Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Причины списывания бензина

Причины списывания бензина

Акт на списание ГСМ


36281 Применение акта на списание горюче-смазочных материалах (ГСМ) происходит на всех предприятиях и организациях, которые имеют на балансе транспортную технику, держат в штате водителей и несут затраты на приобретение необходимых расходных средств для автомобилей. В понятие «горюче-смазочные материалы» входят:

  1. бензин,
  2. тормозная жидкость,
  3. различного рода смазки и т.д.,
  4. масло,

то есть, по сути, все те жидкости, без которых не может обойтись ни одна транспортная единица.

  1. Проверено экспертом
  2. Бесплатная загрузка
  3. Онлайн просмотр
  4. Бланк и образец

ФАЙЛЫ Акт относится к первичной документации и имеет большое значение для бухгалтерского и налогового учета организации.

Он позволяет подсчитать расходы, произведенные компанией на горюче-смазочные материалы, чтобы впоследствии минусовать их из прибыли, снизив таким образом базу налогообложения. Следует отметить, что помимо акта на списания для проведения этой процедуры необходимо иметь еще один документ: путевой лист водителя, который подробнейшим образом отражает сведения о затраченных горюче-смазочных материалах, пройденном километраже, времени, проведенном в дороге и прочие данные.

Путевые листы должны выдаваться в начале рабочего дня, после которого водители обязаны передавать их в бухгалтерию (с авансовым отчетом, в котором регистрируются траты наличных средств, выданных на ГСМ, а также чеками и квитанциями). Для того, чтобы законно провести списание горюче-смазочных материалов, а также правильно оформить акт, в организации должна быть создана специальная комиссия в составе не менее двух человек. Для ее назначения руководитель предприятия выпускает отдельный приказ.

В состав комиссии должны входить сотрудники различных подразделений, а также материально-ответственное лицо. При этом желательно выделить в комиссии председателя и рядовых членов. В задачи комиссии входят сверка фактических расходов ГСМ с установленными в компании нормами (при этом следует отметить, что для каждого вида транспорта они свои и должны утверждаться отдельно), проведение тестовых выездов с водителями для проверки размеров ежедневного расхода горючего, масла и т.п., а также сбор путевых листов за отчетный период.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Создание комиссии требуется только в крупных организациях, предприятия малого бизнеса могут обходиться без этого: здесь для списания ГСМ достаточно простого решения руководителя фирмы оформленного в письменном виде.

Стандартного унифицированного, обязательного к применению образца акта на списание горюче-смазочных материалов нет.

Организации и предприятия имеют полное право выбрать один из двух основных способов:

  1. каждый раз по мере надобности составлять документ в произвольном виде (но это не очень-то удобно),
  2. исходя из своих потребностей разработать шаблон документа самостоятельно (в этом случае его следует утвердить в учетной политике фирмы).

Однако, вне зависимости от того, какой именно вариант оформления бланка акта для списания ГСМ будет выбран, в его заполнении нужно придерживаться некоторых правил. В частности, в нем надо обязательно указывать:

  1. данные о водителе,
  2. полный перечень списываемых товаров (с указанием количества и цены).
  3. данные о марке и государственном номере автомобиля,
  4. наименование предприятия,
  5. дату составления документа,

При этом информацию о списываемых горюче-смазочных материалах лучше всего оформлять в виде таблицы.

К заполнению акта важно относиться очень внимательно и даже щепетильно, нужно стараться избегать ошибок, не вносить в документ недостоверные сведения, которые могут привести к наказанию со стороны надзорных органов. Акт может быть оформлен на фирменном бланке организации или же не обычном листе А4 формата – это роли не играет, как и то, составлен он в рукописном виде или же напечатан на компьютере.
Акт может быть оформлен на фирменном бланке организации или же не обычном листе А4 формата – это роли не играет, как и то, составлен он в рукописном виде или же напечатан на компьютере. Непреложное условие одно: он должен содержать оригиналы подписей ответственных за списание лиц.

Печать на акте ставить также необязательно, так как с 2016 года юридические лица освобождены от необходимости применения печатей и штампов в своей деятельности. После составления акта на списание ГСМ и принятия его в бухгалтерском и налоговом учете компании, документ передается на хранение в архив предприятия, где он должен содержаться установленное законом время.

  • Далее посередине вписывается наименование документа и коротко обозначается его смысл (в данном случае это «списание ГСМ»).
  • Ниже идет таблица. В нее вписываются
    • горюче-смазочные материалы, подлежащие списанию,
    • их количество (в литрах),
    • утвержденная на предприятии норма их расходования,
    • фактический расход,
    • стоимость.

    В тех строках, которые остаются незаполненными, нужно поставить прочерки.

  • После этого в акт вносится состав комиссии с указанием должностей сотрудников, а также их персональных данных.
  • горюче-смазочные материалы, подлежащие списанию,
  • Вначале акта справа или слева (не имеет значения) отводится место для утверждения руководителем компании, укзывают название предприятия и дату составления акта.
  • утвержденная на предприятии норма их расходования,
  • фактический расход,
  • стоимость.
  • Под таблицей следует отметить направление расхода: в данном случае, это «нужды организации», а также прилагаемые к акту документы (здесь указаны путевые листы в хронологическом порядке по номерам).
  • их количество (в литрах),
  • В завершение акт следует удостоверить подписями всех членов комиссии с расшифровками автографов.
  • Следующее, что нужно отметить: период, за который происходит списание горюче-смазочных материалов, а также марку и гос номер конкретного автомобиля.

Списание ГСМ: нормы расхода, оформление и отражение в учете

28 сентября 2018 г. 14:14 Автор: Ларцева Л. , эксперт журнала Журнал «» № 9/2018 Обязаны ли автономные учреждения при списании ГСМ применять нормы расхода, утвержденные Минтрансом?

Какие формы путевых листов используют автономные учреждения для подтверждения расходов на ГСМ?

Каков порядок отражения расходов на ГСМ в бухгалтерском и налоговом учете? Ответы на эти и другие вопросы – в статье.

Списание всех видов топлива осуществляется по его фактическому расходу, но не выше утвержденных норм расхода ГСМ. Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте установлены Методическими рекомендациями, введенными в действие Распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 № АМ-23-р (далее – Распоряжение № АМ-23-р, Методические рекомендации).

Согласно этим рекомендациям норма расхода ГСМ применительно к автомобильному транспорту подразу­мевает установленное значение меры потребления ГСМ при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации. Нормы предназначены для расчетов нормативного значения расхода топлива по месту потребления, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности организаций в обеспечении нефтепродуктами, для расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т.

д. Стоит отметить, что с 6 апреля 2018 года указанные нормы были обновлены по некоторым легковым и грузовым автомобилям (автобусам, фургонам) отечественного производства и стран СНГ, которые выпускаются с 2008 года. Также с указанной даты в новой редакции приведены предельные значения зимних надбавок к нормам расхода топлива по субъектам РФ и их частям. Изменения внесены Распоряжением Минтранса РФ от 06.04.2018 № НА-51-р.

Обязаны ли автономные учреждения применять нормы ГСМ, установленные Распоряжением № АМ-23-р? Руководствоваться Распоряжением № АМ-23-р предписывают:

  1. Минфин – при определении обоснованности произведенных расходов на приобретение топлива (письма от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875, от 30.01.2013 № 03-03-06/2/12, от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097, от 03.09.2010 № 03-03-06/2/57, от 14.01.2009 № 03-03-06/1/6).
  2. Минюст – в целях организации эксплуатации транспортных средств (Письмо от 21.09.2009 № 03-2609);

Вместе тем следует учитывать, что нормы, установленные Распоряжением № АМ-23-р, имеют рекомендательный характер, и несоблюдение предусмотренного в них порядка не влечет применения мер административной ответственности и бюджетных мер принуждения, предписаний об устранении нарушений бюджетного законодательства (Письмо Минфина РФ от 13.12.2013 № 02-10-010/55111). Если Распоряжением № АМ-23-р не установлены нормы ГСМ по автомобилю, используемому в учреждении, как обосновать расход топлива?

В соответствии с п. 6 Методических рекомендаций для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, на которую Минтрансом не утверждены нормы расхода топлива, руководители местных администраций регионов и организаций могут вводить в действие своим приказом нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в предусмотренном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике. До принятия локального акта, утверждающего нормы, учреждение может руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля (письма Минфина РФ от 11.07.2012 № 03-03-06/4/71, от 10.06.2011 № 03-03-06/4/67).

Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

Первичные документы служат основанием для принятия факта хозяйственной жизни к учету. Основным первичным документом в целях учета работы служебного автотранспорта и списания ГСМ является путевой лист.

К учету принимаются путевые листы, оформленные надлежащим образом.

Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 (далее – Приказ № 152).

Согласно данному документу к обязательным реквизитам путевого листа относятся следующие: Обязательный реквизит Пояснения Наименование и номер путевого листа В наименовании отражается тип транспортного средства, на которое оформляется путевой лист (путевой лист легкового автомобиля, путевой лист грузового автомобиля и т.

п.). Номер путевого листа указывается в заголовочной части в хронологическом порядке в соответствии с принятой владельцем транспортного средства системой нумерации Сведения о сроке действия путевого листа Такие сведения включают дату (число, месяц, год), в течение которой путевой лист может быть использован, а в случае если путевой лист оформляется более чем на один день – даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован Сведения о собственнике (владельце) транспортного средства Отражаются наименование, , местонахождение, номер телефона, основной государственный регистрационный номер юридического лица Сведения о транспортном средстве В качестве таких сведений указываются: – тип транспортного средства (легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай) и модель транспортного средства, а в случае если грузовой автомобиль используется с автомобильным прицепом, автомобильным полуприцепом – модель автомобильного прицепа, автомобильного полуприцепа; – государственный регистрационный знак транспортного средства; – показания одометра (полные км пробега) при выезде транспорта из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо); – дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки и его заезда на стоянку; – дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства (если обязательность его проведения предусмотрена законодательством РФ) Сведения о водителе Отражаются Ф. И. О. водителя, а также дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров водителя Помимо перечисленных реквизитов, на путевом листе допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом. В настоящее время унифицированных форм путевых листов, обязательных для применения государственными (муниципальными) учреждениями, не установлено.

Исходя из этого в целях определения объемов израсходованных ГСМ, подлежащих списанию, указанные учреждения вправе:

  1. воспользоваться формами путевых листов (ф. 0345001, 0345002, 0345004, 0345005, 0345007), утвержденными Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте» (далее – Постановление № 78) (Письмо Минфина РФ от 03.10.2012 № 02-06-10/4066);
  2. применять самостоятельно разработанные формы путевых листов, при условии включения в них обязательных реквизитов, предусмотренных Приказом № 152 (Письмо Минфина РФ от 25.08.2009 № 03-03-06/2/161 «О применении самостоятельно разработанных бланков путевых листов»). Причем применение таких форм учреждениям целесообразно закрепить в учетной политике.

Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом. Выдача путевых листов подлежит регистрации в соответствующем журнале. Должностное лицо, ответственное за выдачу путевых листов, обязано оформить «путевку» до выдачи ее водителю и зарегистрировать выданный документ в журнале.

Все вносимые в путевой лист изменения (исправления) подтверждаются подписью водителя и лица, ответственного за выдачу путевых листов. Оформленные путевые листы должны храниться не менее пяти лет. В случае утраты или порчи путевого листа дубликат выдается только после проведения проверки обстоятельств пропажи (порчи), установления виновных лиц и принятия к ним соответствующих мер ответственности.

Отражение операций по списанию ГСМ в бухгалтерском учете Для отражения поступивших ГСМ в бухгалтерском учете предназначен счет 0 105 03 000 «Горюче-смазочные материалы» (п.

117, 118 Инструкции № 157н). Расходы автономного учреждения на приобретение ГСМ отражаются:

  1. по коду вида расходов (КВР) 244 «Прочая закупка товаров, работ, услуг» – в случае приобретения горюче-смазочных материалов в соответствии с закупкой, осуществляемой учреждением (уполномоченным на то работником учреждения) как юридическим лицом;
  2. о КВР 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда» – в случае осуществления работником учреждения, находящимся в служебной командировке, расходов на приобретение ГСМ с разрешения или ведома работодателя в соответствии с коллективным договором или локальным актом работодателя.

Указанные коды видов расходов применяются в увязке:

  1. с подстатьей 343 «Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов» КОСГУ (применяется с 2021 года).
  2. со статьей 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ (применяется в 2018 году);

В соответствии с п. 108 Инструкции № 157н списание ГСМ производится по фактической стоимости каждой единицы либо по средней фактической стоимости.

Учреждение выбирает один их методов списания и закрепляет его в учетной политике.

Причем применение выбранного метода должно осуществляться в течение финансового года непрерывно. Списание ГСМ в пределах установленных норм отражается в бухгалтерском учете автономного учреждения следующей корреспонденцией счетов (п.

37 Инструкции № 183н): Дебет счета 0 401 20 272 «Расходование материальных запасов», соответствующих счетов аналитического учета счета 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (0 109 60 272, 0 109 70 272, 0 109 80 272) Кредит счета 0 105 33 000 «Горюче-смазочные материалы – иное движимое имущество учреждения» В автономном учреждении списание бензина осуществляется по фактическому расходу, но не выше норм, установленных Распоряжением № АМ-23-р. Рассчитанная с учетом данного документа норма расхода ГСМ по служебному автомобилю («Волга Сайбер» 2.4) составляет 10 л/100 км.

Согласно представленному путевому листу фактический расход топлива равен 25 л.

Пробег автомобиля за время поездки, зафиксированный в «путевке», – 250 км, что соответствует показаниям спидометра. Согласно учетной политике списание ГСМ осуществляется по средней фактической стоимости бензина, которая составляет 40 руб./л. Операции по списанию осуществляются в рамках основной деятельности по выполнению государственного задания.

Расходы на ГСМ непосредственно связаны с осуществлением данной деятельности. В данном случае фактический расход бензина не превышает установленной нормы – 10 л/100 км (250 км / 25 л).

В связи с этим операция по списанию ГСМ отражается следующим образом: Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.

Списан израсходованный бензин (25 л x 40 руб./л) 4 109 60 272 4 105 33 000 1 000 Списание ГСМ при превышении предусмотренных норм. Если фактический расход топлива согласно путевому листу превысил расход топлива, рассчитанный по установленной Распоряжением № АМ-23-р норме, то списание указанного превышения (перерасхода) производится по распоряжению руководителя учреждения при наличии объективных причин, повлекших перерасход ГСМ при эксплуатации автомобиля в определенных условиях, в определенной местности (Письмо Минфина РФ от 08.07.2011 № 02-06-10/3056). Утвержденные согласно распоряжению руководителя учреждения нормы расходования ГСМ, превышающие установленные Распоряжением № АМ-23-р, могут подтверждаться в том числе контрольными замерами, проведенными комиссией учреждения или специализированными организациями по обращению юридических лиц, осуществляющими исследования по соблюдению владельцами транспортных средств правил их эксплуатации с целью избежания перерасхода топлива.

При установлении вины водителя, допустившего перерасход топлива при ненадлежащей эксплуатации служебного автомобиля, сумма выявленного перерасхода отражается в бухгалтерском учете учреждения как недостача и взыскивается с водителя в преду­смотренном порядке. Порядок отражения перерасхода топлива рассмотрим на примере.

Водителю автомобиля ГАЗ-3110, принадлежащего автономному учреждению, выписан путевой лист для поездки в областной центр. Цель поездки – посещение семинара бухгалтером данного учреждения. Согласно оформленному путевому листу за время поездки указанным автомобилем пройдено 270 км. Фактический расход бензина составил 40 л при норме 35 л (норма расхода топлива равна 13 л/100 км).

Фактический расход бензина составил 40 л при норме 35 л (норма расхода топлива равна 13 л/100 км). Перерасход бензина составил 5 л.

Рыночная цена бензина на момент обнаружения перерасхода – 41 руб./л.

Учетная стоимость бензина равна 40 руб./л. По решению руководителя перерасход бензина списан.

Рыночную стоимость перерасходованного бензина водитель внес в кассу.

Стоимость бензина отражается в составе общехозяйственных расходов, учитываемых при формировании себестоимости услуг, оказываемых учреждением в рамках выполнения государственного задания. В данном случае операции по списанию ГСМ отразятся следующим образом: Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.

Списан бензин по норме (по учетной стоимости) (35 л x 40 руб./л) 4 109 80 272 4 105 33 000 1 400 Принят к учету перерасход бензина по вине водителя (по рыночной стоимости) ((40 — 35) л x 41 руб./л) 2 209 74 000 2 401 10 172 205 Списан перерасход бензина по решению руководителя 4 401 10 172 4 105 33 000 205 Внесена водителем в кассу перерасходованного бензина 2 201 34 000 2 209 74 000 205 В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст.

270 НК РФ). При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе согласно договору).

Также стоит отметить, что расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. На основании пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта). Расходы на ГСМ могут быть включены в расчет базы по налогу на прибыль только в том случае, если они произведены за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, и направлены на ее осуществление.

Расходы на ГСМ, произведенные автономным учреждением за счет субсидий, выделенных из бюджета, не учитываются при определении базы по налогу на прибыль организаций на основании пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 11.07.2012 № 03-03-06/4/71). * * * При осуществлении операций по списанию ГСМ автономным учреждениям необходимо иметь в виду следующие особенности: 1) при расчете расхода топлива целесообразно учитывать нормы, установленные Распоряжением № АМ-23-р.

Если на необходимый транспорт нормы расхода указанным документом не установлены, учреждения праве разработать собственные нормы; 2) для документального подтверждения произведенных расходов учреждения вправе использовать формы путевых листов, преду­смотренные Постановлением № 78, либо разработать такие формы самостоятельно, указав в них обязательные реквизиты; 3) топливо, израсходованное в пределах установленных норм, списывается в расходы текущего финансового года.

При обнаружении перерасхода ГСМ выявляются его причины. Если перерасход совершен по вине водителя, то его сумма отражается как недостача и взыскивается с виновного лица; 4) при исчислении налога на прибыль расходы на ГСМ, произведенные за счет средств от приносящей доход деятельности, учитываются на основании пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ при условии, что они обоснованны и документально подтверждены.

Как производится списание ГСМ без путевых листов

4435 Содержание страницы Списание ГСМ в затраты невозможно без их документального подтверждения.

Основным документом, выполняющим эту функцию, , однако он не является единственным способом зафиксировать понесенные затраты в учете. Организации, не являющиеся транспортными, могут использовать иные документы, соответствующие требованиям ФЗ-402 «О бухучете». О том, в каких случаях возможен учет ГСМ БЕЗ путевых листов и как это сделать правильно, публикуем ниже.

Какие есть обязательные ? Бензин и другие ГСМ могут использоваться не только для транспортных нужд. Например, организация использует газонокосилку для ухода за территорией. Агрегат заправляется бензином.

Очевидно, что использование путевого листа для подтверждения его расхода здесь лишено смысла.

В подобных случаях пользуются технической документацией на агрегат, где указаны нормы расхода бензина за час работы, масел (обычно указывается на литр расхода топлива). Другой вариант — опытным путем в присутствии комиссии устанавливают, сколько фактически сжигается ГСМ за единицу времени. Эти показатели и расчеты вносят в локальный НА, к примеру «Показатели работы газонокосилки».

Если обрабатывается одна и та же территория, то ее площадь известна и можно определить количество времени, необходимое для покоса, расход бензина. После выполнения работы на основании заказа-наряда или иного подтверждающего документа составляется акт на списание ГСМ. В нем указываются площадь скошенного участка, время работы агрегата, наименование и количество израсходованного бензина, его цена и стоимость, отнесенная в расходы.

В акт вносится информация о том, что установленные нормы расхода ГСМ не превышены, расходы обоснованы и бензин подлежит списанию.

Документ подписывается членами комиссии и заверяется руководителем.

Организации, не занимающиеся перевозками, но имеющие служебный, производственный транспорт, могут обходиться в учетной работе без путевых листов (Минфин, документ №03-03-06/1/354 от 16/06/11):

  • При использовании системы ГЛОНАСС или иных подобных систем контроля. ПО позволяет делать распечатки – отчеты, отражающие все показатели движения машины.
  • Если маршрут движения не меняется, например, автомобиль предназначен для ежедневного развоза работников. Число поездок, километраж, расход бензина будет постоянным, следовательно, можно применять списание по утвержденным нормам расхода ГСМ. Организация может разработать форму документа, контролирующего поездки и расход бензина, в течение месяца, самостоятельно.

Списание ГСМ осуществляется на основании этих документов актом на списание. Кстати говоря! Перевозчики могут использовать тахографы, ГЛОНАСС, системы GPS как вспомогательный инструмент контроля расхода горючего.

Отказ от использования путевых листов для подтверждения расходов по ГСМ воспринимается неоднозначно контролирующими органами и судьями. Минфин в письме №03-03-06/1/354 допускает такую возможность, оговаривает, что документы должны быть оформлены в соответствии с законодательством РФ. Порядок оформления первички по расходу ГСМ Минфин не устанавливает.

Обязательные реквизиты документов содержит ФЗ-402 «О бухучете». Любой документ, соответствующий его требованиям и утвержденный в учетной политике (ПБУ1/2008 п.4), может использоваться для подтверждения расходов. Из этого следует, что акты на списание ГСМ и документы, подтверждающие работу нетранспортных агрегатов на бензине, являются достаточным основанием для списания, если они правильно оформлены и утверждены в организации как рабочие.

Что касается перевозок, то мнения судей различны. Так, ФАС ЗСО в постановлении №Ф04-2219/11 по делу №А27-10300/2010 от 17/05/11 г. делает вывод, что путевые листы для подтверждения расходов необходимы в любом случае, поскольку эти документы свидетельствуют о работе автомобиля фактически в производственных целях.

В то же время ФАС СЗО в постановлении №Ф07-2241/12 по делу №А42-3168/2011 от 12/04/12 г.

говорится: путевой лист – не единственный документ, подтверждающий, что расходы на ГСМ экономически обоснованы. Поддерживает эту позицию и постановление 9-го ААС №09АП-12355/12 от 9/06/12 г. Организации, основной вид деятельности которых не относится к перевозкам, могут обойтись в своей работе без путевых листов, как унифицированных, так и самостоятельно разработанных.
Организации, основной вид деятельности которых не относится к перевозкам, могут обойтись в своей работе без путевых листов, как унифицированных, так и самостоятельно разработанных.

Организация, не применяющая путевые листы, может столкнуться с необходимостью доказывать свою правоту контролирующим и судебным органам, особенно по вопросу включения топливных затрат в расчеты по налогу на прибыль.

Как признавать ? Расчет стоимости израсходованного бензина без путевых листов, как указано выше, можно делать по факту расхода (на основе данных системы контроля, содержащихся в отчетах), либо по нормативу расхода, если маршрут движения автомобиля постоянен, либо используется агрегат, заправляемый ГСМ. Показатели расхода расцениваются наиболее часто по средней стоимости единицы топлива.

Она исчисляется как сумма двух стоимостных показателей – остатка топлива и прихода за месяц, разделенная на сумму остатка и прихода того же топлива в литрах.

Пример: ООО «Рассвет» по данным БУ имеет сальдо по бензину определенной марки 25 л, по цене 41 руб.

Приход текущего месяца составил 120 л по цене 39 руб. Стоимость единицы бензина равна:

  1. 25 + 120 = 145 л.
  2. 120 * 39 = 4680,00 руб.
  3. 25 * 41 = 1025,00 руб.
  4. 5705 / 145 = 39,34 руб.
  5. 1025 + 4680 = 5705,00 руб.

Умножая стоимость единицы на фактически определенный системой контроля расход топлива, получим затраты.

Не представляют сложности и расчеты расхода ГСМ на работу агрегатов, о них подробно говорилось выше. Рассмотрим на примере учет ГСМ без путевок по нормативам, если речь идет о постоянных маршрутах. Нормы и формулы расчета, принятые Минтрансом как рекомендательные (документ АМ-23-Р от 14/03/08 г.), можно использовать в данном случае.

Пусть условно перевозки осуществляются автобусом, базовая норма расхода бензина по которому определена 15,2 л на 100 км.

Автомобиль, проезжая по одному и тому же маршруту, увеличивает пробег на 50 км. Применим формулу из р.2 п. 8 норм Минтранса АМ-23-Р: Qн = 0,01 * Hs * S * (1 + 0,01 x D) + Hот * T. Кроме нормы расхода на 100 км (Hs) и пробега (S), формула учитывает работу независимого отопителя (Hот – норма расхода топлива в час, Т-время его работы) и поправочный коэффициент D, как правило, в виде надбавки расхода топлива в зимний период.

Рекомендуемые показатели, относящиеся к зимнему времени, содержатся в приложениях к документу Минтранса. В приведенном расчете они не применяются. Qн = 0,01 * 15,2 * 50 * (1 + 0,01) = 0,01 * 15,2 * 50 * 1,01= 0,01 * 760 * 1,01= 7,6*1,01= 7,68 л.

Расценим использованное топливо по средней стоимости и включим в затраты: 7,68 * 39,34 = 302,13 руб. Автобус перевозит работников основного производства, проводка: Дт 20 Кт 10/3 (субсчет «Топливо») 302,13 руб.

Можно разработать собственные нормы расхода топлива по результатам контрольных замеров членами созданной для этой цели комиссии и применять их в расчетах. Как учесть влияние зимних условий при ?

Приказ на списание ГСМ издается с учетом методики списания, принятой в организации. Если принято решение отказаться от путевых листов, в документе нужно в первую очередь отразить этот факт. Приведем образец приказа, отражающий применение технических средств контроля работы автомобиля, о которых шла речь выше.

ООО «Рассвет» ПРИКАЗ №5 г. Москва 1 июня 2021 г.

Об установлении порядка расчета объемов расходования ГСМ ПРИКАЗЫВАЮ: 1. С 01.06.2019 рассчитывать объемы расходования ГСМ по фактическим показателям, с использованием технических средств, указанных в приложении к приказу. 2. В случае технических сбоев и поломок расчет производить по нормам в соответствии с распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 №АМ-23-р, с учетом актуальных на момент использования документа поправок.

3. Инженерной службе обеспечивать мониторинг и своевременный ремонт технических средств контроля. 4. Заместителю руководителя по хозяйственной части обеспечивать контроль использования ГСМ по нормам в случае сбоев и поломок технических средств контроля. Директор ООО «Рассвет» Красногоров М.

П. С приказом ознакомлены: главный инженер Мартынов А.А.

заместитель директора по хозчасти Кривицкий О.И. главный бухгалтер Михалкова Т.В.

ФАЙЛЫ

  • В случаях, когда топливо можно списать без учета пробега, пробег представляет собой постоянную величину либо используются современные технические системы контроля за использованием горючего, организация имеет право разработать собственные учетные формы, отказавшись от путевых листов.
  • Приняв такое решение, необходимо издать приказ, отражающий новый механизм контроля затрат в соответствии с законодательством РФ.
  • Учет списания ГСМ возможен без использования путевого листа, если организация не является перевозчиком.

Как безопасно списать бензин?

» Содержание статьи Налоговики снимают расходы на топливо, даже если путевые листы в идеальном порядке. Причина в том, что расход бензина слишком велик по сравнению со средним показателем у похожих машин. Но можно защитить затраты, если установить топливные нормы.

Проверяющие сравнят расход топлива в вашей компании с нормами Минтранса.

Большие отклонения могут вызвать претензии налоговиков.

Они снимут расходы и доначислят пени и штраф — 20 процентов от недоимки (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.09.2015 № А53-24671/2014).

Чтобы без опаски списывать затраты на бензин, обоснуйте их (ст.

252 НК). В этом поможет приказ о топливных нормах. Он защитит расходы компании, если налоговики посчитают их нереальными (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.08.2018 № Ф08-6112/2018).

Есть разные способы определить топливные нормы. Мы расскажем о трех самых распространенных и дадим образцы документов. Выбирайте, какой вам больше подходит.

Способ 1 — взять нормы из распоряжения Минтранса.

Нормативы, которые утвердил Минтранс, обязательны только для транспортных компаний (письмо Минфина от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875).

Но это гарантированный способ обосновать расходы даже для компаний, которые не относятся к транспортным. Сделайте расчет с учетом повышающих коэффициентов, которыми вправе воспользоваться компания. Составьте приказ с обоснованием расчета.

Так вы докажете, что ваши нормы не выходят за пределы норм Минтранса. Перед тем как официально утвердить такие лимиты, проверьте, укладываются ли в них ваши расходы. Компания рискует, если фактические расходы окажутся больше.

Налоговики могут снять такие расходы (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.08.2018 № Ф08-6112/2018). Чтобы этого не произошло, посчитайте свой норматив вторым способом.

Если же и он не подходит, воспользуйтесь третьим вариантом. Способ 2 — сделать расчет на основе норм завода-изготовителя. Такой способ одобряют и Минтранс, и Минфин (письмо Минфина от 30.01.2013 № 03-03-06/2/12). Подробнее о нем. Способ 3 — установить собственные нормы. Чтобы обосновать свои нормы, проведите контрольный заезд и составьте акт.

Чтобы обосновать свои нормы, проведите контрольный заезд и составьте акт. Как это сделать. Нормы расхода топлива, которые Минтранс утвердил своим распоряжением, касаются транспортных компаний (Распоряжение Минтранса от 14.03.2008 № АМ-23-р).

Но налоговики не против, если ориентироваться на них будут любые другие организации (письмо УФНС по Ленинградской области от 05.11.2015 № 08-14-03/13321). В последний раз Минтранс обновлял лимиты в сентябре 2018 года.

Минтранс разрешает корректировать стандартный расход топлива на коэффициенты в зависимости от условий эксплуатации машины.

К примеру, лимит может зависеть от износа автомобиля и местности, где его используют. При этом бывают не только повышающие коэффициенты, но и понижающие.

Например, в сельской местности с хорошими дорогами расход топлива меньше стандартного норматива. Чтобы установить лимиты на бензин по рекомендациям Минтранса, возьмите базовую норму из таблиц в пункте 7 Методических указаний (утв.

распоряжением Минтранса № АМ-23-р).

Проверьте, есть ли в пунктах 5 и 6 поправочные коэффициенты для вашего автомобиля. Затем рассчитайте норму по этой формуле: Пример 1. Как посчитать норму для расхода топлива по правилам Минтранса У компании есть КамАЗ 43114-15 с объемом двигателя 10,85 литра.

Стандартный норматив потребления дизельного топлива — 29 литров на 100 километров. Организация работает в Москве, поэтому использует поправочный коэффициент — 35 процентов. Компания рассчитала норматив по формуле: Получилось, что расходовать КамАЗ должен не больше 39,2 литра на 100 километров (29 л × (1 + 0,01 × 35)).

Зафиксируйте норматив в приказе директора (письмо Минфина от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875).

На какой срок составлять приказ, компания решает сама. Проследите, чтобы в этом документе были все реквизиты.

О них — ниже. Не обязательно составлять его ежегодно и ограничивать срок действия.

На все автомобили компании можно издать один приказ. Если нормативы отличаются, перечислите их для каждой машины отдельно. Когда поменяется состав автомобилей или условия эксплуатации, внесите в приказ изменения или издайте новый.

Что написать в приказе, смотрите на образце. Основание : Напишите в приказе, чем руководствовались, когда устанавливали норматив. Например, сошлитесь на распоряжение Минтранса.

Автомобиль: Назовите в приказе марку и номер всех автомобилей, для которых устанавливаете норматив.

Сезоны: Укажите в приказе период действия зимних и летних коэффициентов.

Тогда не потребуется издавать дополнительные приказы о переходе с одной нормы на другую.

Минтранс разрешает пользоваться не только нормами, которые установил он сам, но и нормами завода-изготовителя (п.

7 Методических указаний, утв. распоряжением Минтранса № АМ-23-р).

Но это правило не для всех, а только для легковых машин.

Заводскую норму можно найти в техпаспорте автомобиля, на сайте производителя или выяснить в представительстве завода. Узнайте, как проводили замеры.

Минтранс разрешает учитывать только те, которые делали по правилам ООН № 15 или № 101. Обычно об этом написано в документах на машину. Формула для расчета норматива такая же, как для базовых лимитов Минтранса.

К заводской норме компания также вправе применять поправочные коэффициенты. Пример 2. Как считать норматив по документам завода Курьер компании ездит на автомобиле Lada Vesta. Норматив потребления по документам завода — 8,5 литра бензина на 100 километров.

Компания увеличит его на поправочный коэффициент из таблицы № 7 распоряжения № АМ-23-р. Объем двигателя Lada Vesta 1,6, значит, коэффициент — 1,15. Организация работает в Москве, поэтому скорректирует норму на поправочный коэффициент — 35 процентов.

Увеличит расход топлива дополнительно на 7 процентов, так как в машине установлен климат-контроль. Компания рассчитала норматив по формуле: Получилось, что расходовать Lada Vesta должна не больше 13,8 литра на 100 км (8,5 л × 1,15 (1 + 0,01 × (35 + 7))). Составьте приказ, как в образце 1.

Напишите в нем, что нормы взяли из технической документации завода-изготовителя. Памятка Полное наименование организации.

Номер приказа, дата. Период, на который устанавливается норма. Норма расхода топлива. Марка транспортного средства и его регистрационный номер. Обоснование нормы. Подпись руководителя с расшифровкой.

Компания вправе установить свои нормы на бензин (п. 1 ст. 252 НК). Это выгодно, если расход больше топлива, чем в нормах Минтранса. Проще всего обосновать собственные нормы на бензин — провести контрольный заезд и составить акт о его результатах.

Для этого создайте комиссию, которая их зафиксирует и оформит документ. Для надежности замеров лучше провести как минимум два заезда. В акте контрольного заезда укажите состав комиссии, сезон проведения заезда, данные автомобиля, информацию о маршруте.

Рассчитайте расход топлива по результатам замеров бензина в баке на начало и конец поездки.

На основании акта издайте приказ.

Используйте любую форму, например как на образце 1. Но укажите, что компания разработала собственные нормы расходования топлива, которые подтверждены актами контрольных заездов.

Образец акта — ниже. Период: Сделать один контрольный выезд для всех сезонов не получится.

Для зимы и лета понадобится составлять отдельные акты. Маршрут: Укажите точный маршрут следования автомобиля, чтобы подтвердить расстояние, которое прошел автомобиль.

Расход: Пусть комиссия рассчитает фактический расход топлива по замерам остатка бензина. А в рекомендациях напишет, какой должна быть норма. Хотите получать новые статьи на почту?Email*Подписаться Понравилась статья?

Поделиться с друзьями: Содержание статьи1 Компенсация за использование личного автомобиля сотрудника1.1 Кому положена компенсация1.2 =1.3 :1.4 Документальное Когда с компенсации за машину не удерживают НДФЛ При выплате сотруднику компенсации за использование Содержание статьи1 Оформление путевых листов1.1 Обязательно ли оформлять путевой лист на автомобиль, который используется для перемещения товаров Содержание статьи1 Как учесть расходы по неидеальным путевым листам1.1 Нет отметок о медосмотрах1.2 Нет отметки Как правильно отразить в путевом листе маршрут движения Олег Хороший, начальник отдела налога на прибыль организаций Минтранс снова разрешил многодневные путевые Главное изменение: не обязательно каждый раз при выезде водителя в рейс

Бюджетный учет: как работать с путевыми листами и чем руководствоваться при списании ГСМ

18 ноября 2016 18 ноября 2016 Юлия Вольхина Руководитель проекта «Контур-Бухгалтерия Бюджет» компании СКБ Контур Бухгалтерский учет путевых листов в государственных (муниципальных) учреждениях регламентирован давно, и революционных изменений в нем не наблюдается.

Однако и по сей день у бухгалтеров возникают вопросы: вести или не вести путевые листы, как регулярно, в каком объеме, предназначены ли утвержденные нормы расхода ГСМ для бюджетников, чем необходимо руководствоваться при списании списания ГСМ и пр. Разбираемся вместе с руководителем проекта «» компании СКБ Контур Юлией Вольхиной. Учет путевых листов нужен учреждениям, чтобы нормировать, планировать и контролировать расход горючего и смазочных материалов (ГСМ).

На основных участках, где востребована информация по затратам на ГСМ, бухгалтеры ведут расчет нормативной себестоимости продукции, работ или услуг, а также анализируют отклонения между фактическим и нормативным расходом ГСМ, чтобы выявить экономию или перерасход.

Контролирующие органы часто обращаются к данному участку учета, чтобы оценить, насколько эффективно используются материальные запасы в учреждении.

Все хозяйственные операции должны быть оформлены в бухгалтерском учете первичными учетными документами (пункт 1 статьи Федерального закона от 6.12.2011 № 402-ФЗ). Одна из главных функций путевых листов в бухгалтерском учете — подтвердить законность и корректность списания горюче-смазочных материалов. Приказ Минфина России определяет правила составления первичных документов в бухгалтерском учете, однако в альбоме унифицированных форм первичной учетной документации для бюджетных организаций нет путевого листа.

В такой ситуации чаще всего используется форма, утвержденная Постановлением Госкомстата РФ

«Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте»

. Впрочем, в документе сказано, что использовать этот бланк обязаны только автотранспортные предприятия.

Остальные же учреждения, в том числе казенные, бюджетные, автономные, вправе разработать свой бланк. Главное требование к нему — наличие обязательной информации: наименование документа, дата его составления, название учреждения. Кроме того, надо указать содержание операции и ее измерители в натуральном и денежном выражении.

Документ обязательно подписывают ответственные сотрудники. Без указания их Ф.И.О. и подписи документ считается недействительным.

Впрочем, самое простое решение — стандартная форма путевого листа из Постановления № 78. Она включает всю информацию, необходимую для списания ГСМ, и не вызывает вопросов у контролирующих органов.

Хочется отметить, что путевые листы не являются бланками строгой отчетности, поэтому вы можете использовать как типографские бланки, так и распечатанные формы из .

Обязательное требование к путевому листу, как, впрочем, к любому документу, — его правильное оформление. Можно выделить несколько моментов, где бухгалтеры ошибаются чаще всего. Например, нет единого правила, на какой срок оформлять путевой лист, и отсутствие такого правила вызывает много вопросов.

В письме Минфин России допускает еженедельное и даже ежемесячное составление документа, в случае если этот срок позволяет организовать учет отработанного времени и расхода ГСМ.

Впрочем, эта рекомендация не касается заполнения путевых листов в рамках уставной деятельности бюджетных организаций.

Поэтому учреждениям рекомендуем опираться на указания Росстата. В письме Росстат указывает, что путевой лист составляется на срок в один день (одну смену). Больший период допустим только в случае командировки водителя.

Часто бухгалтеры не считают необходимым заполнять все графы оборотной стороны путевого листа.

Это касается указания пунктов назначения: нередко конкретные точки заменяют общими фразами — «Поездки по городу» и пр. Они не позволяют подтвердить, что транспорт использовался в служебных целях и расходы носят производственный характер (письмо Минфина России ).

Отсутствие в путевом листе конкретных пунктов назначения контролирующие органы признают нарушением.

Ошибкой будет и отсутствие подписи водителя в каждой строке, где указаны место отправления и назначения, время выезда и возвращения машины на стоянку / в гараж. Обратите внимание на раздел «Движение горючего».

На основании граф «Расход по норме» и «Расход фактический» производится списание бензина. Фактический расход вносите строго по счетчикам.

При заполнении нормативного расхода бензина на 100 км пробега возьмите за основу распоряжение Минтранса России (в редакции от 14.07.15), где определены все нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте. Они касаются и бюджетных учреждений.

Вносить изменения в путевой лист, как и в большинство первичных документов, допустимо лишь с согласия участников хозяйственных операций (п.

5 ст. Федерального закона № 402-ФЗ) и с обязательным указанием даты. А значит, исправления должны быть заверены подписью тех же лиц, которые изначально подписали документы.

Избежать вышеупомянутых ошибок бухгалтеру помогут . Они напомнят об обязательных полях, отследят правильность и сроки использования норм, соответствие фактического расхода топлива нормативу. Кроме того, такие программы позволяют оперативно заполнять любое количество путевых листов, чем существенно облегчают труд бухгалтера.

Чем сложнее учет ГСМ в организации, тем большими возможностями должна обладать автоматизированная система. При выборе программы убедитесь, что она умеет:

  1. формировать отчетность по водителям, видам и маркам ГСМ, по автомобилям в разрезе подразделений (отделов);
  2. учитывать расход ГСМ по нормам расхода или по фактическому расходу на основании данных путевых листов с учетом сезонности и дорожных условий;
  3. готовить печатные формы необходимых отчетов по пробегу и времени работы, по движению горючего и смазочных материалов, по выданным автозапчастям и многое другое.
  4. учитывать поступление и расход ГСМ по автомобилям, водителям и видам ГСМ;
  5. вести единый реестр путевых листов;
  6. контролировать отклонения фактических затрат на ГСМ от нормативных (режимы экономии, перерасхода ГСМ);

Горюче-смазочные материалы, приобретенные для хозяйственных нужд учреждения, согласно Инструкции № 157н учитываются в составе материальных запасов на счете 0 105 X3 000 «Горюче-смазочные материалы».

Организации, которые используют талоны на ГСМ, учитывают их отдельно — на счете 0 201 05 000 «Денежные документы». Приобретаются талоны по безналичному расчету или через подотчетное лицо (об учете денежных документов см. «»). Списывать горюче-смазочные материалы следует ежемесячно.

В качестве документов-оснований используйте:

  1. направление работника в командировку на служебном автомобиле.
  2. авансовый отчет, если бензин приобретался за наличные средства;
  3. путевой лист;
  4. приказы руководителя учреждения, которые утверждают норму пробега автомобиля, лимит расхода топлива на месяц в зависимости от марки, модели ТС;
  5. журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов (ф. 0310003), если автомобиль заправляли по талонам;

Обратите внимание на соотношение фактического пробега и установленного месячного лимита. Списывая ГСМ, обязательно учитывайте нормы расхода топлива и лимит километража.

Если пробег автомобиля больше, чем принятые руководством учреждения нормы, и это превышение не обосновано производственными задачами, бухгалтер при расчете расхода бензина использует именно утвержденный лимит. Используйте данные граф «Расход по норме» и «Расход фактический».

Данные в них в большинстве случаев совпадают.

Но если показатели расхода ГСМ отличаются, списывать бензин следует по наименьшему показателю, то есть если норма превышает фактический расход, то бензин списывается именно по факту. Содержание операции Дебет Кредит Казенные учреждения Списание ГСМ 1 401 10 272 1 105 33 440 Бюджетные и автономные учреждения Списание ГСМ в рамках приносящей доход деятельности 2 106 34 340 2 105 33 440 Списание ГСМ в рамках основной деятельности 4 106 34 340 4 105 33 440 Учет путевых листов необходим для подтверждения расходов, на сумму которых можно уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль.

С точки зрения налогообложения, стоимость ГСМ относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Затраты на ГСМ рассматривайте как расходы на содержание служебного автотранспорта (подпункт 11 пункта 1 статьи НК РФ), а это ненормируемые суммы. Более того, эти расходы требуют обязательного подтверждения того, что они экономически обоснованы.

Например, серьезное превышение расхода ГСМ от значений, установленных распоряжением Минтранса России , может вызвать интерес контролирующих органов и привести к недоимкам и штрафам.

При расчете сумм расходов, которые уменьшают налогооблагаемую базу, необходимо брать в расчет реальные расходы — не купленное горючее, а фактически потраченное.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+