Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Преимущества и ограничения по 44 фз

Преимущества и ограничения по 44 фз

Преимущества и ограничения по 44 фз

Какие преимущества предусмотрены при осуществлении закупок для отдельных категорий участников по 44-ФЗ?


› › › 44-ФЗ предусматривает принцип равноправия для всех участников закупок независимо от их статуса. Юридические лица, индивидуальные предприниматели и физлица обладают равными правами в рамках контрактной системы, и заказчику запрещено устанавливать преференции для определенного участника. Но некоторые участники закупок по закону наделены особым статусом и определенными льготами при участии в тендерах.

При предоставлении им льгот заказчику не грозит ответственность за ограничение конкуренции. СодержаниеДорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно. Преимущества при участии в торгах по 44-ФЗ направлены на стимулирование участия отдельных категорий юридических лиц в закупках товаров и услуг у государственных и муниципальных заказчиков.

Порядок предоставления льгот и преимуществ регулируется положениями 44-ФЗ «О контрактной системе».

Согласно ч. 4 ст. 26 44-ФЗ, преимуществами при на основании ст.
28-30 44-ФЗ обладают следующие категории участников:

  • Субъекты (ст. 30 44-ФЗ).
  • Некоммерческие организации с социальной направленностью (ст. 30 44-ФЗ).
  • Учреждения и предприятия УИС (ст. 28 44-ФЗ).
  • Организации инвалидов (ст. 29 44-ФЗ).

Также предоставление льгот отдельным категориям участников закупок опирается на положения:

  • ФЗ №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» от 1996 года.

    Документ содержит критерии отнесения организации к некоммерческому типу.

  • Постановления Правительства №341 от 2014 года. В документе утвержден перечень товаров, закупаемых у организаций инвалидов.
  • ФЗ №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства». Документ содержит критерии отнесения компаний к представителям малого бизнеса.
  • Постановления Правительства РФ №649 от 2014 года.

    В нем утвержден перечень товаров, закупаемых у учреждений уголовно-исполнительной системы.

Каждая из категорий льготников обладает собственным спектром льгот и преимуществ при участии в закупках, которые проводятся по нормам 44-ФЗ.

Для учреждений, которые входят в уголовно-исполнительную систему, предусмотрены льготы по цене в размере до 15%. Указанное преимущество действует по отношению к товарам, работам и услугам и Правительственному перечню, утвержденному Постановлением №649 от 2014 года. Если данные закупки осуществляются у единственного поставщика, то ценовая льгота не предоставляется.

Если данные закупки осуществляются у единственного поставщика, то ценовая льгота не предоставляется. Для организаций инвалидов также установлена льгота по цене контракта.

Она составляет до 15% от цены победителя.

Указанное преимущество распространяется на товары, работы и услуги из Перечня Постановления Правительства от 2014 года №341.

В случае неконкурентной формы закупки у единственного поставщика льгота не предоставляется.

Для субъектов малого бизнеса и социально ориентированных НКО льготы в виде ценовых преимуществ не предоставляются. Но для них заказчиками по 44-ФЗ проводятся отдельные закупки, в которых вправе участвовать только представители малого бизнеса и НКО, а другие категории участников не допускаются. Конкретный перечень товаров, работ и услуг для закупок у СМП и НКО не предусмотрен.

Главное правило, которое заказчики должны неукоснительно соблюдать: объем закупок у представителей малого бизнеса должен составлять не менее 15% от СГОЗ.

По ч. 2 ст. 28 44-ФЗ при закупках товаров из списка Постановления Правительства РФ №649 от 2014 года учреждениям и организациям УИС предоставляются преференции. В перечень входят некоторые продукты питания, обувь, одежда, предметы мебели, строительные работы и пр.

Таким учреждениям предоставляются льготы к предложенной цене победителя в размере до 15%, но не более НМЦК.

По ранее действующему законодательству о закупках 94-ФЗ такие преимущества предоставлялись по желанию и не являлись обязательными.

Теперь же заказчик обязан предоставить льготы при наличии определенного товара в перечне из Постановления Правительства. Учреждениям УИС предоставляются льготы в случае, если закупка проводится в форме конкурса, , запроса котировок и предложений. Преимущества не предусмотрены при неконкурентной форме закупки (закупке у единственного поставщика).

На основании ст. 16 Уголовно-исполнительного кодекса к учреждениям УИС относятся:

  1. арестные дома;
  2. исправительные центры;
  3. исправительные колонии;
  4. тюрьмы;
  5. уголовно-исполнительные инспекции;
  6. колонии особого режима для пожизненно осужденных.
  7. колонии-поселения;
  8. воспитательные колонии;
  9. лечебные исправительные учреждения;

По ст. 5 5473-I-ФЗ от 1993 года к УИС также относят СИЗО, предприятия для обеспечения деятельности УИС, медицинские, образовательные, научно-исследовательские организации и пр. Перечень видов организаций из числа УИС также установлен в Постановлении Правительства от 2000 года №89.

На основании ст. 33 181-ФЗ от 1995 года к организациям инвалидов относят учреждения, которые представляют интересы инвалидов в целях обеспечения для них равных возможностей, решения задач их общественной интеграции.

В ч. 2 ст. 29 44-ФЗ предусмотрено, что действие ценовых льгот распространяется:

  1. на организации, уставной капитал которых полностью состоит из вкладов организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов по отношению к иным работникам составляет не менее 50%, а доля инвалидов в системе оплаты труда – не менее 25%.
  2. на общероссийские организации инвалидов, среди которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%;

Информация о предоставлении ценовых преимуществ организациям инвалидов указывается заказчиком в ценовом извещении. Заказчик обязан установить преференции для организаций подобного профиля, если закупаемые товары указаны в Постановлении Правительства №341 от 2014 года. В случае если организация инвалидов стала победителем закупки, то контракт с ней подписывается по цене на 15% больше, но не более НМЦК из извещения о закупки.

Например, организация инвалидов выиграла торги с ценой 1 млн р., вторым стал участник с предложением по цене в 1,05 млн р.

НМЦК по контракту была установлена в размере 1,8 млн р.

Контракт с организацией инвалидов заключается по цене на 15% выше предложенной, а именно 1,15 млн р. (1 млн р. * 15%). Это цена меньше НМЦК, поэтому контракт может быть подписан с учетом преимущества в 15%. Другой пример. Организация инвалидов выиграла закупку с предложением по цене в 250 тыс.

р., НМЦК составила 265 тыс. р.

При предоставлении преимущества в 15% контракт с организацией нужно было бы заключить по цене в 287500 р., но это выше, чем НМЦК, поэтому госконтракт будет подписан по НМЦК 265 тыс. р. В 2016 году было принято Постановление Правительства №724, которое дополнило список к Постановлению №341.

Ранее в перечень товаров, работ и услуг, закупаемых у организаций инвалидов, входили 42 позиции. Постановление 2016 года расширило его еще на 16 наименований. В частности, в него вошли постельное белье, минеральные воды, соки, сухарики и гренки, санаторно-курортные услуги и услуги спортивных учреждений и пр.

На основании ч. 1 ст. 30 44-ФЗ заказчики обязаны закупать товары и услуги у субъектов малого бизнеса в размере не менее 15% от совокупного годового объема закупок. Такие закупки проводятся исключительно среди участников, которые являются представителями малого бизнеса и социально ориентированных НКО.

Они могут иметь форму:

  • Открытого конкурса.
  • Конкурса с ограниченным участием.
  • Запроса предложений.
  • Двухэтапного конкурса.
  • Электронного аукциона.
  • Запроса котировок.

При этом установлено ограничение по цене контракта: она не должна превышать 25 млн р. При определении объема закупок у субъектов малого предпринимательства в расчет не включаются закупки:

  • Услуг кредитования.
  • Работы в области атомной энергии.
  • Закупки с закрытыми способами определения поставщика.
  • Закупки у единственного поставщика.
  • Для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Сведения об объеме закупок у представителей малого бизнеса включаются заказчиками в отчетность.

На основании ФЗ-7 от 1996 года к СОНКО относятся организации, которые задействованы в сфере:

  • Помощи в преодолении последствий стихийных бедствий.
  • Помощи в преодолении последствий стихийных бедствий.
  • Защиты животных.
  • Охраны окружающей среды.
  • Социального обслуживания граждан.
  • Организации мероприятий по профилактике социально опасного поведения.
  • Социальной поддержки и защиты.

К социально ориентированным НКО не относят те, которые были учреждены РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями.

В случае если при определении поставщика среди представителей малого бизнеса не удалось определить победителя из-за отсутствия заявок или по результатам отклонения всех условий, то заказчик вправе провести новую закупку на общих основаниях.

На основании п. 8 ст. 30 44-ФЗ представителям малого бизнеса доступно еще одно преимущество. Заказчик обязан оплатить выполненную работу или оказанную услугу в течение 15 рабочих дней с даты подписания приемочного документа (в стандартном случае – в течение 30 дней). В случае просрочки платежа заказчик обязан будет заплатить пени и штрафные санкции.

Их размер устанавливается в зависимости от цены контракта.

При цене в пределах 3 млн р. штраф составляет 3%, 3-10 млн р. – 2%, 10-20 млн р. – 1%. От участников закупок требуется официальное подтверждение своей принадлежности к льготной категории. Например, если в извещении о закупке установлено условие, что принять участие в ней смогут только представители малого бизнеса, то участники обязаны декларировать в заявках на участие свою принадлежность к субъектам малого бизнеса или НКО.

Декларация о принадлежности к определенной категории составляется в свободной форме и прикладывается к заявке на участие в . Строго установленного формата для подготовки декларации не предусмотрено. Для подготовки декларации используется фирменный бланк организации. Прописываются реквизиты: наименование, ИНН, КПП, ОГРН.
Прописываются реквизиты: наименование, ИНН, КПП, ОГРН. В основной части нужно просто подтвердить принадлежность компании к учреждениям уголовно-исправительной системы, организации инвалидов, социально ориентированным НКО или субъектам малого бизнеса.

Подписывает документ начальник или руководитель юрлица.

К декларации прикладывается устав и выписка из ЕГРЮЛ. С августа 2016 года ФНС ведет специальный реестр, в который включают реквизиты всех представителей малого и среднего бизнеса.

В качестве подтверждения отнесения к субъектам малого бизнеса компания может использовать выписку из реестра. Она доступна для скачивания на от ФНС. В некоторых случаях преимущества при проведении закупочных процедур не предоставляются.

Льготы не положены:

  • Если потенциальный исполнитель не подтвердит свое право на льготы документально, или будет выявлен факт недостоверных сведений.
  • Если закупка производится неконкурентным способом: через подписание контракта с единственным поставщиком, с использованием единого агрегатора торговли.
  • Если закупочная процедура проводится с указанием нескольких предметов закупки, и хотя бы один лот не входит в перечень товаров, которые закупаются у конкретного льготника.
  • Если заказчик не установил возможность предоставления преимущества для отдельных категорий участников (в случае, если такая льгота была обязательной, то заказчика могут привлечь к ответственности).

Таким образом, контрактная система предусматривает несколько групп льготников при закупках.

Это субъекты малого бизнеса и социально ориентированные НКО, организации инвалидов, учреждения УИС. Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии.

Это бесплатно. Рейтинг автора338

Автор статьиЮристНаписано статей571

(Пока оценок нет)

Загрузка. Отлично 0 Похожие вопросы

352

500

396

282 Добавить комментарий 9 × = 72 Популярное 773 739 653 Обновления на сайте

369

343

302

227 Показать еще Pravo.Team Ваша персональная команда © 2018–2021 – Юридический журнал Перепечатка материалов разрешена только с указанием первоисточника Форум: Задать вопрос эксперту Спасибо! В ближайшее время мы опубликуем информацию.

44‑ФЗ простым языком. Часть 2

Способы закупок Заказчик проводит закупки у единственного поставщика или конкурентными способами: открытыми или закрытыми.

Извещения об открытых закупках заказчик публикует в ЕИС, участвовать в них могут любые поставщики. Закрытые закупки заказчик согласовывает с ФАС и после этого отправляет приглашения ограниченному числу участников, которые способны выполнить контракт.

В ст. 24 44-ФЗ эти способы просто перечислены, мы расскажем о каждом чуть подробнее: Закупка у единственного поставщика Заказчик сам решает, с кем заключить контракт. Один из самых востребованных случаев закупки у единственного поставщика — это закупка не дороже 100 тыс. руб (для учреждений культуры или спортивных организаций не дороже 400 тыс.

руб.). С 1 марта 2021 года крупные заказчики обязаны проводить такие закупки на Едином агрегаторе торгов «Березка». Открытый конкурс Комиссия рассматривает заявки участников и сравнивает цену, качество товара, опыт выполнения аналогичных контрактов, квалификацию сотрудников и т.д. Побеждает участник, который предложил лучшие условия.

Конкурс с ограниченным участием Заказчики используют этот способ только на услуги, которые утверждены в постановлении правительства от 04.02.2015 г.

№ 99. В нем же прописаны дополнительные требования к участникам таких конкурсов:

  1. право собственности на недвижимость и технику,
  2. финансовые ресурсы для исполнения контракта,
  3. нужное количество квалифицированных специалистов.
  4. опыт аналогичных работ,

Двухэтапный конкурс На первом этапе поставщики присылают заявки, не называя цену, за которую готовы оказать услуги. На втором этапе заказчик сравнивает предложенные цены поставщиков, прошедших отбор на первом этапе. Двухэтапный конкурс часто проводят на закупку строительных услуг, проектировочных работ и научных исследований, высокотехнологичной и инновационной продукции.

Закрытый конкурс Принять участие в закрытой закупке может ограниченный круг поставщиков, которые соотвествуют требованиям и которых заказчик приглашает сам. Если закупка не составляет гостайну, извещение публикуют в ЕИС. В этом случае заинтересованные поставщики подтверждают документами, что соответствуют требованиям, и подают заказчику запрос на предоставление конкурсной документации.

Закрытый конкурс с ограниченным участием Отличие закрытого конкурса с ограниченным участием в том, что победитель должен пройти предквалификационный отбор.

Закрытый двухэтапный конкурс Сначала заказчик оценивает квалификацию поставщика или качество товара, а на втором этапе сравнивает цену.

Электронный аукцион Самый популярный вид закупок по 44-ФЗ (62% всех закупок в 2017). Проходит в электронной форме на одной из 8 ЭТП. Для участия нужна электронная подпись и аккредитация на ЭТП (с 1 января 2021 регистрация в ЕИС).

Заявка состоит из двух частей, которые нужно подать одновременно. До аукциона заказчик рассматривает первую, после аукциона — вторую. После допуска первой части поставщик в назначенное время заходит на торговую площадку и подает ценовые предложения.

Участники снижают НМЦ «на шаг» от 0,5 до 5% НМЦ. Если в течение 10 минут никто не предлагает более низкую цену, побеждает участник, который предложил самую низкую цену. После торгов заказчик проверяет вторые части заявок и объявляет победителя, с которым заключает контракт.

Закрытый аукцион В бумажных закрытых аукционах участники подают заявки в запечатанном конверте. Прошедшие участвуют в аукционе лично, снижая цену, поднимая таблички. В электронной форме закрытые аукционы проходят на специализированных торговых площадках.

Запрос котировок Это относительно простая и быстрая процедура.

Участники присылают свои заявки с ценой один раз. После окончания срока подачи заказчик смотрит сразу все заявки, а победителя определяют по цене. НМЦ такой закупки — не выше 500 тыс.

руб. и совокупный годовой объем таких закупок не более 10% от запланированных заказчиком на год.

Запрос предложений Чаще всего заказчик проводит запрос при несостоявшихся аукционах или повторных конкурсов, а также при закупке на лечение российских граждан за границей и в некоторых других ситуациях. С 2021 года на бумаге осталась только часть закупок у единственного поставщика, некоторые закрытые закупки и закупки за границей. В бумажных конкурсах заказчик может выделять товары и услуги в отдельные лоты.

Для каждого лота заказчик обосновывает и устанавливает НМЦ, а поставщики подают заявки на участие в определенном лоте. На каждый лот заключается отдельный контракт.

Выбирая способ, которым провести закупку, заказчик учитывает:

  1. НМЦ и отрасль закупки.
  2. сроки проведения и другие параметры,
  3. ограничения в его применении,

Если заказчик неправильно выберет способ закупки, он получит штраф.

Особенности проведения электронных закупок Все электронные закупки, обмен документами и заключение контракта проходят на ЭТП, закрытые электронные закупки — на специализированных ЭТП.

Правительство установило единые требования к открытым и закрытым ЭТП, в том числе к технической стороне работы, взаимодействию с ЕИС, хранению информации и т.д.

ЭТП обязаны работать непрерывно и надежно, давать равный доступ участникам к закупкам, обеспечить неизменность подписанных документов. В течение часа после размещения любой новой информации о закупке на ЭТП она дублируется в ЕИС. Доступ к информации о закупке бесплатный.

С 1 июля 2018 у ЭТП появилось право брать плату с победителя закупки.

Правительство оставило за собой возможность разработать типовую форму документации о закупке, заявки и других документов. Если такие формы утвердят, участники закупок обязаны их использовать. ЭТП предоставляют заказчикам следующую информацию об участниках закупки:

  1. решение об одобрении крупной сделки,
  2. копии учредительных документов (или их заверенный перевод),
  3. для физического лица — только копию паспорта,
  4. выписку из ЕГРЮЛ/ ЕГРИП,
  5. ФИО и должность лица, имеющего право действовать без доверенности, его паспортные данные такого лица или данные и ИНН,
  6. копии документов о госрегистрации юрлица или ИП (или заверенный перевод),

Совместные конкурсы и аукционы Несколько заказчиков могут проводить совместные закупки одних и тех же товаров, работ и услуг.

Организатором совместного конкурса или аукциона выступает государственный уполномоченный орган.

Заказчики заключают с ним соглашение, в котором прописывают:

  1. сведения о закупках (идентификационные коды, НМЦ, сроки и т.д.)
  2. перечень полномочий организатора,
  3. юридическую информацию о сторонах,
  4. порядок проведения закупок,
  5. другую необходимую информацию.

Стороны соглашения несут расходы на проведение совместных закупок пропорционально доле НМЦ. Контракт с победителем каждый заказчик заключает по отдельности. Централизация закупок Закон предусматривает возможность централизовать любые закупки госзаказчиков на федеральном или муниципальном уровне.

В этом случае один уполномоченный специализированный орган будет планировать закупки, проводить их, оценивать заявки, принимать товар.

При этом он не сможет обосновывать закупки, определять условия контракта, в том числе НМЦ, и подписывать контракт.

Контракты подписывают заказчики, для которых выбраны поставщики.

Ограничения и преимущества поставщиков Ограничивать участие в закупке можно только в случаях, предусмотренных законом. Все ограничения заказчик перечисляет в документах закупки.

Если он выставил ограничение, не предусмотренное 44-ФЗ или постановлением правительства, он должен обосновать это.

Участвовать в закупках поставщики могут самостоятельно или через представителей.

Полномочия представителей подтверждаются доверенностью, выданной в соответствии с Гражданским кодексом. Преимущества участникам Организациям инвалидов и учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы Предприятие УИС или организация инвалидов участвуют в закупке наравне со всеми, но если побеждают, то могут повысить свою цену на 15%, (не выше НМЦ).

Преимущество дается при закупке определенных товаров, включенных в перечень правительством.

Заказчик указывает в извещении о закупке о том, что для организации инвалидов и предприятия УИС получат приемущества.

Также такие организации платят меньше обеспечение в крупных заявки. В закупках > 20 млн руб. — всего от 0,5 до 2% от НМЦ (для остальных категорий этот параметр — от 0,5 до 5% от НМЦ).

Субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям Госзаказчики должны провести у СМП и СОНКО не меньше 15% от годового объема закупок. НМЦ каждой такой закупки не выше 20 млн рублей. Давать преимущества этим организациям можно в открытых конкурсах, конкурсах с ограниченным участием, двухэтапных конкурсах, электронных аукционах, запросах котировок и запросах предложений.

Заказчик может установить преимущество так:

  1. потребовать, чтобы победитель закупки взял на субподряд организации из числа СМП и СОНКО.
  2. объявить закупку только среди СМП,

В первом случае участник закупки из числа СМП или СОНКО должен задекларировать, что он принадлежит к этой категории бизнеса. Во втором случае несет гражданско-правовую ответственность, если не выполнит это требование.

Если закупка, объявленная только среди СМП, не состоялась, заказчик может провести ее на общих основаниях. Контракт, заключенный с СМП, заказчик оплачивает в течение 15 рабочих дней с даты подписания акта-приемки. По итогам года заказчик публикует в ЕИС отчет о закупках у СМП и СОНКО, куда включает информацию о состоявшихся и несостоявшихся закупках с ними.

Требования к участникам Единые требования Поставщик может участвовать в закупке, если:

  1. нет ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации,
  2. не состоит в РНП, если заказчик установил в закупке требование об отсутствии в реестре.
  3. за последние 2 года не привлекался к административной ответственности,
  4. не имеет задолженностей по налогам,
  5. не принадлежит к оффшорным компаниям (это подтверждается при аккредитации на ЭТП, выпиской из ЕГРЮЛ в заявке для конкурса, для запроса котировок выписку предоставляют при подписании контракта),
  6. организация не ликвидируется, не является банкротом, не приостановила деятельность,
  7. нет аффилированности с заказчиком,
  8. обладает исключительными правами на результат интеллектуальной деятельности,
  9. у руководителя и главбуха нет судимости в сфере экономики,

Закон не обязывает документально подтверждать соответствие единым требованиям. Участник декларирует это, ставя галочку на ЭТП. Но комиссия по закупкам может проверить данные.

Если поставщик им не соответствует или предоставил недостоверную информацию, заказчик отклонит его заявку.

Дополнительные требования Устанавливать дополнительные требования заказчик может только на отдельные виды товаров в конкурсах с ограниченным участием, двухэтапных конкурсах, закрытых конкурсах с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсах или аукционах. Дополнительные требования прописаны в постановлении от 04.02.2015 г.

№ 99:

  1. нужное количество квалифицированных специалистов.
  2. право собственности на недвижимость и технику,
  3. опыт аналогичных работ,
  4. финансовые ресурсы для исполнения контракта,

Эти требования поставщики должны подтверждать документально. Например, прикладывать к заявке копии актов приемки выполненных работ по аналогичным контрактам, трудовые договоры с квалифицированными специалистами, бухгалтерскую отчетность. Все требования заказчики прописывают в документах закупки и не имеют права выходить за рамки 44-ФЗ.

Если заказчик необоснованно отклонил заявку, это можно обжаловать в ФАС. Отдельно прописаны требования к поставщикам жизненно важных лекарств. Заказчик имеет право в любой момент отказаться заключать контракт, если обнаружит, что:

  1. цена превышает предельную цену отпускных цен производителя, а поставщик отказывается ее снижать.
  2. предельная цена этих лекарств не зарегистрирована,

Остальные части серии «44-ФЗ простым языком»: 44-ФЗ простым языком.

Часть 1. 44-ФЗ простым языком. Часть 3. 44-ФЗ простым языком. Часть 4. 44-ФЗ простым языком.

Часть 5. 44-ФЗ простым языком.

Часть 6. 44-ФЗ простым языком.

Часть 7. 44-ФЗ простым языком. Часть 8. 44-ФЗ простым языком. Часть 9. 44-ФЗ простым языком.

Часть 10. 44-ФЗ простым языком.

Часть 11. 44-ФЗ простым языком. Часть 12. 44-ФЗ простым языком.

Часть 13. Ответим на вопросы Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации.

Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике. Задать вопрос эксперту

Преимущества при осуществлении закупок по 44-ФЗ: льготные категории участников закупок, имеющих право на их получение

Порядок проведения различных видов закупок для удовлетворения государственных и муниципальных нужд регулируется положениями Федерального закона «О контрактной системе».

Не является исключением и алгоритм предоставления различных преимуществ участникам закупочных процедур, относимых к специальным льготным категориям. Правовое регулирование порядка предоставления преимуществ осуществляется:

  1. статьями 27-30 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  2. Постановлением Правительства №341 от 15 апреля 2014 года, в котором установлен перечень обязательных к закупке товаров, подлежащих приобретению у организаций инвалидов;
  3. для закупок, проводимых с участием организаций, признаваемых и социально ориентированными некоммерческими организациями, регулирование закупок и предоставление преимуществ таким организациям происходит на основании Федерального закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
  4. Постановлением Правительства Российской Федерации №649, изданным 14 июля 2104 года и утверждающим перечень тех товаров, которые могут быть закуплены государственными и муниципальными заказчиками у организаций и ;

Преимущества при заключении государственных и муниципальных контрактов будут различаться в зависимости от того, о какой именно организации идет речь.

В настоящее время на основании положений части 4 статьи 28 Федерального закона «О контрактной системе» преимущества предоставляются следующим категориям потенциальных исполнителей:

  1. организациям уголовно-исполнительной системы Российской Федерации;
  2. социально ориентированным некоммерческим организациям.
  3. организациям инвалидов различных уровней создания, а также юридическим лицам, которые были созданы такими организациями;
  4. представителям предпринимательства, имеющими статус субъектов малого предпринимательства;

Если говорить об организациях уголовно-исполнительной системы, то в настоящее время им предоставляются преимущества в виде повышения цены контракта на пятнадцать процентов от того значения, которое предложила такая организация. Однако итоговая цена контракта не может быть выше, чем изначально установленная начальная максимальная цена контракта.

Для того чтобы такие преимущества были предоставлены организации УИС, необходимо выполнить определенные условия, а именно:

  1. предприятие УИС по итогам проведения признано победителем торгов, и с ним должен быть заключён контракт;
  2. закупка проводится в отношении товаров, которые определены в специальном перечне, установленном Правительством Российской Федерации в регулирующем Постановлении;
  3. на этапе подготовки проекта контракта к его подписанию сторонами, участвующими в закупке, по контракту заявил о своем желании получить такое преимущество и заключить контракт с увеличением его стоимости в пределах пятнадцати процентов от озвученного им предложения.

Для таких контрактов в данном случае действует правило, что он должен быть подписан даже в том случае, если после повышения цены стоимость контракта стала выше, чем другие озвученные предложения. В отношении организаций инвалидов и созданных ими специальных юридических лиц также действует правило о предоставлении им преимуществ при проведении закупок.

Преимущества выражаются, как и для организаций УИС, в виде увеличения цены контракта в пределах пятнадцати процентов от предложения такой организации. Однако действовать такое правило может только в том случае, если после увеличения цена, по которой подписывается контракт, не превысит размер .

Что касается правила предоставления такого преимущества, то оно возможно только в том случае, если зафиксировано соблюдение одного из перечисленных ниже условий либо какой-либо группы из таковых:

  1. предметом закупочной процедуры является какой-либо товар, внесенный в специальный перечень Правительством Российской Федерации. При этом если в этом же закупочном мероприятии предмет является групповым, и хотя бы один товар из такой группы не относится к указанному выше перечню, то никакие преимущества предоставлены потенциальному исполнителю быть не могут;
  2. победителем закупки стала организация инвалидов вне зависимости от уровня ее образования либо специально созданное юридическое лицо, которое заявило о необходимости предоставления преимущества в виде пятнадцатипроцентной надбавки к имеющейся цене контракта.

Если же говорить о субъектах малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организациях, также относимым к льготным категориям потенциальных исполнителей, то в отношении них преимущества несколько отличаются и выглядят следующим образом:

  1. сокращение сроков проведения оплаты выполненных обязательств по контрактам. Однако такое сокращение может быть осуществлено только в случае принятия результатов исполнения контрактов без претензий.

    В случае если результаты приняты заказчиком в полном объеме, на оплату таких результатов бухгалтерии заказчика дается не более пятнадцати дней (для остальных закупочных мероприятий возможно производить оплату в течение тридцати дней с даты подписания документов о полном и безоговорочном исполнении контракта).

  2. федеральным законом в сфере осуществления закупок на государственного или муниципального заказчика наложена обязанность соблюдения ежегодного норматива в части закупок у СМП и СОНКО.

    Выглядит такой норматив как обязанность не менее пятнадцати процентов закупок от совокупного годового объема закупок проводить среди организаций, признаваемых СМП и СОНКО с установлением ограничения для участников в таких закупках (то есть не допускать до участия и победы организации, признаваемые участниками рынка среднего и крупного предпринимательства);

Все перечисленные преимущества могут быть предоставлены только в том случае, если организация предоставила документы, подтверждающие ее право на получение таких преимуществ. Главными условиями предоставления таких преимуществ являются:

  1. осуществление закупки только , если речь идёт о закупках у организаций УИС, а также у организаций, созданных инвалидами. Если закупка проводится у единственного поставщика, то предоставление преимуществ становится невозможным. Исключением является закупка, проводимая с единственным участником по итогам признания несостоявшейся одной из конкурентных процедур;
  2. подтверждение статуса организации, имеющей право на предоставление льгот, путём предоставления специального пакета документов;
  3. соблюдение при подаче заявки на участие в закупке требований документации о закупке, а также норм действующего законодательства в сфере закупок.

Если говорить о порядке предоставления подтверждения в отношении права на получение преимуществ, то здесь ситуация носит неоднозначный характер.

С одной стороны, такое подтверждение нужно ограниченному кругу организаций.

В первую очередь в настоящее время государственные и требуют такое подтверждение от организаций, причисляющих себя к субъектам малого предпринимательства и к социально ориентированным некоммерческим организациям. От таких организаций требуется специально составленная декларация, подтверждающая факт принадлежности к СМП и СОНКО, а также выписка из Реестра СМП. Последний документ стал обязательным с сентября 2018 года после внесения очередных изменений в действующее закупочное законодательство.

Если вести речь об организациях, созданных в рамках уголовно-исполнительной системы, а также о юридических лицах, созданных для реализации производственных задач объединений инвалидов, то для таких участников закупочных мероприятий достаточно предоставить уставные документы. В таких документах должно иметь отражение образование участника закупки органами УИС или организации инвалидов. Льготы не будут предоставлены при проведении закупочных процедур в следующих случаях:

  1. если закупочная процедура проводится с указанием нескольких предметов закупки, хотя бы один из которых не включен в специальный перечень для конкретного типа льготных категорий участников закупочных мероприятий (например, для УИС в установленном перечне содержится молоко, но если в закупке указано, что закупаются молоко и сливки, то о льготах не может быть речи, так как сливки в перечень не включены);
  2. если участвуют льготные категории участников закупок, но заказчик в конкретной закупке не установил возможность получения преимущества представителями льготной категории по причине того, что закупаются не входящие в специальные перечни .
  3. остальным видам участников закупок, если к участию в такой закупке допускается широкий круг лиц;
  4. если закупка проводится путем заключения контракта с , в том числе при использовании единого агрегатора торговли;

Также льготы не будут предоставлены, если потенциальный исполнитель по контракту не подтвердит свое право на получение таковых.

Не нашли ответа на свой вопрос?

Звоните на телефон горячей линии . Это бесплатно. Опыт в сфере госзакупокПодпишитесь на нас в

Автор: ZakonGuru Поделиться 0 0

Национальный режим в закупках: как работают запреты по 44‑ФЗ

Это вторая часть статьи о национальном режиме. В ней — о том, какие зарубежные товары нельзя закупать и в каких случаях заказчики могут обойти такой запрет.

В первой части статьи мы рассказали об одной из мер национального режима — ограничении закупки. Вторая мера — запрет на закупку некоторых товаров, которые производятся за границей.

Как и в первом случае, страны-участницы евроазиатского экономического содружества (ЕАЭС) не попадают под этот запрет. Напомним, что в состав содружества помимо России входят: Белоруссия, Армения, Казахстан и Киргизия.

Заказчик не может заключить контракт на поставку зарубежных товаров, работ или услуг (ТРУ), если на них действует запрет. Он должен рассматривать только те заявки на участие, в которых поставщики предлагают российские товары или товары стран-партнеров.

Например муниципальный детский сад проводит закупку на 60 рулонов хлопчатобумажной ткани. В документации заказчик указал, что на закупаемую ткань действует нацрежим. Заявки на участие подали три поставщика: первый предложил ткани из России, второй — из Белоруссии, а третий — из Индии.

В двух заявках предлагаемые товары произведены не в России, но заказчик отклонил только одну из них. Белоруссия входит в состав ЕАЭС, поэтому на местные товары запрет не распространяется. Не позднее, чем через десять дней после того, как заказчик заключит контракт, он должен передать информацию об итогах закупки в Государственную информационную систему промышленности (ГИСП).

При этом после подписания поставщик может заменить поставляемый товар, только если товар на замену произведен в ЕАЭС.

Правила применения запретов для разных категорий товаров правительство прописало в пяти постановлениях. Рассмотрим особенности каждого из них.

Нормативный документ: При закупке автомобилей, машин общественного транспорта и спецтехники, которые правительство перечислило в приложении, заказчик отклоняет все заявки с заграничными товарами. Также заказчик не может заключать договор лизинга, если после окончания срока действия этого договора он должен выкупить товар.

Поставщик предоставляет сертификат о происхождении товара, который выдал уполномоченный орган государства-участника ЕАЭС. Например в России этот сертификат можно получить в Торгово-промышленной палате, а в Казахстане — в Национальной палате предпринимателей республики.

  1. Если заказчик проводит закупку по одной из программ трансграничного сотрудничества. Чтобы это подтвердить, заказчик запрашивает специальное заключение в Министерстве промышленности и торговли.
  2. Если заказчик проводит закупку для дипломатических представительств и консульств России в иностранных государствах.
  3. Если производитель — юридическое лицо — который до 1 января 2015 года ввозил автокомпоненты для сборки машин по соглашению с Минэкономразвития. Если производитель не соблюдал условия соглашения, эти исключение к нему применить нельзя. Исключение действует до июля 2021 года.
  4. Если производитель — хозяйствующий субъект, который до 1 апреля 2016 года работал по и выполнял как минимум одну из работ . Например, сваривал, окрашивал или собирал кузова. Это исключение действует до 1 июля 2021 года.
  5. Если закупаемые товары производят по специальному инвестиционному контракту. Чтобы это подтвердить, поставщик предоставляет копию контракта.

Нормативный документ: Запрет действует не только на само программное обеспечение (ПО), но и на исключительные права на его эксплуатацию.

Заказчик может закупить только то ПО, которое есть:

  1. в ;

Поставщик заполняет декларацию о стране происхождения товара и прикладывает ее к заявке.

  1. Если заказчик закупает товары для дипломатических представительств и консульств России за рубежом.
  2. Если в реестрах нет ПО нужного класса или ПО нужного класса не подходит по функциональным, эксплуатационным или техническим характеристикам. В обоих случаях заказчик должен . Это документ нужно утвердить и опубликовать в тот же день, что и извещение о закупке.

Нормативный документ: Под действие постановления попадают все товары, которые относятся к коду ОКПД2 Заказчик не должен допускать заявки с зарубежными товарами, если:

  1. закупает лизинг или аренду таких товаров.
  2. закупает программно-аппаратных комплексов систем хранения данных;
  3. закупает работы или услуги, чтобы выполнить которые нужно поставить такие товары;

Запрет действует до 26 декабря 2021 года.

В контракте заказчик должен указать номер записи закупаемого товара в . Этот номер поставщик прописывает в заявке на участие. С помощью декларацию о том, что предлагаемые товары есть в Эту декларацию поставщик готовит в свободной форме.

В мае 2021 года вступило в силу. В нем правительство отменило шесть старых актов, которые накладывали запрет на отдельные виды товаров. Например ПП № 791, действовавшее на товары легкой промышленности.

Новое постановление объединило в себе старые акты и частично изменило порядок действия запрета.

Запрет действует сразу на несколько категорий товаров. Полный опубликован в приложении к постановлению.

В него вошли, например:

  1. одежда;
  2. токарные станки;
  3. мебель.
  4. бульдозеры, грейдеры и погрузчики;
  5. ткани;

Заказчики не могут закупать:

  1. товары из списка зарубежного изготовления;
  2. аренду или лизинг зарубежных товаров из списка.
  3. работы или услуги, для которых поставляют зарубежные товары из списка;

Это правило по-прежнему не применяют к товарам, произведенным в странах-участницах ЕАЭС. При производстве некоторых товаров должны использовать только материалы или полуфабрикаты из стран ЕАЭС. Это правило действует на:

  1. одежду;
  2. обувь;
  3. выделанную кожу, сумки и чемоданы;
  4. защитные головные уборы.
  5. ткани и текстильные изделия;

Однако если в странах ЕАЭС не производят необходимые материалы или полуфабрикаты это правило не применяют.

  1. Заказчик — МВД — закупает транспорт для обеспечения безопасности объектов госохраны.
  2. Заказчик закупает товар определенной торговой марки потому, что только он может взаимодействовать с уже имеющимся товаром. Это исключение нельзя применять при закупке легковых, пассажирских или грузовых автомобилей, тракторов, автокранов и оборудования для обработки пищи.
  3. Заказчик — федеральная служба безопасности или обороны, МВД, служба или органы внешней разведки, служба войск нацгвардии, управление делами или специальными программами президента.
  4. В России не производят нужные товары. В этом случае заказчик получает в Минпромторге специальное разрешение на закупку зарубежных товаров. Единственное исключение — закупка для нужд обороны и безопасности, в этом случае разрешение брать не нужно.
  5. Заказчик закупает запчасти или расходные материалы к имеющимся металлообрабатывающим станкам, а также к станкам для обработки камня, дерева и твердых материалов.
  6. Заказчик закупает один товар дешевле 100 000 руб., или несколько таких товаров, которые стоят меньше 1 000 000 руб. Это исключение нельзя применить к некоторым пунктам из списка, например к тканям, одежде и обуви.
  7. Заказчик — ФСО — закупает товары для обеспечения государственной охраны.

В заявке на участие поставщик предоставляет выписку из реестра российской или евразийской промышленной продукции. При этом Минпромторг не вносит в реестры данные:

  1. об оружии;
  2. военной или специальной технике;
  3. образцах вооружения или военной техники.

Поэтому при поставке таких товаров выписка не нужна. Категория товара Нормативный документ Где найти список товаров Автотранспорт, прицепы и полуприцепы Бумага и изделия из бумаги Древесина и изделия из дерева, кроме мебели Здания и работы по их возведению Издательские услуги Изделия из кожи Канцелярия Кокс и нефтепродукты Компьютерное, оптическое и электронное оборудование Лекарства Машины и оборудование, не включенные в группировки Мебель Медицинские изделия Металлические изделия Металлические изделия, кроме машин Металлические руды Музыкальные инструменты Неметаллические минеральные продукты Обувь Одежда Основные металлы Программное обеспечение Продукты питания Продукция горнодобывающих производств Радиоэлектроника Резиновые и пластмассовые изделия Рыба и продукция рыболовства Сооружения и строительные работы гражданского строительства Спортинвентарь Станкоинструментальная промышленность Ткани Транспортные средства Устройства хранения данных Химические вещества Электрическое оборудование В заявке поставщик прописывает наименование страны происхождения и ее цифровой код, которые можно найти в .

Чтобы быстро организовать закупку без ошибок, воспользуйтесь сервисом для госзаказчиков .

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+