Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Обязанность организации отвечать на запрос сми

Обязанность организации отвечать на запрос сми

Статьи


Управляющая организация обязана предоставлять информацию не только по запросу собственников, надзорных и иных государственных органов, но также и по запросу средств массовой информации (далее — СМИ). А почему – читайте далее. Право редакции СМИ на запрос информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц предоставлено ст.

39 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ). При этом сам запрос может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.

Для ответа на запросы редакций СМИ установлен семидневный срок предоставления информации.

В случае невозможности предоставить запрашиваемые сведения в указанный срок представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации вручается уведомление об отсрочке.

В уведомлении должны быть указаны:

  1. причины, по которым запрашиваемая информация не может быть представлена в семидневный срок;
  2. должностное лицо, установившее отсрочку;
  3. дата принятия решения об отсрочке.
  4. дата, к которой будет представлена запрашиваемая информация;

Данное правило закреплено в статье 40 Закона о СМИ. При этом законодательно не определен предельный срок отсрочки в предоставлении информации. Указанной статьей также установлены основания, позволяющие отказаться от предоставления информации.

Такой отказ возможен, если запрашиваемая информация содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Следует отметить, что Верховный Суд РФ в обзоре судебной практики № 4 (2017) разъяснил, что «по смыслу ст.

38, 39 Закона о средствах массовой информации, требования указанных норм права о предоставлении сведений о деятельности по запросам редакций средств массовой информации распространяются на все организации, независимо от их организационно-правовой формы, в том числе коммерческие и некоммерческие юридические лица (ст. 48, 50 ГК РФ), организации, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица (например, простые товарищества)».

Таким образом, Верховный Суд окончательно поставил точку в вопросе правомерности требования СМИ о предоставлении сведений не только в отношении государственных учреждений, но и в отношении любых коммерческих/некоммерческих организаций. Следует добавить, что специальной санкции за непредоставление информации по запросу редакций СМИ не установлено.
Следует добавить, что специальной санкции за непредоставление информации по запросу редакций СМИ не установлено. По общему правилу за неправомерный отказ или несвоевременное предоставление информации, в предусмотренных федеральными законами случаях, установлен штраф на должностных лиц – от 5 тыс.

до 10 тыс. рублей (ст. 5.39 КоАП РФ). Также необходимо иметь ввиду, что СМИ могут обжаловать в судебном порядке отказ или непредоставление информации. В соответствии с правовой позицией, изложенной в п.

15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2010 № 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»:

  1. иные основания, исключающие возможность предоставления информации о деятельности органов, организаций, общественных объединений, должностных лиц (в том числе, по запросам редакций средств массовой информации), могут быть предусмотрены другими федеральными законами (например, статьей 20 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», статьей 20 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»).
  2. если запрашиваемая информация содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну, отказ в предоставлении этой информации является правомерным в силу части 1 статьи 40 названного Закона;
  3. положения Закона о СМИ не обязывают редакцию СМИ указывать в запросе, для каких целей необходимы запрашиваемые сведения, и обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации;
  4. на специальную охрану тайны указывается, например, в следующих Федеральных законах: «О государственной тайне», «О персональных данных», «О коммерческой тайне», «О противодействии терроризму» (пункт 10 статьи 2), «Об архивном деле в Российской Федерации» (статья 25), в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (статья 61), «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (статья 9), «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 12), «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (статья 8), «О банках и банковской деятельности» (статья 26), в Семейном кодексе Российской Федерации (статья 139), в Налоговом кодексе Российской Федерации (статья 102);
  5. запрос информации может касаться любых сторон деятельности соответствующего органа, организации, общественного объединения, должностного лица. Предметом запроса также могут являться сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных и муниципальных служащих; особенности предоставления таких сведений определяются нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 5 статьи 8 Федерального закона «О противодействии коррупции»);

Согласно ст. 3 Федерального закона от 29 июля 2004 года № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее – Закон № 98-ФЗ) коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду; а информация, составляющая коммерческую тайну, — сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

В силу положений ст. 4 Федерального Закона № 98-ФЗ право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации с учетом положений настоящего Федерального закона. Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что управляющая организация вправе отказать СМИ в предоставлении информации, которая относится к информации ограниченного доступа, в частности, если запрашиваемая информация составляет коммерческую тайну организации либо содержит персональные данные.

Компания «Бурмистр.ру» оказывает юридические услуги управляющим компаниям и ТСЖ.

Вся необходимая информация о сервисе .

Мпа.онлайн

Практика обращения редакции сетевого издания «МПА.ОНЛАЙН» в органы государственной власти, органы местного самоуправления и в иные организации за получением информации свидетельствует об отсутствии у части руководителей и специалистов, указанных структур, понимания особенностей законодательства Российской Федерации, регламентирующих их обязанности отвечать на запросы СМИ.

Напомним положения законодательства Российской Федерации, касающегося общего порядка рассмотрения обращений граждан, а также особые права СМИ по запросу информации. Конституция Российской Федерации в части 4 статьи 29 провозглашает право каждого гражданина РФ свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, кроме определенных законом сведений, составляющих государственную тайну.

Это основополагающий тезис, касающийся всех физических и юридических лиц. Следующим важным документом, определяющим право граждан и организаций запрашивать и получать информацию, является Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ

«Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

.

Указанные нормы прописаны в статьях 3 и 8 данного Федерального закона. Порядок обращения граждан за получением информации в органы государственной власти, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам, определен Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ

«О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

. Часть 1 статьи 12 указанного Федерального закона устанавливает, что письменное обращение граждан рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации.

Согласно части 2 статьи 8 установленный срок регистрации всех поступивших письменных обращений — три дня.

При этом в Федеральном законе подразумеваются календарные дни, а не рабочие. Таким образом, через 33 (тридцать три) календарных дня с момента поступления обращения в государственный орган, орган местного самоуправления, гражданину должен быть направлен ответ на адрес электронной почты в виде электронного сообщения либо в письменной форме на почтовый адрес (часть 4 статьи 10). В исключительных случаях руководителем органа срок рассмотрения обращения может быть продлен, о чем в обязательном порядке информируется заявитель.

С учетом общественной значимости деятельности средств массовой информации в обеспечении конституционного права граждан на оперативное получение информации, законодатель наделил редакции СМИ особыми правами по обращению в органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, их должностным лицам.
С учетом общественной значимости деятельности средств массовой информации в обеспечении конституционного права граждан на оперативное получение информации, законодатель наделил редакции СМИ особыми правами по обращению в органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, их должностным лицам. Отношения редакций СМИ с гражданами и организациями прописаны в главе IV закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации».

Статьей 40 указанного закона определено, что отказ в предоставлении запрашиваемой редакцией СМИ информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Отсрочка в предоставлении запрашиваемой информации допустима, если требуемые сведения не могут быть представлены в семидневный срок (выделено редакцией). Уведомление об отсрочке вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации.

В уведомлении должны быть указаны: 1) причины, по которым запрашиваемая информация не может быть представлена в семидневный срок; 2) дата, к которой будет представлена запрашиваемая информация; 3) должностное лицо, установившее отсрочку; 4) дата принятия решения об отсрочке. Руководителям органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных организаций и общественных объединений, необходимо учитывать указанные выше отличия в сроках рассмотрения обращения граждан и запросов редакций СМИ: — тридцать дней для обращений граждан; — семь дней для запросов редакций СМИ. Очень часто сроки рассмотрения запросов средств массовой информации нарушаются из-за незнания специалистами, осуществляющими регистрацию поступающих обращений, положений закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», а также простой невнимательности, в результате которой поступившие запросы редакций СМИ регистрируются как обращения физического или юридического лица.

Уверены, что приведенные выше разъяснения положений законодательства Российской Федерации в сфере рассмотрения обращений граждан и запросов редакций СМИ, будут способствовать соблюдению установленных законов сроков предоставления на них ответов.

Алексей Строев Дата публикации: Номер опубликования: 3652

Алгоритм получения информации

На сегодняшний день отношения по доступу журналистов к информации, находящейся в ведении государства, регламентированы в Законе «О средствах массовой информации» и в Законе «Об информации, информатизации и защите информации». В них установлена процедура подачи запроса и получения редакцией информации.

Однако использование этой процедуры влечёт за собой ряд проблем, речь о которых пойдёт ниже.

Статья 39 Закона о СМИ говорит об обязанности руководителей государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц отвечать на запрос редакции на получение информации.

Конституция РФ, принятая в 1993 году, через два года после Закона о СМИ, предусмотрела создание органов местного самоуправления (городские, районные, сельские думы, собрания и т.п., мэрии), которые не входят в вертикаль государственных органов власти. Однако по смыслу (но не по букве) Закона о СМИ, а также в соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» от ответа на запрос не должны уклоняться и органы местного самоуправления.
Однако по смыслу (но не по букве) Закона о СМИ, а также в соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» от ответа на запрос не должны уклоняться и органы местного самоуправления.

Рекомендуем прочесть:  Можно ли с карты уралсиб переве

К общественным объединениям по закону (ч. 1 ст. 2 ФЗ «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 года) не относятся религиозные организации, а также коммерческие организации и создаваемые ими некоммерческие союзы и ассоциации.

Следует заметить, что до недавнего времени в одном из субъектов РФ, Башкирии, права средств массовой информации трактовались в этом отношении шире, нежели федеральным законодательством.

С 1992 по 2001 год статья «Запрос информации» Кодекса Республики Башкортостан о средствах массовой информации устанавливала обязанность «негосударственных организаций, учреждений и предприятий. и их должностных лиц предоставлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам их редакций.» Как видим, данное положение содержало новеллу, обязывающую негосударственные организации предоставлять информацию по запросам редакций.

За рубежом на сегодняшний день схожая норма существует только в праве Южно-Африканской Республики, в Законе 2000 года «О содействии в доступе к информации».

Кроме законов о СМИ и «Об информации, информатизации и защите информации» существует ряд других актов, которые требуют от чиновников предоставления обществу информации. Например, Основы законодательства Российской Федерации о здоровье граждан (1993) в статье 19 предписывают информировать о факторах, влияющих на здоровье граждан, и предоставлять всем желающим экологическую информацию.
Например, Основы законодательства Российской Федерации о здоровье граждан (1993) в статье 19 предписывают информировать о факторах, влияющих на здоровье граждан, и предоставлять всем желающим экологическую информацию.

Закон РФ «О банках и банковской деятельности» (1990) требует от любой кредитной организации предоставлять как клиентам, так и другим лицам копии лицензий на осуществление банковских операций, копии иных обязательных разрешений, выданных ей, а также ежемесячные бухгалтерские балансы за текущий год (ст.

8). В той же статье говорится, что головная кредитная организация банковской группы, управляющая компания банковского холдинга обязаны ежегодно публиковать свои консолидированные бухгалтерские отчёты и консолидированные отчёты о прибылях и убытках после подтверждения их достоверности заключением аудитора. Федеральный закон «Об акционерных обществах» (1995) содержит статью 92 «Обязательное раскрытие обществом информации», в соответствии с которой ОАО обязано обнародовать свой годовой отчёт, годовую бухгалтерскую отчётность, информацию о проведении общего собрания акционеров, а также иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Обязательное раскрытие информации акционерным обществом, в том числе и закрытым обществом, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется в объёме и порядке, установленными тем же органом исполнительной власти, например Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 20 апреля 1998 г.

(№ 9)

«Об утверждении положения о порядке и объёме раскрытия информации открытыми акционерными обществами при размещении акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, путём подписки»

. Эти нормы зачастую не применяются, а средства массовой информации и журналисты порой не знают о своих правах в этой области либо не умеют ими воспользоваться.

Но проблема заключается не столько в этом, сколько в том, что не предусмотрена реальная ответственность за не предоставление информации. Рассмотрим теперь сам алгоритм действий журналиста, запрашивающего информацию из государственных информационных ресурсов (см. схему ниже). Первый этап этого алгоритма – подготовка запроса.

По Закону о СМИ запрос подаётся либо в устной, либо в письменной форме, но на практике к запросам в устной форме серьёзно не относятся и на них не отвечают.

Более того, некоторые фазы алгоритма (уведомление об отсрочке или отказе) возможны лишь при условии письменного запроса на получение информации.

АЛГОРИТМ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ПО ПИСЬМЕННОМУ ЗАПРОСУ РЕДАКЦИИ ПОДГОТОВКА ЗАПРОСА – Адресовать руководителю государственного органа (организации), общественного объединения или в соответствующую пресс-службу (ст. 39 ЗоСМИ). – Запрос должен касаться деятельности этих государственных органов (организаций), общественных объединений и их должностных лиц (Ст. 39 ЗоСМИ). – Подписать запрос у редактора (зам.

редактора) (ст. 39 ЗоСМИ). – Обосновывать необходимость получения информации не требуется (ч. 1 ст. 12 ЗоИ) Направление запроса редакцией.

Получение запроса адресатом ОЖИДАНИЕ ОТВЕТА До 3 дней (срок, в который должно быть направлено в СМИ уведомление об отсрочке или об отказе с указанием причины) (ст.

40 Закона о СМИ) До 7 дней (срок, в который должна быть предоставлена информация) (ст. 39 Закона о СМИ) Неполучение ответа в срок, получение неудовлетворительного ответа РЕАКЦИЯ НА ОТСУТСТВИЕ (УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОГО) ОТВЕТА Обращение с жалобой в вышестоящий по подчинённости орган Обращение в суд с требованием: – устранить допущенные нарушения ЗоИ и ЗоСМИ; – возместить понесённые редакцией убытки (ч. 3 ст. 61 ЗоСМИ), ч. 2 ст. 13, ч.

1 ст. 24 ЗоИ) Обращение в прокуратуру с жалобой о несоблюдении законодательства Возможные последствия ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВИНОВНЫХ Дисциплинарная (ст. 58 ЗоСМИ, ч. 3 ст. 24 ЗоИ) Административная (ст. 5.39 КоАП, ст. 201, 406 ГПК, ст.

206 АПК) Гражданская (ст. 15, 16 ГК) Уголовная (ст. 140 УК) Примечания: АПК – Арбитражный процессуальный кодекс РФ ГК – Гражданский кодекс РФ ГПК – Гражданский процессуальный кодекс РСФСР ЗоИ – Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» ЗоСМИ – Закон РФ «О средствах массовой информации» КоАП – Кодекс РФ об административных правонарушениях УК – Уголовный кодекс РФ Запрос направляется редакцией, что предполагает необходимость его оформления на бланке, с соответствующими подписью и печатью. В нём не обязательно указывать, для чего средству массовой информации понадобились те или иные сведения, т.е.

редакция не должна обещать, что полученные данные будут использованы для выпуска статьи или что готовится большой материал, для завершения написания которого нужны определённые сведения. В свою очередь адресаты запроса не должны ставить вероятность и полноту ответа в зависимость от возможного использования предоставляемых ими сведений. Запрос подаётся либо руководителю государственного органа, либо в адрес организации или общественного объединения, либо (что предпочтительно) в пресс-службу этого органа или организации.

Направив запрос, необходимо убедиться, что он дошёл до адресата, потому что все остальные сроки в процедуре ведут отсчёт именно с момента его получения, т.е. необходимо иметь доказательство того, что запрос, действительно, получен.

Для этого существует много разных способов, например телеграмма с уведомлением о вручении, расписка канцелярии в получении письма и т.п. На запрос должны ответить в течение семи (календарных, а не рабочих!) дней, причём если он был подан в письменной форме, то и ответить вам должны письменно. Если предоставлена полная и достоверная информация, вам остаётся лишь поблагодарить чиновника и забыть о других этапах алгоритма.

Если предоставлена полная и достоверная информация, вам остаётся лишь поблагодарить чиновника и забыть о других этапах алгоритма. Редакция может получить уведомление об отсрочке в предоставлении информации. Такое уведомление должно быть получено ею в трёхдневный срок с указанием причин отсрочки, нового срока предоставления запрашиваемой информации (законом этот срок не ограничен) и фамилии ответственного лица.

Причины отсрочки могут быть самые разные. Например, запрос направляется в министерство в Москву, а папка с информацией находится в подмосковном архиве.

Ближайшая машина будет направлена туда через пять дней, поэтому необходимую информацию смогут предоставить только через неделю.

Если редакция считает обоснования причины отсрочки законными, ей остаётся только ждать ответа по существу запроса.

Редакции могут вообще отказать в предоставлении информации. Такой отказ должен быть дан только в письменной форме и обязательно должен быть мотивированным. Уведомление об отказе также обязаны вручить в трёхдневный срок.

В нём может быть написано примерно следующее: «В ответ на ваш запрос от такого-то числа предоставить информацию о количестве бомбоубежищ в Чеховском районе Московской области сообщаю о своем решении отказать в предоставлении этих сведений в связи с тем, что такая информация охраняется в соответствии со статьёй 5 Закона РФ «О государственной тайне» (подпись, дата)».

Другими словами, в таком уведомлении должна быть ссылка на конкретные положения того или иного закона, на основании которого запрашиваемые сведения не могут быть предоставлены. Если можно предоставить лишь часть информации, орган, получивший запрос, должен отделить секретную часть от несекретной и вторую отправить в редакцию. Наконец (и, к сожалению, это встречается слишком часто), редакции могут вообще не ответить.

Отсутствие ответа необходимо рассматривать как неправомерный отказ в предоставлении информации, который возможно обжаловать.

? | Источник: — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

Рассмотрение запросов о предоставлении информации

устанавливает право на обращение к государственным органам и органам местного самоуправления с запросами о предоставлении информации. Этот закон регулирует не только рассмотрение запросов граждан, но и целый ряд других вопросов (опубликование информации о деятельности органов власти, размещение этой информации в сети Интернет и т.

д.). Собственно работе с запросами в законе посвящена лишь небольшая часть текста.

Особый порядок рассмотрения установлен для запросов средств массовой информации (см. ). Особенности касаются как сроков рассмотрения запросов, так и круга возможных адресатов обращений.

С запросами о предоставлении информации могут обращаться граждане, объединения граждан и любые юридические лица.

Таким образом, круг авторов запросов о предоставлении информации существенно шире, чем установленный для жалоб нормами . Запросы о предоставлении информации могут направляться только в государственные органы и органы местного самоуправления.

Таким образом, круг адресатов запросов о предоставлении информации уже, чем установленный для жалоб граждан.

Однако это в значительной мере компенсируется тем, что запрашиваемая информация не ограничена вопросами деятельности органа, в который направляется запрос (см.

далее). Запрашиваться может информация как о деятельности самих государственных органов и органов местного самоуправления, так и о деятельности подведомственных этим органам организаций.

Предметом запроса могут быть как существующие документы, так и иная информация.

Запрашиваться могут и те документы и иная информация, которая поступает в эти органы и организации. Могут также запрашиваться правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций (). Запрос должен содержать следующую информацию об авторе запроса:

  1. адрес электронной почты.
  2. почтовый адрес, номер телефона и/или факса, либо
  3. контактные данные для направления ответа на запрос или уточнения содержания запроса:
    • почтовый адрес, номер телефона и/или факса, либо
    • адрес электронной почты.
  4. фамилию, имя и отчество (либо наименование организации);

Запрос должен содержать указание на орган (наименование органа) или должностное лицо (инициалы и фамилия и/или должность), которому адресуется запрос.

Порядок рассмотрения запросов о предоставлении информации аналогичен порядку рассмотрения жалоб:

  1. если объем запрошенной информации превышает установленный правительством предел, то адресат должен в течение 7 дней со дня регистрации направить обратившемуся уведомление об объемах информации, ее стоимости и порядке оплаты (см. ниже);
  2. письменный запрос регистрируется в течение трех дней с момента поступления — то есть не позднее дня (Т+3); устные запросы регистрируются в день обращения ();
  3. ответ по существу должен быть направлен в течение 30 дней со дня регистрации; если подготовка ответа требует бо́льшего времени, то срок ответа может быть увеличен до 45 дней, но известить об этом обратившегося (с указанием причины отсрочки) необходимо в течение 7 дней со дня регистрации ();
  4. если адресат установит, что запрос находится вне его компетенции, то он обязан в течение 7 дней со дня регистрации направить запрос надлежащему органу и уведомить обратившегося; в такой же срок адресат должен ответить, если у него нет информации о том, какой орган может располагать запрашиваемой информацией ();

Закон предусматривает следующие основания для отсутствия ответа по существу запроса:

  1. если запрашиваемая информация ранее предоставлялась обратившемуся ();
  2. если запрашиваемая информация была опубликована в средствах массовой информации либо размещена в сети «Интернет», ответ может ограничиться указанием названия, даты выхода и номера средства массовой информации, в котором опубликована запрашиваемая информация, и (или) электронного адреса официального сайта, на котором размещена запрашиваемая информация ();
  3. если запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа, в ответе на запрос указываются вид, наименование, номер и дата принятия акта, в соответствии с которым доступ к этой информации ограничен. В случае, если часть запрашиваемой информации относится к информации ограниченного доступа, а остальная информация является общедоступной, государственный орган или орган местного самоуправления обязан предоставить запрашиваемую информацию, за исключением информации ограниченного доступа ();
  4. если в запросе ставится вопрос о правовой оценке актов, принятых государственным или муниципальным органом, о проведении анализа деятельности государственного или муниципального органа, его подразделений или подведомственных организаций или о проведении иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав обратившегося ().

Информация предоставляется бесплатно, если она затрагивает права и обязанности обратившегося (), либо ее бесплатное предоставление установлено законом или иным правовым актом (). В остальных случаях взимается плата, если объем информации превышает установленный правительством Российской Федерации размер.

Минимальный бесплатный объем установлен

«Правилами взимания платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»

(утверждены постановлением Правительства РФ от 24.10.2011 № 860): Единица формата Бесплатный объем Цена при превышении, ₽ лист формата А4 20 10 лист формата А3 20 20 лист формата А2 5 100 лист формата А1−А0 1 100 лист формата более А0 1 1000 мегабайт информации в электронной форме 1 10 Бесплатные объемы пересылаются за счет органа, направляющего ответ (информация в электронной форме — на указанный обратившимся адрес электронной почты).

В остальных случаях обратившееся за информацией лицо оплачивает пересылку (а для информации в электронной форме — еще и стоимость электронного носителя, если носитель не был предоставлен самим обратившимся).

По желанию обратившегося информация (и бумажная, и электронная) может быть передана ему непосредственно в государственном или муниципальном органе. Если запрашиваемые пользователем объемы потребуют внесения платы, то орган в течение 7 дней со дня регистрации запроса обязан уведомить обратившегося о формате и объеме информации, о стоимости изготовления копий, стоимости пересылки, а также о стоимости электронного носителя (если информация предоставляется в электронном виде).

Одновременно сообщаются сведения, необходимые для заполнения платежного документа, и срок оплаты (не превышающий срока ответа на запрос). устанавливает особый порядок рассмотрения запросов средств массовой информации. Отвечать на запросы редакций о своей деятельности помимо государственных и муниципальных органов, должны любые организации и общественные объединения ().

Отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен только при наличии в ней государственной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны. Отказ должен быть вручен редакции в 3-дневный срок со дня получения запроса, то есть не позднее дня (Т+3), и должен содержать причины, по которым запрашиваемая информация не может быть отделена от охраняемой законом тайны, указание на лицо, принявшее решение об отказе, и дату принятия решения ().

В законе неаккуратно сформулирована норма о сроке предоставления информации.

Буква закона предусматривает две временны́х точки ():

  1. в трехдневный срок со дня получения запроса редакции вручается уведомление об отсрочке предоставления информации, если информация не может быть предоставлена в течение 7 дней; уведомление должно включать указание причин невозможности исполнения запроса в 7-дневный срок, срок предоставления информации, указание на лицо, принявшее решение об отсрочке, и дату принятия решения;
  2. собственно семидневный срок со дня получения запроса — это нормальный срок ответа на запрос.

Таким образом, закон о СМИсредство массовой информации не содержит предельной величины отсрочки предоставления информации, однако для государственных и муниципальных органов в соответствии с применяются нормы .

  • См. об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Одинга Алексея Робертовича на нарушение его конституционных прав положением пункта 6 части 1 статьи 20 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

Блог

Управляющая организация обязана предоставлять информацию не только по запросу собственников, надзорных и иных государственных органов, но также и по запросу средств массовой информации (далее — СМИ).

А почему – читайте далее. Право редакции СМИ на запрос информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц предоставлено ст.

39 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ). При этом сам запрос может осуществляться как в устной, так и в письменной форме.

Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции. Для ответа на запросы редакций СМИ установлен семидневный срок предоставления информации.

В случае невозможности предоставить запрашиваемые сведения в указанный срок представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации вручается уведомление об отсрочке.

В уведомлении должны быть указаны:

  1. дата, к которой будет представлена запрашиваемая информация;
  2. дата принятия решения об отсрочке.
  3. должностное лицо, установившее отсрочку;
  4. причины, по которым запрашиваемая информация не может быть представлена в семидневный срок;

Данное правило закреплено в статье 40 Закона о СМИ.

При этом законодательно не определен предельный срок отсрочки в предоставлении информации.

Указанной статьей также установлены основания, позволяющие отказаться от предоставления информации.

Такой отказ возможен, если запрашиваемая информация содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Следует отметить, что Верховный Суд РФ в обзоре судебной практики № 4 (2017) разъяснил, что «по смыслу ст.

38, 39 Закона о средствах массовой информации, требования указанных норм права о предоставлении сведений о деятельности по запросам редакций средств массовой информации распространяются на все организации, независимо от их организационно-правовой формы, в том числе коммерческие и некоммерческие юридические лица (ст.

48, 50 ГК РФ), организации, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица (например, простые товарищества)».

Таким образом, Верховный Суд окончательно поставил точку в вопросе правомерности требования СМИ о предоставлении сведений не только в отношении государственных учреждений, но и в отношении любых коммерческих/некоммерческих организаций.

Следует добавить, что специальной санкции за непредоставление информации по запросу редакций СМИ не установлено.

По общему правилу за неправомерный отказ или несвоевременное предоставление информации, в предусмотренных федеральными законами случаях, установлен штраф на должностных лиц – от 5 тыс. до 10 тыс. рублей (ст. 5.39 КоАП РФ). Также необходимо иметь ввиду, что СМИ могут обжаловать в судебном порядке отказ или непредоставление информации.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в п.

15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2010 № 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»:

  1. на специальную охрану тайны указывается, например, в следующих Федеральных законах: «О государственной тайне», «О персональных данных», «О коммерческой тайне», «О противодействии терроризму» (пункт 10 статьи 2), «Об архивном деле в Российской Федерации» (статья 25), в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (статья 61), «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (статья 9), «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 12), «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (статья 8), «О банках и банковской деятельности» (статья 26), в Семейном кодексе Российской Федерации (статья 139), в Налоговом кодексе Российской Федерации (статья 102);
  2. если запрашиваемая информация содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну, отказ в предоставлении этой информации является правомерным в силу части 1 статьи 40 названного Закона;
  3. иные основания, исключающие возможность предоставления информации о деятельности органов, организаций, общественных объединений, должностных лиц (в том числе, по запросам редакций средств массовой информации), могут быть предусмотрены другими федеральными законами (например, статьей 20 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», статьей 20 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»).
  4. запрос информации может касаться любых сторон деятельности соответствующего органа, организации, общественного объединения, должностного лица. Предметом запроса также могут являться сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных и муниципальных служащих; особенности предоставления таких сведений определяются нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 5 статьи 8 Федерального закона «О противодействии коррупции»);
  5. положения Закона о СМИ не обязывают редакцию СМИ указывать в запросе, для каких целей необходимы запрашиваемые сведения, и обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации;

Согласно ст. 3 Федерального закона от 29 июля 2004 года № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее – Закон № 98-ФЗ) коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду; а информация, составляющая коммерческую тайну, — сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны. В силу положений ст. 4 Федерального Закона № 98-ФЗ право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации с учетом положений настоящего Федерального закона.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что управляющая организация вправе отказать СМИ в предоставлении информации, которая относится к информации ограниченного доступа, в частности, если запрашиваемая информация составляет коммерческую тайну организации либо содержит персональные данные.

Компания «Бурмистр.ру» оказывает юридические услуги управляющим компаниям и ТСЖ.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+