Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Пруд и соглошение местного самоуправления

Пруд и соглошение местного самоуправления

Полномочия органов местного самоуправления по организации использования и охраны водных объектов при решении вопросов местного значения


Обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и береговой полосе и информирование населения об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования относится, согласно РФ, к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения, муниципального района, городского округа. При этом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам и береговой полосе также отнесено к полномочиям органов местного самоуправления всех трех уровней, а информирование населения об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования не отнесено к вопросам местного значения муниципальных районов, что вряд ли может рассматриваться как намеренное выведение этих вопросов из круга вопросов местного значения, это скорее пробел данного Закона.

Названные полномочия реализуются органами местного самоуправления сельского поселения в случае закрепления законом субъекта РФ за сельским поселением соответствующих вопросов местного значения, а в случае отсутствия такого закрепления — органами местного самоуправления муниципального района.

Обеспечение органами местного самоуправления свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и береговой полосе осуществляется по трем направлениям. Во-первых, при предоставлении земельных участков в пределах береговой полосы в аренду, во-вторых, при ведении муниципального земельного контроля, в-третьих, посредством установления публичного сервитута.

Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе ( ЗК РФ).

Муниципальный земельный контроль осуществляется за соблюдением требований законодательства РФ, законодательства субъекта РФ, за нарушение которых законодательством РФ, законодательством субъекта РФ предусмотрена административная и иная ответственность.

За несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе в Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) установлена административная ответственность.

В случае выявления данного правонарушения должностные лица органов местного самоуправления направляют копию акта проверки в орган государственного земельного надзора ( ЗК РФ). Государственный земельный надзор за соблюдением режима использования земельных участков в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов осуществляет Росприроднадзор. КоАП РФ не урегулировал компетенцию какого-либо органа государственного земельного надзора по рассмотрению дел об административном правонарушении, предусмотренном ст.

8.12.1 КоАП РФ. Поскольку береговая полоса расположена внутри прибрежной защитной полосы и водоохраной зоны, применима норма КоАП РФ о том, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ (

«Нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, в водоохранной зоне водного объекта»

), рассматривают органы, осуществляющие государственный надзор в области использования и охраны водных объектов (органы Росприроднадзора). Кроме того, орган муниципального земельного контроля имеет право выдать нарушителю предписание об устранении препятствий свободному доступу граждан к водным объектам и береговой полосе.

Такие препятствия (строения, ограждения) могут находиться как на самих береговых полосах, так и за их пределами на территории прибрежных защитных полос и водоохранных зон, устанавливаемых с природоохранными целями.

И таким образом свободный доступ к водным объектам и береговым полосам обеспечивается сносом — добровольным или по решению судов — зданий, строений, сооружений, самовольно возведенных как на береговой полосе, так и на прибрежной защитной полосе водного объекта либо в его водоохранной зоне. Для прохода или проезда через земельный участок в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе орган местного самоуправления может установить публичный сервитут путем принятия соответствующего нормативного правового акта (, ЗК РФ).

Для прохода или проезда через земельный участок в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе орган местного самоуправления может установить публичный сервитут путем принятия соответствующего нормативного правового акта (, ЗК РФ).

Информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется гражданам органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.

К способу информирования может быть отнесено наличие соответствующих норм в Правилах использования водных объектов общего пользования. В этих Правилах также в качестве мест размещения такой информации называются официальные сайты администраций.

Порядок реализации данного полномочия может регулироваться специальными нормативными актами органов местного самоуправления.

Управленческая деятельность на местном уровне включает осуществление муниципальными органами власти ряда других полномочий, так или иначе связанных с охраной и использованием водных объектов. В основе определения компетенции органов местного самоуправления и разделения ее с компетенцией органов государственной власти — относимость деятельности к вопросам местного значения, которые установлены в качестве таковых от 6 октября 2003 г.

N 131-ФЗ и осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно за счет муниципальных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ относит к вопросам местного значения городского поселения, муниципального района, городского округа: создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья. К вопросам местного значения городского поселения, городского округа этот Закон относит создание условий для массового отдыха жителей и организацию обустройства мест массового отдыха населения, организацию благоустройства территории.

Законами субъекта РФ и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений названные полномочия могут закрепляться за сельскими поселениями (организация благоустройства территории поселения закреплена за органами местного самоуправления сельских поселений от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ). Осуществление мероприятий в сфере благоустройства включает благоустройство водных объектов с целью организации зон отдыха населения, что может проводиться вместе с принятием мер по обеспечению безопасного пребывания людей на воде.

В соответствии с Градостроительного кодекса РФ в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования.

<> >> Содержание Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня. Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

1 ноября 2021 Вход Введите адрес электронной почты: Введите пароль: Запомнить Вы можете войти, используя учетную запись одной из социальных сетей:

Как оформить искусственный водоем

Хотим построить искусственный водоем, земля в собственности сельхозназначения, какие инстанции и документы нужны (последовательность)?

23 Августа 2016, 08:51, вопрос №1353581 Евгения, г. Москва

    , , , , , ,

289 стоимость вопросавопрос решён Свернуть Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Ответы юристов (3) получен гонорар 100% 9,6 Рейтинг Правовед.ru 12437 ответов 6337 отзывов эксперт Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г. Новосибирск Бесплатная оценка вашей ситуации

  1. эксперт
  2. 9,6рейтинг

Здравствуйте, Евгения.

Если водоем в целях ведения сельскохозяйственной деятельности, то не вижу никаких проблем, устраивайте, никаких дополнительных согласований не требуется. Приложениек приказу Минэкономразвития Россииот 1 сентября 2014 г.

N 540КЛАССИФИКАТОРВИДОВ РАЗРЕШЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВНаименование вида разрешенного использования земельного участка Описание вида разрешенного использования земельного участка Код (числовое обозначение) вида разрешенного использования земельного участка 123Сельскохозяйственное использованиеВедение сельского хозяйства.Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1 — 1.18, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции1.0А для чего водоем для полива или для рыбоводства? С уважением! Г.А. Кураев 23 Августа 2016, 08:57 0 0 9557 ответов 2841 отзыв Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г.

Калининград Бесплатная оценка вашей ситуации Хотим построить искусственный водоем, земля в собственности сельхозназначения, какие инстанции и документы нужны (последовательность)?ЕвгенияДобрый день! Прошу уточнить для каких целей будет предназначен водоём и какие размеры планируете? 23 Августа 2016, 09:48 0 0 4979 ответов 2522 отзыва Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Болтунова Марина Юрист, г.

Москва Бесплатная оценка вашей ситуации

  1. 2522отзыва
  2. 4979ответов

Здравствуйте.

На землях категории сельхозназначение устройство пруда может быть достаточно проблематично. Вопрос: Об изменении вида разрешенного использования земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения при строительстве пруда-копани на данном земельном участке.Ответ:МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПИСЬМОот 16 ноября 2011 г.
Вопрос: Об изменении вида разрешенного использования земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения при строительстве пруда-копани на данном земельном участке.Ответ:МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПИСЬМОот 16 ноября 2011 г.

N Д23-4740Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу изменения вида разрешенного использования при строительстве пруда на земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения и сообщает следующее.Согласно п.

2 ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.В соответствии с п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка вправе строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями.По общему правилу разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (п. 9 ст. 1, п. п. 2 и 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).Вместе с тем градостроительные регламенты, определяющие разрешенное использование земельных участков, не устанавливаются для отдельных категорий земель, в том числе для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (п.

6 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (п. 7 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).При этом необходимо отметить, что порядок принятия решения об изменении разрешенного использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, в настоящее время федеральным законодательством не определен.В связи с этим отмечаем, что поскольку в соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, то согласно п.

2 ст. 3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ

«Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия соответствующих норм федерального законодательства.Кроме того, согласно п.

4 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации запрет на использование в иных целях земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения может быть установлен только в отношении особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).Таким образом, по мнению Департамента недвижимости, до установления федеральным законодательством порядка изменения разрешенного использования сельскохозяйственных угодий изменение разрешенного использования земельных участков для строительства пруда-копани может осуществляться в соответствии с решением главы местной администрации согласно п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ

«О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»

.Заместитель директораДепартамента недвижимостиМ.В.БОЧАРОВ16.11.2011Вопрос: Об отсутствии необходимости для получения разрешения на строительство пруда на земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения.Ответ:МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПИСЬМОот 17 августа 2011 г. N ОГ-Д23-962Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о строительстве пруда на земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения и сообщает следующее.Согласно п.

1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка вправе строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями.Вместе с тем пруд представляет собой единство водного объекта и земельного участка, в связи с чем, например, не допускается его отчуждение без отчуждения земельного участка, в границах которого он расположен (ч. 2 и 3 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации).Соответственно, пруд является частью земельного участка и поэтому находится в собственности собственника земельного участка (ч. 2 и 3 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации).Учитывая изложенное, сообщаем, что если пруд создается только путем земляных работ, как, например, пруды-копани, то разрешения на строительство не требуется.В случае если для образования пруда требуется строительство гидротехнического сооружения, то разрешение необходимо получать на строительство указанных сооружений, но не самого водного объекта.Разрешение на строительство выдается в порядке, установленном ст.

51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.ДиректорДепартамента недвижимостиА.И.ИВАКИН17.08.2011Вопрос: Какие документы необходимо собрать организации, для того чтобы получить разрешение на создание пруда на территории земли сельскохозяйственного назначения, находящейся в ее собственности, для разведения рыбы?Ответ: В соответствии со ст.

10 Федерального закона от 03.08.1995 N 123-ФЗ «О племенном животноводстве» (далее — Закон N 123-ФЗ) земельные участки, предоставленные гражданам — членам крестьянского (фермерского) хозяйства и юридическим лицам для осуществления разведения и использования племенных животных, относятся к землям сельскохозяйственного назначения (использования). Права на земельные участки, порядок предоставления и режим использования земельных участков, установление охранных зон на указанных участках определяются законодательством Российской Федерации.Пунктом 1 ст.

78 Земельного кодекса РФ определено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.В соответствии со ст.

77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.Статьей 4 Закона N 123-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации в области племенного животноводства регулирует отношения в области разведения племенных животных, производства и использования племенной продукции (материала) во всех отраслях животноводства, включая птицеводство, звероводство, рыбоводство и пчеловодство. Отношения в области разведения и использования диких животных и домашних животных, не являющихся сельскохозяйственными племенными животными, регулируются иным законодательством Российской Федерации.Подпунктом 3 п.

1 ст. 40 ЗК РФ предусматривается, что собственник земельного участка имеет право строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями.В соответствии с п.

3 ч. 2 ст. 5 Водного кодекса РФ пруды являются водными объектами.Частью 2 ст. 8 ВК РФ устанавливается, что пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.Согласно ст.
8 ВК РФ устанавливается, что пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.Согласно ст.

31 ВК РФ государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах. В государственном водном реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования. В государственный водный реестр включаются документированные сведения: о водохозяйственных системах; об использовании водных объектов, в том числе о водопотреблении и водоотведении; об иных документах, на основании которых возникает право собственности на водные объекты или право пользования водными объектами.В силу п.

5 Положения о ведении государственного водного реестра, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 N 253, и пп.

5.5.1 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 N 282, ведение реестра осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов в соответствии с водным законодательством и законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.В соответствии с пп. «л» п. 12 Положения о ведении государственного водного реестра сведения в Федеральное агентство водных ресурсов по объектам рыбохозяйственного назначения поступают через Федеральное агентство по рыболовству.Подпунктом 5.5.14 Положения о Федеральном агентстве по рыболовству, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.06.2008 N 444, устанавливается, что Федеральное агентство по рыболовству осуществляет согласование размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрение новых технологических процессов, оказывающих влияние на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания.Согласно п. 3 Правил согласования размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.07.2008 N 569 (далее — Правила), юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, планирующие размещение хозяйственных и иных объектов или внедрение новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания (далее — заявители), представляют в Федеральное агентство по рыболовству или его территориальные органы заявку на согласование размещения хозяйственных и иных объектов или внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания.

На основании п. 4 вышеприведенных Правил в заявке указываются:а) сведения о заявителе:полное и сокращенное наименование, организационно-правовая форма и место нахождения — для юридического лица;фамилия, имя, отчество, место жительства и данные документа, удостоверяющего личность, — для индивидуального предпринимателя;б) район размещения хозяйственных и иных объектов.В соответствии с п.

5 Правил к заявке прилагаются:а) заверенные в установленном порядке копии учредительных документов и выписка из Единого государственного реестра юридических лиц — для юридического лица;б) выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей — для индивидуального предпринимателя;в) документация, обосновывающая размещение хозяйственных и иных объектов или внедрение новых технологических процессов, в том числе предпроектная документация, проектная документация и проекты технической документации;г) данные об оценке воздействия планируемой деятельности на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания с учетом рыбохозяйственного значения водных объектов;д) сведения о планируемых мероприятиях по предупреждению и снижению негативного воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания, о возмещении наносимого вреда (компенсации ущерба) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов и законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды.Таким образом, для того чтобы получить разрешение на создание пруда на территории земли сельскохозяйственного назначения для разведения рыбы, организации необходимо представить в Федеральное агентство по рыболовству документы, указанные в п.

5 Правил к заявке прилагаются:а) заверенные в установленном порядке копии учредительных документов и выписка из Единого государственного реестра юридических лиц — для юридического лица;б) выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей — для индивидуального предпринимателя;в) документация, обосновывающая размещение хозяйственных и иных объектов или внедрение новых технологических процессов, в том числе предпроектная документация, проектная документация и проекты технической документации;г) данные об оценке воздействия планируемой деятельности на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания с учетом рыбохозяйственного значения водных объектов;д) сведения о планируемых мероприятиях по предупреждению и снижению негативного воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания, о возмещении наносимого вреда (компенсации ущерба) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов и законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды.Таким образом, для того чтобы получить разрешение на создание пруда на территории земли сельскохозяйственного назначения для разведения рыбы, организации необходимо представить в Федеральное агентство по рыболовству документы, указанные в п.

Рекомендуем прочесть:  325 1 ук рф комментарии

3 Правил.Е.В.СосновМинфин России23.11.2009Только Правила согласования размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.07.2008 N 569 утратило силу. На данный момент действуют Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания(утв.

постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2013 г. N 384) 23 Августа 2016, 10:59 0 0 Все услуги юристов в Москве Гарантия лучшей цены – мы договариваемся с юристами в каждом городе о лучшей цене. Похожие вопросы 30 Июня 2021, 13:54, вопрос №2418324 12 Июля 2018, 09:23, вопрос №2050290 26 Июня 2017, 11:04, вопрос №1678433 01 Сентября 2016, 16:16, вопрос №1364133 18 Сентября 2021, 08:30, вопрос №2514593 Смотрите также

Полномочия органов местного самоуправления в сфере муниципальной собственности на водные объекты

Муниципальная собственность является одним из важнейших институтов, с помощью которого формируются властные полномочия в системе местного самоуправления, а также осуществляется управление территорией.

Согласно Водного кодекса РФ (далее — ВК РФ) водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельных участков, принадлежащих на праве собственности субъектам РФ, муниципальным образованиям, физическим лицам, юридическим лицам, которые находятся, соответственно, в собственности субъектов РФ, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц, если иное не установлено федеральными законами. Федеральный закон от 3 июня 2006 года N 73-ФЗ

«О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации»

(, ) установил следующие критерии отнесения земельных участков к муниципальной собственности.

Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью муниципальных районов, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более поселений или указанные земельные участки находятся на территориях муниципальных районов вне границ поселений. Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных районов, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью поселений, городских округов. То есть в основу определения круга объектов муниципальной собственности был положен «остаточный» принцип.

Применительно к праву федеральной собственности и собственности субъектов РФ от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ содержит такой критерий отнесения водных объектов к соответствующему виду собственности, как нахождение его на земельных участках, отнесенных федеральными законами, соответственно, к федеральной собственности и собственности субъектов РФ. Такого же указания относительно нахождения водных объектов на земельных участках, отнесенных к муниципальной собственности, не сделано.

Данный Федеральный закон не учитывает фактор муниципальной собственности на земельные участки как условия относимости прудов, обводненных карьеров, находящихся на таких земельных участках, к муниципальной собственности, используя в качестве критерия муниципальной собственности на водные объекты только территориальный фактор, местоположение водных объектов. Под земельными участками, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, понимаются земельные участки, в состав которых входят земли, покрытые поверхностными водами, в пределах береговой линии. Право собственности на пруды и обводненные карьеры зависит от права собственности на земельный участок, в границах которого они располагаются.

Пруд, обводненный карьер могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством.

Право собственности муниципального образования на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположен такой водный объект. В то же время нахождение на земельном участке такого водного объекта налагает определенные ограничения на его правовой режим.
В то же время нахождение на земельном участке такого водного объекта налагает определенные ограничения на его правовой режим.

Так, данные земельные участки не подлежат разделу, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера. Недостатком действующего водного законодательства является отсутствие в РФ определения пруда и обводненного карьера. Требующиеся нормы законодательства должны содержать признаки идентификации так называемых русловых прудов, сооружаемых на водотоках, и прудов, гидрологически изолированных.

Внесение таких дополнений в законодательство имеет значение, например, для разграничения озер и прудов в зависимости от площади акватории и, соответственно, для определения объектов муниципальной собственности и надлежащей реализации распорядительных полномочий органов местного самоуправления в отношении таких водных объектов.

В Водном кодексе Республики Беларусь (ст. 1) содержатся такие определения: пруд — искусственный водоем площадью водного зеркала до одного квадратного километра (за исключением технологических прудов рыбоводных хозяйств), созданный путем перегораживания плотиной малых рек, ручьев, временных водотоков или обвалования территории вне русла (в понижениях рельефа, на равнинных участках местности, в искусственных выемках); пруд-копань — небольшой искусственный водоем в специально выкопанном углублении на поверхности земли, предназначенный для накопления и хранения воды для различных хозяйственных целей.

Согласно ВК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; 2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; 3) осуществление мер по охране таких водных объектов; 4) установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы. Органами местного самоуправления осуществляется предоставление водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование ( ВК РФ).

Как показывает анализ муниципальных нормативных актов, в некоторых из них встречается регулирование в разрешительно-договорном порядке и того водопользования, которое осуществляется для личных и бытовых нужд.

Например, использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований Орехово-Зуевского муниципального района, для личных и бытовых нужд (утверждены Совета депутатов Орехово-Зуевского муниципального района Московской области 23 апреля 2008 г.

N 44/3) регулируют изъятие водных ресурсов из прудов и обводненных карьеров с использованием технических средств.

Использование воды при централизованном изъятии водных ресурсов из прудов и обводненных карьеров на полив огородов, водоснабжение индивидуальных жилых, дачных домов и бань с использованием технических средств происходит на договорной основе за плату. Договор водопользования с потребителем заключает администрация городского, сельского поселения, где расположены пруд или обводненный карьер.

На наш взгляд, правомерно различать бытовые нужды, осуществляемые гражданами непосредственно на водоеме в порядке бесплатного свободного доступа к водным объектам ( ВК РФ), и бытовые нужды, осуществляемые посредством объемного изъятия воды из водоемов. В приведенном примере орган местного самоуправления принял меры к регулированию массового забора воды в целях предотвращения истощения водных объектов. По общему правилу ( ВК РФ) собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений.

В соответствии с ВК РФ собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, осуществляются органами местного самоуправления.

Право муниципальной собственности на водные объекты в границах территорий общего пользования ограничено в публичных интересах наложением запрета на их приватизацию.

Земельный кодекс РФ (далее — ЗК РФ) в содержит запрет на приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с ВК РФ, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

Земельные участки общего пользования в населенных пунктах, занятые водными объектами, не подлежат приватизации ( ЗК РФ).

<> >> Содержание Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+