Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Ответственность антимонопольное законодательство

Ответственность антимонопольное законодательство

Административная ответственность за нарушение антимонопольных требований в сфере розничной торговли


Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определены Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле), который регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности. Следует отметить, что с 4 июля 2016 года Законом о торговле предусмотрены «иммунитеты» для малого и среднего бизнеса. Так, положения статей 13 и 14 Закона о торговле не распространяются на хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров, выручка которых (их группы лиц, определяемой в соответствии с антимонопольным законодательством) от реализации товаров за последний календарный год не превышает 400 млн. руб., а также хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность посредством организации торговой сети, совокупная выручка от реализации товаров которых в рамках одной торговой сети за последний календарный год не превышает 400 млн.

руб. В Закон о торговле и соответствующие статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) были внесены изменения Федеральным законом от 03.07.2016 № 273-ФЗ

«О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Закон № 273-ФЗ), который вступил в силу 15 июля 2016 года.

Действующие договоры должны быть приведены в соответствие с положениями Закона № 273-ФЗ до 1 января 2017 года. Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации с февраля 2017 года территориальными органами ФАС России проводился комплекс проверочных мероприятий на предмет выявления нарушений антимонопольных правил, законодательства о торговле в отношении торговых сетей, осуществляющих деятельность на территории соответствующих регионов, в том числе и на территории Чувашской Республики.

Результаты проведенных проверок свидетельствуют о низкой осведомленности хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (региональные и муниципальные торговые сети) об изменениях, внесенных Законом № 273-ФЗ в Закон о торговле.

У многих региональных и муниципальных торговых сетей отсутствуют официальные сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», либо не обеспечивается раскрытие информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора на своем сайте. Наиболее распространенные виды нарушений законодательства о торговле: 1.Согласно части 8 статьи 9. Закона о торговле, сроки исчисляются со дня фактического получения продовольственных товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность.

При этом не позднее трех рабочих дней со дня фактического получения продовольственных товаров хозяйствующий субъект, осуществляющий поставки продовольственных товаров обязан передать документы, относящиеся к поставкам таких товаров, а торговая сеть должна их принять.

Вместе с тем, условие, согласно которому в случае не предоставления документов, относящихся к поставленному товару, в полном объеме, срок его оплаты продлевается до момента предоставления недостающих документов, будет нарушать часть 8 статьи 9 Закона о торговле. При этом необходимо разграничивать условия о продлении срока оплаты поставленного товара от условий, согласно которым товар не будет считаться не поставленным.
При этом необходимо разграничивать условия о продлении срока оплаты поставленного товара от условий, согласно которым товар не будет считаться не поставленным.

Включение в договор поставки условия о праве поставщика отказаться от приемки товара в случае, если товар поставлен с неполным и (или) некорректно оформленным пакетом документов (в случае, если стороны определили форму и состав документов, подлежащих представлению при приемке товара), не будет являться нарушением части 8 статьи 9 Закона о торговли.

2.Частью 10 статьи 9 Закона о торговле запрещается устанавливать запрет на перемену лиц в обязательстве по договору поставки продовольственных товаров, а также ответственность за установление такого запрета. Данная норма распространяется исключительно на поставку продовольственных товаров. В части поставки непродовольственных товаров будет регулироваться нормами гражданского законодательства.

В указанной норме отсутствует запрет на необходимость уведомления контрагента по договору об уступке права требования, а также на установление штрафных санкций за не соблюдение условия о таком уведомлении.

Сама обязанность уведомления не препятствует стороне по договору реализовать свое право на совершение цессии. При этом условие о возможности совершения перехода права по договору поставки продовольственных товаров исключительно с согласия контрагента будет являться нарушением ч. 10 ст. 9 Закона о торговле. 3.
10 ст. 9 Закона о торговле. 3.

Согласно подпункту «д» пункта 4 части 1 статьи 13 Закона о торговле торговым сетям запрещается навязывать поставщикам продовольственных товаров условия о возврате продовольственных товаров, не проданных по истечении определенного срока, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Добровольное включение сторонами договора условий о возврате товаров не будет рассматриваться как нарушение подпункта «д» пункта 4 части 1 статьи 13 Закона о торговле. Включение в договоры поставки условия о возврате товара с истекшим (после передачи товара покупателю) сроком годности либо в случае расторжения договора поставки или окончания срока его действия при условии, что на момент отгрузки и, соответственно, перехода права собственности на товар покупателю, товар был надлежащего качества представляется неправомерным, не отвечает положениям гражданского законодательства, свидетельствует о злоупотреблении правом со стороны покупателя и нарушении прав и законных интересов поставщика, поскольку приводит к дополнительным расходам и издержкам. На сегодняшний день проблема возврата торговыми сетями нереализованной продукции и продукции с истекшим сроком годности наиболее актуальна для производителей и поставщиков хлебобулочных и кондитерских изделий.

Стоит отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, сроки годности которых истекли.

Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются (статья 3). При этом владелец некачественных и (или) опасных пищевых продуктов, материалов и изделий обязан изъять их из оборота самостоятельно или на основании предписания органов государственного надзора и контроля (статья 24).

При этом владелец некачественных и (или) опасных пищевых продуктов, материалов и изделий обязан изъять их из оборота самостоятельно или на основании предписания органов государственного надзора и контроля (статья 24).

Позиция судов

  • Невыполнение торговой сетью обязанности по обеспечению доступа к информации может быть расценено как создание дискриминационных условий.

Сформированные в обобщенном виде (высокое качество товаров, лучшие ценовые предложения, соответствие действующему законодательству) условия вводят в заблуждение поставщиков относительно реальных потребностей торговой сети и создают условия, при которых любое предложение поставщика может быть признано несоответствующим таким условиям.

  • Невыполнение торговой сетью обязанности по обеспечению доступа к информации может быть расценено как создание препятствий доступу на рынок

Если поставщикам не представляется информация об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки и о существенных условиях договора, а также затягивание рассмотрения заявки поставщика оценивается как создание поставщику препятствий для доступа на рынок.

  • Само по себе непредставление информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки и о существенных условиях договора, которое не повлекло за собой негативные последствия в виде дискриминационных условий, в которые был поставлен поставщик по сравнению с другими поставщиками образует состав административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 14.41 КоАП РФ.
  • Установление в договорах поставки для разных поставщиков одной товарной группы:

–различных сроков отсрочки оплаты товара –разного размера вознаграждения –разного размера и условий применения штрафных санкций за нарушение условий договора –разных условий поставки –установление торговой сетью различных по размеру торговых надбавок (наценок) на товары поставщиков не является дискриминацией.

Административная ответственность Положения статьи 9 Закона о торговле распространяются на действия хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность, и хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, вне зависимости от выручки.

За нарушение положений статьи 9 Закона о торговле предусмотрена ответственность по статьям 14.41 и 14.42 КоАП РФ. При установлении антимонопольным органом нарушений запретов, поименованных в статье 9 Закона о торговле, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении.

Статья 14.41 КоАП РФ – Непредставление хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность посредством организации торговой сети, запрашиваемой контрагентом об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров, о существенных условиях такого договора влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Непредоставление хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, запрашиваемой контрагентом информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров, о существенных условиях такого договора и информации о качестве и безопасности поставляемых продовольственных товаров влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. Статья 14.42 КоАП РФ — Превышение совокупного размера , выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров, и платы за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг более чем на 5 процентов от цены приобретенных продовольственных товаров либо выплата указанного вознаграждения в связи с приобретением хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, указанных в перечне, установленном Правительством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от одного миллиона до пяти миллионов рублей.

2. Включение хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, и (или) хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, в цену договора поставки продовольственных товаров видов вознаграждения, не предусмотренных федеральным , либо исполнение (реализация) такого договора в соответствующей части — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от одного миллиона до пяти миллионов рублей. 3. Установление хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, и (или) хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, в договоре поставки продовольственных товаров сроков оплаты таких товаров, превышающих сроки, установленные федеральным , либо исполнение (реализация) такого договора в соответствующей части — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от одного миллиона до пяти миллионов рублей.

4. Установление хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, и (или) хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, в договоре поставки продовольственных товаров на перемену лиц в обязательстве по такому договору путем уступки требования, либо установление гражданско-правовой ответственности за несоблюдение указанного запрета сторонами договора, либо исполнение (реализация) такого договора в соответствующей части — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от одного миллиона до пяти миллионов рублей.
4. Установление хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, и (или) хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, в договоре поставки продовольственных товаров на перемену лиц в обязательстве по такому договору путем уступки требования, либо установление гражданско-правовой ответственности за несоблюдение указанного запрета сторонами договора, либо исполнение (реализация) такого договора в соответствующей части — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от одного миллиона до пяти миллионов рублей.

Рекомендуем прочесть:  Что такое гранд и как его получить

5. хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, и (или) хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, в договор поставки продовольственных товаров условий о совершении хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, в отношении поставленных продовольственных товаров действий, связанных с оказанием услуг по продвижению товаров, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг, либо исполнение (реализация) такого договора в соответствующей части — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от одного миллиона до пяти миллионов рублей. 6. хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, или хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, к заключению и (или) исполнению договора возмездного оказания услуг (в том числе с третьими лицами), направленного на оказание услуг по продвижению товаров, услуг по подготовке, обработке, упаковке указанных товаров, иных подобных услуг, а также иных договоров при заключении и (или) исполнении (реализации) договора поставки — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трех миллионов до пяти миллионов рублей.

7. Совершение хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и (или) хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещенных федеральным действий по взиманию платы, внесению платы либо возмещению расходов — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от одного миллиона до пяти миллионов рублей. При рассмотрении дел по статьям 14.41 и 14.42 КоАП РФ антимонопольным органом принимается во внимание положения статей 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ, согласно которым являющимся субъектам малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение.

При замене административного наказания на предупреждение и при выяснении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения антимонопольный орган вносит в соответствующую организацию и соответствующему должностному лицу представление об устранении причин и условий способствовавших совершению административного правонарушения.

За непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, статьей 19.6 КоАП РФ установлена административная ответственность. (на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей).

1. Создание хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, или хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, дискриминационных условий, определяемых в соответствии с Федеральным от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», за исключением случаев, предусмотренных настоящего Кодекса, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от двух миллионов до пяти миллионов рублей.

1. Создание хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, или хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, дискриминационных условий, определяемых в соответствии с Федеральным от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», за исключением случаев, предусмотренных настоящего Кодекса, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от двух миллионов до пяти миллионов рублей.

2. Создание хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, или хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, препятствий для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, предусмотренных настоящего Кодекса, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от двух миллионов до пяти миллионов рублей.

3. Нарушение хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, или хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка ценообразования, за исключением случаев, предусмотренных настоящего Кодекса, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от двух миллионов до пяти миллионов рублей. 4. Навязывание хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, или хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, контрагенту условий, запрещенных федеральным , за исключением случаев, предусмотренных настоящего Кодекса, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двух миллионов пятисот тысяч до пяти миллионов рублей. 5. между хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, для осуществления торговой деятельности договора, по которому товар передается для реализации третьему лицу без перехода к такому лицу права собственности на товар, в том числе договора комиссии, договора поручения, агентского договора или смешанного договора, содержащего элементы одного или всех указанных договоров, за исключением заключения указанных договоров внутри одной группы лиц, определяемой в соответствии с Федеральным от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», и (или) заключения указанных договоров между хозяйствующими субъектами, образующими торговую сеть, либо исполнение (реализация) таких договоров — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от одного миллиона пятисот тысяч до четырех миллионов пятисот тысяч рублей.

6. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного — настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц — от трех миллионов до пяти миллионов рублей. Примечание. Административная ответственность, предусмотренная настоящей статьи, устанавливается в зависимости от степени вины хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров в торговые сети.

Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.40 КоАП РФ является принятие комиссией антимонопольного органа решение, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

Конкуренция является необходимым условием эффективного функционирования рыночной экономики. В Законе о защите конкуренции дается следующее определение понятия «конкуренция»: «.соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке».

При рыночной экономике основным содержанием конкуренции является борьба за потребителя, полное удовлетворение его потребностей, а для производителя товаров (услуг) — захватить большую долю на рынке и получить максимальную прибыль. Успех такого стремления во многом зависит от качества товара (услуги) и его цены.

Во всех странах с развитой рыночной экономикой непременно присутствует конкурентная борьба за место на рынке и стремление занять там доминирующее положение.

Чтобы не допустить монополизации рынка, захвата рыночной власти отдельными производителями, государству необходимо регулировать рыночные отношения в этой сфере деятельности. Антимонопольное законодательство РФ основывается на Конституции РФ, ГК РФ, КоАП РФ и состоит из Закона о защите конкуренции, иных федеральных законов, регулирующих отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Например, нормы, направленные на недопущение недобросовестной конкуренции, содержатся в Законе об АО, Законе об иностранных инвестициях, Федеральных законах от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» и др.

За нарушение антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о конкуренции должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, а также физические лица несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность. Конституция РФ гарантирует поддержку государством добросовестной конкуренции и не допускает экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст.

8 и 34). В ГК РФ (п. 1 ст. 10, 1033) установлено, что не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Гражданско-правовая ответственность состоит в возмещении убытков в соответствии с нормами гражданского законодательства (ст.

12, 15, 16 ГК РФ). Административно-правовая ответственность за нарушение антимонопольного законодательства установлена в гл. 19 КоАП РФ. Данные правонарушения посягают на порядок управления и определены ч.

2.1—2.7 ст. 19.5 КоАП РФ, а также ч.

1—8 ст. 19.8 КоАП РФ. Так, в соответствии с ч. 2.1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, или выданного при осуществлении контроля за использованием государственной или муниципальной преференции законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных антимонопольным законодательством РФ действий влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 18 до 20 тыс.

руб. либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от 300 до 500 тыс.

руб. Другие части данной статьи предусматривают различные санкции за невыполнение в установленный срок предписания о прекращении злоупотребления доминирующим положением на товарном рынке; о прекращении нарушения правил недискриминационного доступа к товарам (услугам, работам); о прекращении недобросовестной конкуренции и т.д. В частях с 1 по 8 ст. 19.8 КоАП РФ установлена различная административная ответственность за непредставление ходатайств и уведомлений (заявлений) в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган; представление ходатайств и уведомлений (заявлений), содержащих заведомо недостоверные сведения; нарушение установленных порядка и сроков их подачи.

Совершение данного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан, а также на должностных и юридических лиц.

Штраф за нарушение антимонопольного законодательства, совершенное несколькими лицами, налагается отдельно на каждого нарушителя. Уголовно-правовая ответственность за недопущение, ограничение или устранение конкуренции применяется на основании ст.

178 УК РФ. Так, недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем заключения хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), неоднократного злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в установлении и (или) поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекли извлечение дохода в крупном размере, — наказываются штрафом в размере от 300 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до одного года либо без такового. Крупным ущербом признается ущерб, сумма которого превышает 1 млн руб.

Квалифицирующие признаки данного преступления предусмотрены ч. 2, 3 ст. 178 УК РФ. Кроме того, нормы УК РФ устанавливают запрет на принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения (ст. 179), незаконное использование товарного знака (ст.

180), незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст. 183). Важное значение по поддержанию, развитию и защите добросовестной конкуренции, а также пресечению монополистической деятельности имеют названные выше федеральные законы.

И в первую очередь — Закон о защите конкуренции. Этот закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

  1. 2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, ЦБ РФ.
  2. 1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. Указанный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, ЦБ РФ, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Положения Закона о защите конкуренции применяются к достигнутым за пределами территории РФ соглашениям между российскими и (или) иностранными лицами либо организациями, а также к совершаемым ими действиям, если такие соглашения или действия оказывают влияние на состояние конкуренции на территории РФ. Глава 8 рассматриваемого закона прямо посвящена ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

В частности, в ст. 37 Закона о защите конкуренции говорится, что за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

Следует отметить наличие целого ряда федеральных законов, регламентирующих отношения, возникающие в процессе различных видов деятельности на российском рынке, в которых включены нормы ответственности за нарушение антимонопольного законодательства и соблюдения добросовестной конкуренции. В качестве примера можно привести Закон об иностранных инвестициях. Статья 18 данного закона говорит о том, что иностранный инвестор обязан соблюдать антимонопольное законодательство РФ и не допускать недобросовестной конкуренции и ограничительной деловой практики, в том числе путем создания на территории РФ коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного юридического лица для производства какого-либо пользующегося повышенным спросом товара, а затем самоликвидации в целях продвижения на рынок аналогичного товара иностранного происхождения, а также посредством злонамеренного соглашения о ценах или о распределении рынков сбыта товара либо об участии в торгах (аукционах, конкурсах).

Практика антимонопольного регулирования показывает, что антиконкурентные действия (бездействие), соглашения, согласованные действия со стороны федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления препятствуют формированию единого экономического и правового пространства, обеспечению экономической свободы предпринимательства, особенно для малого и среднего бизнеса.

Определенную роль в совершенствовании антимонопольного законодательства и усилении роли ответственности за нарушение антимонопольного законодательства РФ играют указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.

Так, например, постановление Правительства РФ от 23.04.2012 № 378

«Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лиц, привлеченных к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства»

вводит порядок ведения реестра, представляющего собой базу данных о лицах, привлеченных к административной ответственности. Правила, предусмотренные указанным постановлением Правительства РФ, устанавливают порядок формирования и ведения реестра должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции должностных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов и судами к административной ответственности в соответствии со ст. 14.9 КоАП РФ, а также в целях применения ст.

178 УК РФ должностных лиц хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке и судами к административной ответственности в соответствии со сг. 14.31 и 14.31 (1) КоАП РФ. Основаниями для включения сведений в реестр являются вступившие в законную силу постановление или судебное решение.

Сведения, включенные в реестр, не подлежат опубликованию в СМИ и размещению в сети «Интернет», являются конфиденциальными и предоставляются правоохранительным органам, судебным органам, а также лицу, привлеченному к административной ответственности.

Предметом государственного контроля (надзора) является проверка соблюдения антимонопольного законодательства РФ федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными органами или организациями, осуществляющими функции указанных органов, а также государственными внебюджетными фондами, коммерческими и некоммерческими организациями, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими своей деятельности или исполнении предписания, выданного по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства РФ. Некоммерческие организации подлежат проверке исключительно в части соблюдения ими положений ст. 10, 11, 11.1, 14—17.1, 19—21 Закона о защите конкуренции при осуществлении ими предпринимательской деятельности или координации экономической деятельности других хозяйствующих субъектов.

На основании Закона о защите конкуренции не могут проводиться проверки соответствия деятельности некоммерческих организаций целям деятельности, предусмотренным учредительными документами таких организаций. На основании выявленных фактов нарушений ст.

15 и 16 Закона о защите конкуренции антимонопольные органы вправе возбуждать и рассматривать дела в отношении федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, ЦБ РФ и их должностных лиц в соответствии с нормами Закона о защите конкуренции и соответствующими подзаконными актами, принимать решения по таким делам и выдавать предписания, устанавливающие обязанности, в том числе меры ответственности, в отношении нарушителей антимонопольного законодательства.

В связи с вопросами реализации антимонопольным органом контрольно-надзорных полномочий в отношении органов власти, связанной с выдачей обязательных для исполнения предписаний, хотелось бы обратить внимание на разъяснение, содержащееся в п.

11 постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30: «В силу пункта 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган вправе выдавать федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам, за исключением случаев, установленных пунктом 4 этой части, обязательные для исполнения предписания, предусмотренные данным пунктом.

Применяя указанную норму, арбитражные суды должны учитывать, что в соответствии со статьей 34 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Поскольку в пункте 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции указано, что обязательные для исполнения предписания могут быть вынесены в отношении органов местного самоуправления без каких-либо ограничений по кругу этих органов, такие предписания могут быть вынесены антимонопольным органом в отношении любого органа местного самоуправления». Как видим, система норм, участвующих в регулировании ответственности за нарушение антимонопольного законодательства и пресечении недобросовестной конкуренции, сконцентрирована в большом числе правовых актов разного уровня, имеющих разную сферу регулирования.

  1. Коммерческое (торговое) право : учебник / под ред. Ю. Е. Булатецкого. М. : Норма,2011. С. 319 ; Хозяйственное (предпринимательское) право : учебник / отв. ред. Ю. Е. Була-тецкий, Н. А. Машкин, И. М. Рассолов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2015.

Статья 37.

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

О конституционно-правовом смысле положений статьи 37 настоящего Федерального закона см. Конституционного Суда РФ от 24 июня 2009 г. N 11-П См. комментарии к статье 37 настоящего Федерального закона 1.

За нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

2. Привлечение к ответственности лиц, указанных в настоящей статьи, не освобождает их от обязанности исполнять решения и предписания антимонопольного органа, представлять в антимонопольный орган ходатайства или уведомления для рассмотрения либо осуществлять иные предусмотренные антимонопольным законодательством действия. от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ статья 37 настоящего Федерального закона дополнена частью 3, по истечении тридцати дней после дня названного Федерального закона 3. Лица, права и интересы которых нарушены в результате нарушения антимонопольного законодательства, вправе обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд с исками, в том числе с исками о восстановлении нарушенных прав, возмещении убытков, включая упущенную выгоду, возмещении вреда, причиненного имуществу.

См. ФАС России от 11 октября 2017 г. N 11

«По определению размера убытков, причиненных в результате нарушения антимонопольного законодательства»

Об особенностях доказывания и расчета убытков, причиненных нарушением антимонопольного законодательства см.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+