Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Семейное право - Нарушения прав ребенка в школе примеры

Нарушения прав ребенка в школе примеры

Нарушения прав ребенка в школе примеры

Как защитить права ребенка, если они нарушаются школой


Международные документы по правам ребенка, Конституция Российской Федерации, законодательство РФ наделили школьника довольно обширными правами. В частности, школьник имеет право:

  1. на свободное посещение школьных мероприятий, не входящих в план обучения;
  2. на свободу совести и выражение личных убеждений;
  3. на тайну переписки, телефонных переговоров, личных данных;
  4. на помощь школе на добровольных началах;
  5. на бесплатное пользование библиотечной (школьной) литературой;
  6. на перевод в другую школу по желанию ребенка (при согласии родителей);
  7. на выбор формы получения образования: в школе и вне школы путем семейного образования и самообразования;
  8. на защиту от эксплуатации, выполнения работы, которая вредна для физического или психического здоровья ребенка, препятствует получению образования;
  9. на обучение в безопасных условиях;
  10. на добровольное посещение дополнительных кружков, секций, занятий;
  11. на доступ к информации;
  12. на участие в культурных мероприятиях, занятия творчеством и искусством;
  13. имущественные права.
  14. на предоставление особых условий детям с ОВЗ;
  15. на выбор учебного заведения;
  16. на выбор формы обучения: очное, заочное, очно-заочное, на дому, по индивидуальному учебному плану;
  17. на бесплатное образование;
  18. на помощь учителей во время обучения;
  19. на участие в школьном самоуправлении;

Нарушать права ребенка, в том числе и в школе, недопустимо.

Вот что сказано на этот счет в Федеральном законе

«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

от 24.07.1998 N 124-ФЗ с последующими изменениями: «При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка». Однако, не всегда это бывает так.

Приведем несколько характерных ситуаций. Типичный случай: ученик опоздал на урок, пришел не в установленной школой форме, не с той прической, и учитель не допустил его до уроков.

Когда ученика не пустили на урок или удалили с урока, то в этом случае произошло нарушение его права на образование. У учителя нет права решать: пускать или не пускать ученика на урок. В школе есть Устав, правила поведения, правила ношения школьной формы и т.д.

Если же ученик их нарушает, то к нему могут быть применены такие меры как замечание, выговор, исключение из школы. А вот такой меры, как отстранение от урока — нет.

Если ученик не был допущен на урок, то в таких случаях родители или ученик могут написать жалобу директору школы, в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования, в прокуратуру.

Если же действия ученика угрожают жизни и здоровью других обучающихся, учителю, то учитель обязан вызвать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые примут к ученику адекватные меры воздействия. Применение педагогическими работниками мер физического воздействия к ученикам недопустимо.

Бывает, что учитель, классный руководитель занимаются проработкой ученика в присутствии всего класса, или дежурный учитель на школьной линейке прорабатывает провинившихся школьников в присутствии других учеников. Такие публичные проработки входят в противоречие с правом обучающегося на уважение своего человеческого достоинства, наносят детям огромный моральный вред.

Такие публичные проработки входят в противоречие с правом обучающегося на уважение своего человеческого достоинства, наносят детям огромный моральный вред.

Если такие «методы воспитания» практикуются в школе, то это повод для родителей обратиться в суд.

Обсудить волнующую учителя проблему с учеником учитель может только лично, без посторонних. При этом он не должен также оказывать на ученика давление. Иногда учителя разговаривают с учеником на повышенных тонах, необоснованно критикуют, шантажируют, предъявляют завышенные требования или подвергают чрезмерным наказаниям.

Это ничто иное как применение мер психического насилия по отношению к ученику, унижение его чести и достоинства. В таком случае родители вправе не только обратиться к администрации школы, но и в прокуратуру, и в суд. Не единичны факты, когда школа под разными предлогами принуждает родителей сдавать деньги.

Однако ответственность за то, что некоторые родители не сдали деньги, классным руководителем почему-то возлагается на их детей. Этих учеников начинают ругать, преследовать, шантажировать. Такие действия классного руководителя — прямое нарушение права ребенка на образование, унижение его чести и достоинства.

И в этом случае у родителей есть все основания обратиться с жалобой к директору школы, в орган управления образованием, прокуратуру и, если потребуется, – в суд. Бывает, что школа привлекает учащихся к общественно-полезному труду: уборка класса, генеральная уборка школы или ее территории, работа по благоустройству по месту жительства и др. В ст.34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» по этому поводу сказано так: «Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается».

Проблема может быть решена следующим образом: чтобы привлечь учеников к общественным работам, школа должна обратится к ученикам, а не приказывать им, обязательно получить согласие учеников на помощь школе своим трудом и письменное согласие родителей. Это относится и к дежурству учеников по классу и по школе.

Если эти условия не будут выполнены, то у родителей будут все основания жаловаться на школу. Следует отметить, что Министр образования и науки О.Ю.Васильева считает, что общественно-полезный труд следует вернуть в школу: «Мы должны вернуть и сельские бригады, которые у нас были в сельских школах, мы должны вернуть работу на приусадебных участках, которая была всегда, мы должны вернуть уборку помещений школьных, которая никак не граничит с угрозой жизни и здоровью школьника.

Следует отметить, что Министр образования и науки О.Ю.Васильева считает, что общественно-полезный труд следует вернуть в школу: «Мы должны вернуть и сельские бригады, которые у нас были в сельских школах, мы должны вернуть работу на приусадебных участках, которая была всегда, мы должны вернуть уборку помещений школьных, которая никак не граничит с угрозой жизни и здоровью школьника. Мы должны вернуть, прежде всего, ответственность маленького человека за то место, в котором он проводит 11 лет. Не потребитель маленький, а созидатель, который в этой школе созидает вместе с нами, с учителями и родителями», — заявила она на заседании комитета СовФеда по науке, образованию и культуре 26 сентября 2016 года.

Но для этого необходимо изменить вышеупомянутую норму закона об образовании.

Примеры нарушений прав ребенка в школе можно приводить и дальше. В любом случае, если родитель считает, что права его ребенка нарушены, то он прежде всего должен обратиться к педагогу или администрации школы за разъяснениями сложившейся ситуации.

Если разъяснения его не удовлетворили, то он имеет право написать жалобу директору образовательного учреждения и получить письменный ответ, который содержит объяснения относительно предмета спора. Если ответ администрации не устроил родителя, то можно обратиться за разъяснениями в вышестоящие инстанции управления образованием. Также в зависимости от характера нарушения прав ребенка и удовлетворенности принятыми по этому поводу мерами можно обращаться к региональному уполномоченному по правам ребёнка, в региональный орган Рособрнадзора, во Всероссийское общество защиты прав потребителей образовательных услуг, в местные органы опеки и попечительства, в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, в прокуратуру, суд, полицию.

Главное – не оставлять подобные случаи без разбирательства. Следует обратить внимание, что юридическая ответственность, в том числе и уголовная, по определению является индивидуальной, а не коллективной.

Поэтому ни возбудить уголовное дело, ни подать гражданский иск на группу граждан, например, на школьный класс или группу педагогов, родителей невозможно.

Привлекать к ответственности можно только каждого в отдельности, а не коллектив. Конечно, права школьника не должны нарушаться. Но помимо прав у ученика есть и обязанности, которые он должен знать и неукоснительно выполнять.

К примеру, школьник должен добросовестно учиться, посещать обязательные занятия в соответствии с расписанием, бережно относиться к имуществу школы, уважать честь и достоинство других учеников и работников школы, выполнять требования работников школы по соблюдению правил внутреннего распорядка, и т.д.

В школе они определены Уставом, правилами внутреннего распорядка, локальными актами школы, а на федеральном уровне — законом об образовании.

Примечание С 2009 года в России действует институт уполномоченных по правам ребенка.

На Федеральном уровне уполномоченным по правам ребенка в настоящее время является Анна Кузнецова. Есть такая должность и на региональном уровне. Кроме того, в школе тоже может быть уполномоченный по защите прав детей или по защите прав участников образовательного процесса, к которому также можно обращаться.

В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59- ФЗ

«О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

с последующими изменениями, ответ на свою жалобу заявитель должен получить в срок, не превышающий 30 дней. Основные нормативные документы по вопросам защиты прав детей Конституция РФ Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Также в блоге Защищаем права ребенка в школе

Ответственность за нарушение прав ребенка

Ребенок является полноценным членом общества, как и взрослые люди. Поэтому права они имеют наравне с ними.

Но, находясь под опекой родителей, порою бывает так, что маленькие люди ущемлены в своих полномочиях.

Между тем, они не всегда могут самостоятельно об этом заявить в вышестоящие органы. Но, к сожалению, они не всегда соблюдаются.

Самым маленьких детишкам сложнее всего отстоять свое право, ведь они еще не знают закон. Стоит понимать, что нарушение прав несовершеннолетних детей карается законом.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно. К правам ребенка относятся права и свободы лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста.

При этом не имеет значения их пол, раса, религия и место появления на свет.

Законодательства нашей страны устанавливает широкий перечень прав детишек, не достигших восемнадцатилетнего возраста.

Основными считаются следующие :

  • Особую помощь государственных инстанций при отсутствии родителей.
  • Сохранение личной индивидуальности, в том числе имени и гражданства.
  • Отсутствие участия в военных действиях в возрасте до 15 лет.
  • .
  • Получение медицинской и социальной помощи.
  • Защиту от трудовой деятельности, которая опасна для здоровья и жизни.
  • Отдых, досуг, участие в играх и развлекательных мероприятиях согласно возрасту.
  • Защиту от различных форм насилия, эксплуатации, оскорбления и грубого отношения со стороны.
  • Использовать родной язык и религию родителей.
  • Уровень жизни, требуемый для различных форм индивидуального развития.
  • Имущественные права. Он может претендовать на содержание и использовать имущество, принадлежащее ему и родителям.
  • Особую заботу имеет малыш с отклонениями в физическом либо психологическом плане.
  • Возможность жизни и развития здоровой личностью.
  • Возможность защиты от сексуальных домогательства и совращений.
  • . Родители либо опекающие его лица должны обеспечить должное образовательное учреждение ребенку.
  • Свободу религии и выражения собственного мнения.
  • Защиту от жестокого обращения и наказания.
  • Защиты от незаконного перемещения за рубеж.

Согласно законодательству лицо, не достигшее совершеннолетия, является самостоятельным субъектом права.

Поэтому, как и любой взрослый человек, он является индивидуальной личностью.

При этом он имеет личные права. До момента совершеннолетия родители либо законные опекуны обязаны следить за их соблюдением. В случае ущемления прав несовершеннолетних детей, следует обращаться в компетентные органы для их защиты. Какие права ребенка чаще всего нарушаются? В большинстве случаев это связано с наказаниями.

В большинстве случаев это связано с наказаниями.

Родители доказывают малышей за малейшую провинность. При этом они их оскорбляют, называют глупыми и даже поднимают на них руку.

Многие мамы и папы оправдывают свои действия методом воспитания. Но, на самом деле, это яркое проявление насилия над ребенком.

Зачастую, подобное воспитание угнетает малышей. Кроха сильно переживает от сложившейся ситуации.

Когда родители узнают о , они начинают бить тревогу с целью наказать виновных лиц. Мамы и папы добьются увольнения педагога за то, что он поднял голос или дал подзатыльник ребенку.

При этом они даже не задумаются о том, что сами поступают так же. Физическое насилие над ребенком угнетает его не зависимо от того, кто его совершает.

В итоге ухудшается состояние здоровья малыша, появляется слабость и недомогание. Психологическое воздействие на детей оказывается еще страшнее других форм давления. Оно способствует появлению неуверенности в себе, занижает самомнение и делает ребенка замкнутым.

Приведем некоторые примеры нарушения прав детишек. Порою можно встретить в семьях ограничение свободы, целенаправленную порчу имущества и даже лишения пищи с водой. Многие родители делают это в воспитательных целях, не понимая, к чему могут привести их действия.

Если, к примеру, маленькому человеку отказали в приеме у врача из-за отсутствия полиса, нарушено его право на медицинское обслуживание. Малышу уже десять лет, а он проживает в неблагоприятных условиях и не получает образования. Здесь присутствует нарушение права ребенка на образование. Лишить право родителя можно даже за злостное уклонение от оплаты алиментного содержания.
Лишить право родителя можно даже за злостное уклонение от оплаты алиментного содержания. Ведь все дети имеют имущественные права.

При этом, после процедуры лишения, родитель остается должен ребенку оплачивать алименты.

Так же за малышом остается право наследования имущества после родителя.

Еще один яркий пример нарушения прав детей, это нецелевое использование средств материнского капитала.

Сейчас это довольно актуальная тема, так как программа все еще продолжает свое действие.

Согласно ей, все дети семейства имеют право на долю приобретаемого имущества за счет средств государства.

Если условия по закону не соблюдаются, родителя могут привлечь к уголовной ответственности. На самом деле права детей регламентированы законом.

Если происходит их нарушение, виновники обязательно будут наказаны. Только следует четко провести границы.

Один родитель бьет ребенка постоянно, потому – что пьет и его не устраивает поведение малыша. А другой, просто из-за беспокойства не пускает на дискотеку. Конечно, подросток может пожаловаться на своего родителя, но он должен понимать, что закончится, это может плохо лично для него.

Когда происходит нарушение прав ребенка, при поступлении сигнала в специальный орган, виновное лицо может быть наказано. При этом подать жалобу вправе:

  1. преподаватель;
  2. другой родственник;
  3. сосед;
  4. мать либо отец;
  5. любое другое лицо.
  6. сам отпрыск;

В жизни такие заявления очень редко поступают в органы опеки. Поэтому, довольно часто нарушители остаются без наказания.

Когда информация о нарушении прав выходит за рамки дома либо образовательного учреждения, виновные лица привлекаются к административной или даже уголовной ответственности. Родители, при наличии серьезных нарушений могут быть сначала ограничены, а потом лишены своих прав.

Тогда их отпрыски передаются под опеку государства. Власти нашей страны признают, что интересы несовершеннолетних детей стоят на первом плане. Каждый ребенок является индивидуальной личностью, которая имеет права с момента появления на свет.

Сначала ему при рождении должны дать имя, гражданство, медицинское обеспечение. Становясь старше его должны отправить учиться, что помогает ему стать образованной личностью. Кроме того, за детьми, сохраняются имущественные права.

Нельзя совершить не одну сделку с участием несовершеннолетних лиц без согласия органов опеки.

Государство взяло на себя ответственность защищать несовершеннолетних граждан от давления. А также следить, что права детей до 18 лет соблюдаются.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии. Это бесплатно.

Автор: Елизавета Авдеева Поделиться 0 1 Похожие записи 13349 14916 6427 24789 15570 3655 Консультация Звонок бесплатный Zakonsovet © 2014–2021 – Юридический журнал | Перепечатка материалов разрешена только с указанием первоисточника

Суть нарушения прав ребенка, защита

Детство – это важный этап в жизни каждого, период становления моральных, духовных и других личностных качеств.

В то же время, малолетние и несовершеннолетние граждане – одна из наиболее уязвимых категорий населения.

Поэтому закон уделяет так много внимания определению понятий, признакам ущемления прав детей, а также их гарантированию.

Что же является нарушением, и где искать защиту при несоблюдении детских прав?Содержание статьи:

Для начала определимся, что означает понятие «ребенок». Закон дает следующую формулировку: лицо в возрасте до 18 лет. Рассмотрим, какими правами наделяются вышеуказанные лица, и как избежать нарушения свобод.

Права несовершеннолетних регламентированы законодательством. В числе нормативных актов:

  • Конвенция о правах ребенка.
  • Конституция РФ.
  • Семейный кодекс.

Основной перечень прав, закрепленных законом:

  • Фамилия, имя, отчество (личные данные) и их изменение.
  • Свобода мнения.
  • Материальное обеспечение.
  • Возможность общаться с мамой, папой и другими родственниками.
  • Семейное воспитание.
  • Обеспечение защиты законных интересов.

Мать и отец должны обеспечить ребенку возможность семейного воспитания, заботы и защиты.

Собственные родители и круг родственников – идеальные условия для его проживания. Исключение составляет ситуация, когда мать/отец нарушают права малолетнего.

Политика государства направлена на сохранение и поддержку кровных семей. Если мама и папа не могут/не хотят дать несовершеннолетнему воспитание, обучение и совместное проживание – эту возможность обеспечат специализированные органы.Если родители умерли/лишены прав в отношении малолетнего, его передадут под ответственность органов опеки.

После этого специалисты должны принять все необходимые меры, чтобы он не был передан в организацию для детей-сирот. Первоочередно рассматривается возможность усыновления.

При отсутствии кандидатов, ребенку ищут опекуна/приемного родителя. В случае если граждане, желающие принять его в семью, не подобраны, несовершеннолетний передается в учреждение для детей-сирот. Но даже после этого, до его восемнадцатилетия будут приниматься все меры для его семейного устройства.Мама и папа должны обеспечивать своих детей всем необходимым для нормального развития.

Это обязательство распространяется на других близких родственников.Возраст гражданина не влияет на его право быть собственником любого имущества, не запрещенного законом. Единственным ограничением является невозможность распоряжаться своим достоянием, кроме мелких личных доходов.С момента рождения ребенок может получать в дар и наследовать. Неуплата родителями средств на содержание сына/дочери (алиментов) также является нарушением его имущественных прав.Одним из основных неимущественных прав несовершеннолетних является возможность иметь фамилию, имя, отчество, реализовывать свои права, основываясь на личных данных и менять их при желании.Мама и папа должны зарегистрировать младенца в течение 30 дней после рождения.

Обращаясь в отдел ЗАГС, они уже обязаны определиться, какие данные получит несовершеннолетний:

  • если у мамы и папы разные, то ребенку можно присвоить любую, по их соглашению;
  • когда у родителей одна фамилия или мать/отец одинокие, то младенец получает такую же;
  • Имя присваивается по соглашению матери и отца либо по решению единственного родителя.
  • фамилии родителей можно объединить, через дефис.
  • Варианты присвоения фамилии:
    • когда у родителей одна фамилия или мать/отец одинокие, то младенец получает такую же;
    • если у мамы и папы разные, то ребенку можно присвоить любую, по их соглашению;
    • фамилии родителей можно объединить, через дефис.
  • Отчество образовывается по имени папы.

Изменение данных возможно до 14летия ребенка при согласии мамы и папы.

По достижению указанного возраста, несовершеннолетний может сам обратиться за сменой Ф.И.О.

Выражение собственного мнения малолетним допустимо с любого возраста, однако после 10 лет его учет обязателен при принятии решений в вопросах, непосредственно касающихся личности ребенка.Мнение лица, не достигшего совершеннолетия, может быть заслушано судом в присутствии законного представителя, педагога и специалиста опеки. Вердикт не обязательно будет основан на рассуждениях ребенка.Несовершеннолетний не может самостоятельно обеспечить защиту своих гражданских, жилищных и иных прав, поэтому данная обязанность возлагается на родителей/лиц, их заменяющих – прокуратуру, районный отдел опеки, суд.Отдельно нужно рассмотреть ситуацию, когда опасность для ребенка исходит от близких ему людей (родителей, усыновителей, опекунов/попечителей, приемной семьи).

В этом случае, несовершеннолетнего должны защитить специализированные органы.Важно!

Любой гражданин или должностное лицо, узнавшее о фактах нарушения прав малолетнего, обязаны сообщить об этом в государственные органы, осуществляющие надзор в сфере детства.Общение с родителями, бабушками, дедушками, братьями, сестрами, тетями, дядями и другой родней имеет большое значение для формирования личности несовершеннолетнего. Раздельное проживание матери и отца вследствие развода или других обстоятельств, личные неприязненные отношения между родственниками не могут влиять на права ребенка.Ограничение матери (к примеру) на общение с отцом является прямым нарушением права несовершеннолетнего.

Но если такой контакт несет вред моральному развитию ребенка (отец учит ребенка воровству, бродяжничеству), то запрет на такие встречи будет возложен судом.Тема насилия в отношении несовершеннолетних до последнего времени не выходила на общественное рассмотрение.

Борьба с жестоким обращением с детьми стала обсуждаться на государственном уровне сравнительно недавно.Агрессорами могут являться другие дети, посторонние граждане, педагоги и даже собственные родители.

Чтобы понять, какие права ребенка нарушаются, необходимо определиться, какому жестокому обращению он подвергается. Выделяют следующие виды насилия:

  • Эмоциональное.
  • Физическое.
  • Сексуальное.
  • Пренебрежение нуждами.

Зачастую мамы и папы не придают значения опасности выражения негативных эмоций на ребенка и последствиям таких поступков. Родители позволяют себе повышать голос на несовершеннолетнего, унижать и даже оскорблять его.

Ситуация, в которой мать или отец реагируют криком на любое действие детей, распространена во многих семьях.Отдельно стоит выделить игнорирование.

Мама и папа могут отказываться разговаривать с малолетним в наказание за реальный или надуманный проступок.

Ситуация, когда ребенок лишен эмоционального контакта с самыми близкими людьми, может серьезно его травмировать и оставить отпечаток на его личности на всю жизнь.Одним из видов эмоционального насилия является бездействие родителей при нарушении прав детей. Такие ситуации формируют чувство незащищенности у несовершеннолетнего.Невозможность выразить собственное мнение отрицательно сказывается на характере ребенка. Такие лица растут инфантильными и неспособными к принятию серьезных решений.Малолетний может подвергаться физическому насилию со стороны посторонних граждан и близких людей.

Телесные наказания несовершеннолетних также распространены в современных семьях, как и 100 лет назад.

Законные представители, которые должны защищать детей, часто считают побои одним из методов воспитания.

Причем такая информация обычно остается за закрытыми дверями. Выявление случаев телесных наказаний в семье происходит либо случайно, либо при серьезных травмах.Факты физического насилия над несовершеннолетними со стороны посторонних граждан чаще бывают выявлены специализированными органами и завершаются наказанием виновного. На побои в семье, как правило, реагирует школа, детский сад и другие учреждения.До 90% фактов полового насилия над детьми происходят в семье.

В качестве агрессоров выступают отцы, отчимы, другие родственники и близкие друзья родителей, педагоги. Причем именно такие ситуации могут длиться на протяжении длительного промежутка времени, возможно, до нескольких лет, редко выявляются и сложны к доказыванию.Существуют исследования, доказывающие прямую связь между ухудшающейся экономической ситуацией в стране и учащением случаев сексуального насилия над несовершеннолетними.

Нехватка денежных средств для реализации желаний взрослых, повышает уровень употребления алкоголя, следствием чего является увеличение числа подобных фактов.Отдельным видом насилия в отношении несовершеннолетних является пренебрежение основными нуждами ребенка.

Среди них – потребности в еде, сезонной одежде по размеру, обуви, спальном месте, лечении.Подобное жестокое обращение возможно только со стороны близких людей, например, законных представителей детей и других лиц, на которых возложена обязанность по материальному обеспечению малолетнего.

Нарушение прав ребенка несет за собой следующие виды ответственности:

  1. административная;
  2. уголовная.

Ненадлежащее воспитание, вовлечение в распитие алкогольных напитков, препятствие общению с родственниками и множество других правонарушений повлекут за собой административную ответственность. В качестве наказания может применяться штраф или предупреждение.Преступления, совершенные против несовершеннолетних, такие как: вовлечение в противоправную деятельность, подмена, разглашение тайны усыновления повлекут уголовное преследование и наказание, в том числе – лишение свободы.Пример: отказ отца от материального обеспечения малолетних детей приведет к созданию задолженности.

В зависимости от увеличения суммы невыплаченных алиментов, ответственность будет меняться. Злостный должник подвергается уголовному преследованию.Лучший вариант защиты – профилактика.

Необходимо принять меры к раннему выявлению проблемы до того, как вред нанесен.Однако если ситуация произошла, нужно минимизировать последствия и исключить повторное причинение вреда. Ущемление прав ребенка должны предотвратить:

  • Родители, усыновители, опекуны/попечители.
  • Прокуратура.
  • Органы опеки.
  • Суд.

Закон возлагает обязанность по защите на самых близких людей.

Если просмотреть перечень детских прав, становиться понятно, что их соблюдение первоочередно возложено на родителей. Еду, одежду, образование, контроль над поведением должны предоставить мама и папа (или лица, их заменяющие).Если несовершеннолетний лишен матери и отца, или нарушение прав исходит от близких ребенка, забота о нем возлагается на социальные органы. Специалисты опеки должны принять все возможные меры для того, чтобы он был передан на попечение в семью.

В период подбора кандидатов защита прав возлагается на них.При поиске лиц, готовых взять детей на воспитание, приоритет отдается родственникам. Это необходимо с целью сохранения кровных связей. В противном случае подбор кандидатов ведется среди посторонних граждан.

Передача несовершеннолетних в государственные организации является крайней мерой.

Однако и после этого обязанность по семейному устройству каждого воспитанника учреждения возлагается на орган опеки до совершеннолетия ребенка.Кроме того, орган опеки входит в состав социальных институтов по первичному выявлению жестокого обращения. Если имеет место нарушение прав ребенка в семье – его необходимо оградить от агрессоров.Надзорная функция за действиями органов опеки возложена на прокуратуру. При злоупотреблении полномочиями специалистами социальных органов или других фактах нарушения детских прав, прокурор должен применить меры воздействия или обратиться в суд за восстановлением законных интересов несовершеннолетнего.Рассмотрев судебную практику, можно сделать вывод, что 20% всех исков о защите прав детей инициируются прокуратурой.Окончательно оградить несовершеннолетнего от жестокого обращения может только суд.

При наличии соответствующего решения, родители лишаются/ограничиваются в правах, а лица, причинившие вред ребенку, получают наказание.

Значительную часть своего времени ребенок проводит в школе. На образовательную организацию в целом и на педагогов в частности возлагаются обязанности по обучению и защите прав несовершеннолетних.

Однако зачастую возникают ситуации, когда ребенка необходимо спасать от тех, кто должен о нем заботиться. Образно все случаи можно разделить:

  1. не относящиеся к процессу обучения.
  2. образовательные;

Несмотря на то, что школа является организацией, которая обязана предоставить детям знания, возникают ситуации, когда ребенка ограничивают в этом праве.

Например, удаляют с урока за проступок, отказывают в выбранной форме обучения или по рекомендованному образовательному маршруту, препятствуют переводу в другую школу и так далее.Одним из обсуждаемых в последнее время вопросов является финансирование родителями бесплатных образовательных учреждений. При этом педагоги могли не допускать к занятиям детей, мама и папа которых не сдали деньги.Важно! В ситуации, когда ребенку отказывают в доступе к урокам, необходимо письменно обращаться на имя директора организации, в министерство образования, прокуратуру.Человеческий фактор имеет огромное значение и в сфере образования.

Личные неприязненные отношения, публичные оскорбления, критика, шантаж и другие меры, унижающие достоинство ученика, до сих пор можно встретить в школах.Учитель химии Валентина Федоровна не допускала к уроку девочек-подростков с накрашенными или длинными ногтями. Ребенку выдавался ацетон для немедленного удаления лака и ножницы.

Данная процедура проводилась перед всем классом и занятия не начинались до тех пор, пока процесс не был закончен. В этом случае нарушались как права конкретного ребенка, так и других учеников.Учитель математики Наталья Николаевна наказывала детей за шумное поведение в течение уроков ударом линейки по рукам.

Это яркий пример физического насилия над несовершеннолетним от посторонних лиц.Необходимо поставить точку в вопросе: является ли наказание нарушением прав ребенка?

Да, несомненно. Причем не имеет значения, в каком виде оно будет выражено: побои, ограничение в еде, отказ от предоставления образовательных услуг. В каждом случае ребенку нужна помощь.

Найти самостоятельно решение возникших проблем он не в силах. Только ответственное родительство, надлежащее исполнение обязанностей педагогами и другими должностными лицами способно минимизировать ущерб, нанесенный такими действиями.

Права российских школьников

21 августа 2021Скоро 1 сентября.

О чем должны знать ученики и их родители.Права обучающегося основываются на Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции РФ, Федеральном Законе № 273 «Об образовании» и нормативных актах конкретного учебного заведения. Школьник вправе:

  1. получать дополнительные образовательные услуги, включая платные;
  2. быть защищенным от всех форм физического и морального насилия;
  3. быть свободным в выражении своего мнения по различным вопросам. Выражать его следует в корректной форме, не унижая достоинства окружающих;
  4. получать бесплатное образование по Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС);
  5. обращаться к работникам образовательной организации для урегулирования конфликтных ситуаций;
  6. безвозмездно пользоваться литературой и другими источниками информации в школьной библиотеке;
  7. участвовать в управлении своим учебным заведением.
  8. получать оценку своих знаний и навыков, а не черт характера;
  9. быть выслушанным;
  10. знать свои оценки за устные ответы и письменные работы. Быть единственным учеником в классе, кто владеет этой информацией;
  11. обучаться по ускоренной программе и по индивидуальному учебному плану в рамках ФГОС;

До достижения 18 лет права и интересы ребенка в школе представляют его родители или законные представители. Если права нарушаются — следует обратиться в соответствующие инстанции.Рассмотрим самые распространенные случаи ущемления прав школьника.

Обязательно пишите жалобу, если сотрудники учебного заведения:

  1. на уроках не преподают, а занимаются личными делами;
  2. публично порицают ребенка, его поведение, убеждения или успеваемость;
  3. игнорируют случаи травли ребенка другими детьми;
  4. заставляют посещать дополнительные занятия;
  5. собирают деньги на нужды, не согласованные с руководством школы и родителями;
  6. дискриминируют по половому или национальному признакам;
  1. выгоняют ребенка с урока. Ученика удаляют с занятия только в одном случае: когда он представляет опасность для жизни и здоровья окружающих.

  2. демонстрируют предвзятое отношение к школьнику, например, необъективно оценивают его знания;
  3. привлекают ученика к выполнению различных работ без разрешения на то родителей;
  4. собираются оставить школьника ребенка на второй год, перевести в другой класс или на другой учебный план без разрешения родителей (законных представителей).

Если права нарушает учитель, необходимо написать на него жалобу и направить в адрес директора школы. Если само руководство ущемляет интересы ученика, то жаловаться надо в комитет образования по населенному пункту или в районный, а затем в региональный департамент образования.

Не разобрались на месте — пишите жалобу в Министерство просвещения или Рособрнадзор. Обязательно сопроводите ее ответами региональных ведомств.Полицию и прокуратуру привлекают в самых серьезных случаях: когда действия сотрудников учебного заведения подпадают под уголовную или административную ответственность.В суд пострадавшая сторона обращается за материальной компенсацией.

К жалобе не лишним приложите (при наличии) доказательства конфликта с сотрудниками школы.

К ним относятся: переписка, аудио- и/или видеозапись, сделанная непосредственно во время конфликта или по горячим следам. Стиль изложения жалобы должен быть сдержанным, оскорбления и угрозы в адрес виновника запрещены.Жалобу приносят лично в приемную руководителя выбранного ведомства.

Также можно отправить ее почтой или написать обращение через специальную форму на сайте учреждения. Анонимное письмо вряд ли рассмотрят, поэтому обязательно указывайте ФИО отправителя.Ответ должен прийти в течение 30 дней. Можно ускорить процесс, указав в письме срок, в течение которого вы хотите получить решение.

Например, не позднее 10-14 рабочих дней.Вы можетезадать свой вопрос на любую правовую тему(работа, льготы, пенсии, ЖКХ, недвижимость, налоги, ДТП, уголовное право и другие темы).

Куда следует обращаться в случае нарушения прав ребенка? Меры ответственности

Несовершеннолетние входят в число уязвимых категорий граждан.

Поэтому каждое правовое государство должно уделять пристальное внимание защите и обеспечению исполнения прав граждан, не достигших совершеннолетия.

Ребенком (несовершеннолетним) признается каждый человек, не достигший возраста 18 лет.

За ним закреплены соответствующие обязанности и права, которые должны соблюдаться на территории всех субъектов РФ. На территории Российской Федерации права несовершеннолетних, отношения между детьми и их родителями или законными представителями (опекунами), а также ответственность за нарушение этих прав регламентируют:

  1. ;
  2. нормативные акты субъектов РФ.
  3. Гражданский, Семейный и Уголовный кодексы РФ;
  4. локальные акты образовательных учреждений;
  5. ФЗ «Об образовании»;
  6. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

Кроме того, каждый несовершеннолетний, являющийся гражданином РФ, защищается международным правом (например, 6 статьей о правах ребенка, под юрисдикцию которой подпадает Российская Федерация). Российская Федерация, будучи государством-членом ООН, обязана соблюдать права своих несовершеннолетних граждан и своевременно пресекать нарушения их прав и свобод.

Согласно нормам, закрепленным российским законодательством и международными конвенциями, дети имеют на соблюдение:

  1. права на получение образования, медицинской и социальной помощи.
  2. полного материального обеспечения со стороны родителей или , обеспечивающее полноценное социальное, физическое, умственное и психологическое развитие (согласно 60 статье СК РФ);
  3. индивидуальности: собственное имя, гражданский статус, жизнь с родителями;
  4. свободы мыслеизъявления, выражения своих взглядов, желаний и потребностей в любой форме;
  5. свободы совести и вероисповедания;
  6. защиты от физического, сексуального и психологического насилия со стороны кого бы то ни было: родителей, законных представителей или третьих лиц;
  7. получения помощи и защиты со стороны при потере связи с семьей и ближайшими родственниками;
  8. защиты от рабства и насильственного удержания в неволе, в том числе трудового рабства;

Ребенок имеет право:

  1. владеть движимой и недвижимой , унаследованной или полученной в дар.
  2. получать (стипендию, зарплату);
  3. общаться с кровными родственниками отца и матери (в том числе после развода родителей);
  4. открыто выражать свое мнение;
  5. проживать и воспитываться в (за исключением случаев, когда такое проживание влечет угрозу его жизни и здоровью), при отсутствии родителей или наличии родителей, лишенных прав — в госучреждениях;
  6. иметь собственное имя, отчество и фамилию (с 14 лет — право на добровольную смену имени);

В список наиболее распространенных нарушений прав несовершеннолетнего со стороны родителей входят:

  1. нецелевое расходование средств из материнского капитала — лишение детей причитаемой им по закону собственности;
  2. отсутствие заботы и халатное отношение к удовлетворению базовых потребностей ребенка;
  3. физическое насилие и угрозы насилием;
  4. лишение возможности получать полноценное питание, образование и медицинскую помощь.
  5. оскорбления и унижение человеческого достоинства;
  6. оставление без присмотра на длительный срок;
  7. воспрепятствование перемещениям, длительный запрет на выход за пределы дома или комнаты;

Большинство случаев нарушений прав несовершеннолетних в России связаны с неправомерными действиями родителей, школьных учителей и воспитателей.

Работники нередко допускают следующие нарушения:

  1. незаконный отказ в получении места, а также отчисление без достаточно весомой причины;
  2. психологическое насилие: запугивание, оскорбления, социальная изоляция;
  3. пренебрежение нуждами детей и оставление без надзора.

В российских регистрируют случаи таких нарушений, как:

  1. принуждение учеников к посещению факультативов и секций;
  2. неправомерное удаление или недопуск учеников к урокам;
  3. публичное оскорбление учеников со стороны учителей и других работников школы.

Статья 57 Семейного кодекса РФ говорит о праве маленького гражданина выражать свое мнение при решении любого вопроса в семье, а также иметь право быть заслушанным в ходе судебного либо административного разбирательства при условии достижения ребенком возраста десяти лет, за исключением случаев, противоречащим его интересам.

Однако в ходе изучения судебной практики нередко выявляются нарушения, связанные, например, с рассмотрением дел об определении ребенка в случае раздельного проживания его родителей, когда мнение ребенка, достигшего десятилетнего возраста, с кем он хочет проживать, не учитывается. Так, одним из судов Пермского края было вынесено решение об определении места жительства двенадцатилетнего , при этом мнение самого ребенка не учитывалось ни органами опеки и попечительства, ни судом, а само решение судом никак не было мотивировано.

Также, судебная практика говорит о случаях, когда суд не учитывает мнение ребенка, когда родители в суде заключают мировое соглашение о месте жительства ребенка, тем самым нарушая требования ст.

57 СК РФ. Ярким примером такого нарушения служит утверждение судьей одного из судов Новосибирска мирового соглашения между родителями двух несовершеннолетних детей. При этом местом жительства 13-летней дочери было определено с матерью. а местом жительства 7-летнего сына — с отцом.

Мнение девочки-подростка при этом судом учтено не было. В отдельных случаях также в обход требований статьи 57 СК РФ не учитывалось мнение ребенка, достигшего возраста 10 лет, в вопросе необходимости его родителя родительских прав.

В случае нарушения прав ребенка в школе родители, в первую очередь, должны обратиться за разъяснениями к педагогу или администрации школы.

Если разъяснения родителей не удовлетворили, они имеют право подать письменную жалобу на имя директора образовательного учреждения и получить письменный ответ относительно сложившейся ситуации. Если письменный ответ также не удовлетворил родителей, можно обращаться в вышестоящие органы управления образованием. Отталкиваясь от характера нарушений прав ребенка, можно обращаться к региональному по правам ребенка, в местные органы опеки и попечительства, в прокуратуру, полицию, суд.

В случае нарушения прав и законных интересов детей родителями либо опекунами, а также в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей по воспитанию, образованию, при злоупотреблении родительскими правами сам ребенок имеет право обратиться за защитой в органы опеки и попечительства, а при достижении подростком возраста 14 лет — в суд.

Заявить в компетентные органы о нарушении прав несовершеннолетнего могут:

  1. соседи и школьные учителя;
  2. сам ребенок;
  3. третьи лица, ставшие свидетелями нарушения прав.
  4. родители или законные представители ;
  5. родственники;

Образец жалобы на нарушение прав ребенка со стороны работников учебного заведения можно посмотреть по .

После получения заявления о нарушении прав ребенка родителями или опекуном органы опеки обязаны нанести визит родителям или опекунам ребенка и провести разбирательство на предмет того, имеют ли место быть нарушения его законных прав.

При выявлении таковых после проведения разбирательства родители могут лишиться родительских прав или получить в них в качестве меры защиты детей от жестокого обращения с ними в семье. Воспитание, которое не соответствует принятым нормам и ущемляющее права ребенка, препятствие общению с родственниками и другие нарушения прав ребенка могут повлечь за собой административную ответственность: штраф или предупреждение.

При наличии факта жестокого обращения предусматривается возможность не только лишения либо ограничения , но и уголовная ответственность в виде лишения свободы. Под жестоким обращением понимаются установленные факты избиения, отсутствие дома необходимых продуктов питания, игнорирование требований лечащего врача ребенка и пр.

Уголовная ответственность предусматривается для недобросовестного родителя в случае многократного неисполнения обязательств по выплате .

Педагогические работники образовательных учреждений, медицинские специалисты и иные лица, под присмотром которых мог находиться некоторое время ребенок, могут понести административное наказание за допущенное психическое или физическое насилие над личностью ребенка. Нарушение прав ребенка может обернуться для педагога или иного специалиста наложением штрафа, а при обращении в суд можно добиться компенсации морального ущерба.

За неисполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей, сопряженное с жестоким обращением, виновное лицо может понести уголовную ответственность. Не нашли ответа на свой вопрос?

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+