложения. Динамика торговли была нестабильной, порой за неделю ни звоночка, а иногда каждый день по 5–7 тысяч в кармане.

В итоге за лето РВР-ка полностью разошлась и увеличила банк в три (!) раза. Кстати, многие «перекупы» предпочитают «Жигули», «Волги», «Москвичи» и прочие изделия советского автопрома. Заработок на каждой детали — невысокий, зато спрос стабильный.

Каста любителей отечественного автопрома, собственноручно ремонтирующих свои престарелые «ласточки», постоянно нуждается в запчастях, некоторые из которых, вопреки стереотипам, не так просто купить в ближайшем вазовском магазине. Случай из жизни: на ВАЗ-2104 отломалась ручка КПП прямо в пробке у светофора.

Оттолкав «Жигуль» на обочину, посетил три магазина — нигде такой штуковины нет.

Пришлось обращаться к гаражному дяде Васе, который тут же достал с полки заветный стержень. Собственно, ради этого многие и берут разбитые авто, ставя во главу угла именно ПТС, а уж потом распродавая железяки. Вопрос дальнейшей судьбы документов — весьма пикантная история.

Начнем с того, что переоформить голый или разбитый кузов на нового владельца в некоторых регионах проблематично — инспекторы требуют, чтобы автомобиль передвигался самостоятельно. Поэтому многие просто отдают ПТС, СТС, номера и вырезку в новые руки, обмениваясь договорами купли-продажи.

Не расслабляйтесь ради сиюминутной выгоды, ведь завтра такой «двойник» может подкинуть вам кучу штрафов и проблем. Бывает, что человек впервые начинает разбирать машину просто в силу стечения обстоятельств — ради спасения своих кровных, — а потом этот процесс затягивает, постепенно трансформируясь в основное занятие. Все крупные фирмы-поставщики контрактных запчастей когда-то начинали с одной-двух машин.

Для кого-то попытка «навариться» на разборе заканчивается фиаско — по разным причинам запчасти месяцами лежат мертвым капиталом и в конце концов уходят за копейки, а то и вовсе на чермет. Длинные сроки оборота вложений — основная проблема данного ремесла.

Большинству не терпится сорвать быстрый куш, и поэтому новичок в этом деле скорее пойдет в классические «перекупы», чем будет возиться с запчастями. Многие сетуют на то, что деньги от продажи запчастей поступают мелкими порциями и тут же разлетаются.

Однако если посмотреть абсолютные цифры, то в отдельных случаях на болтах можно заработать 100–200% в сравнении с ценой покупки.

Сколько средств надо для старта? Нашим респондентам хватило «тридцатки», а крупные игроки ворочают миллионами, заказывая сорокафутовые контейнеры из Японии или скупая битье бизнес-класса.

Может ли такое хобби стать основным источником дохода? Вполне, если взять в оборот несколько машин одной модели и в дальнейшем специализироваться именно на ней. В Омске есть небольшой маздовский авторазбор.

В частном секторе мужики соорудили гараж-офис, во дворе несколько навесов с запчастями.

Помимо б/у есть и новые детали.

Такой специализированный разбор очень удобен для любителей данной марки.

Напоследок один совет. Если решите затеять подобное предприятие в качестве хобби или постоянного заработка — относитесь к железу бережно. Постройте небольшой склад с удобными полками, проработайте маркировку, чтоб все было на своих местах.

Процесс самого разбора не должен походить на каторгу: никаких работ под дождем, в грязи, а тем более на морозе. Держите все в чистоте и порядке.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+