Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Меры прокурорского реагирования по экстремизму

Меры прокурорского реагирования по экстремизму

Прокурорский надзор за исполнением законов о противодействии экстремистской деятельности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.11, кандидат юридических наук Борисов, Сергей Вячеславович


ЗАКЛЮЧЕНИЕ Результаты проведенного научного исследования позволяют автору сформулировать ряд положений и выводов, а также обобщить внесенные предложения, направленные на совершенствование надзорной деятельности органов прокуратуры в сфере противодействия экстремистской деятельности. 1. Органы государственного контроля (надзора), правоохранительные органы не в полной мере выполняют возложенные на них обязанности, зачастую они зависимы от органов власти на местах, в действиях многочисленных на сегодняшний день контролирующих (надзорных) органов, много дублирования и разобщенности, эффективность реагирования на выявленные нарушения остается низкой и носит формальный характер. Необходима перестройка и координация действий указанных органов.

В диссертационной работе отмечается, что эффективное выполнение прокуратурой координации в борьбе с преступностью требует более полного правового обеспечения, соответствующего объективным условиям взаимодействия и возможностям согласования действий различных по статусу и полномочиям структур в сфере противодействия экстремизму.
В диссертационной работе отмечается, что эффективное выполнение прокуратурой координации в борьбе с преступностью требует более полного правового обеспечения, соответствующего объективным условиям взаимодействия и возможностям согласования действий различных по статусу и полномочиям структур в сфере противодействия экстремизму.

Кроме того, в российском законодательстве не урегулирована система координации субъектов противодействия экстремистской деятельности. В соответствии с Указом Президента РФ от 15.02.2006 № 116 «О мерах по противодействию терроризму» координация борьбы с терроризмом является задачей органов федеральной безопасности. Координацию же системы противодействия экстремистской деятельности необходимо, по нашему мнению, законодательно определить органам прокуратуры.

2. Современные реалии обуславливают ужесточение надзора за соблюдением законности и обеспечением защиты прав и свобод граждан, интересов государства и экономической безопасности в целом. Реальная ситуация в жизни страны, продолжающийся рост и массовый характер правонарушений экстремистской направленности вызывают потребность не только сохранения, но и усиления так называемого «общенадзорного» блока полномочий прокуратуры. Прокуратура в настоящее время имеет достаточные механизмы для выявления нарушений законодательства, однако меры прокурорского реагирования не всегда обеспечивают устранение причин и условий, способствующих совершению нарушений, не обеспечивают жесткой персональной ответственности виновных лиц и как следствие не обеспечивают укрепление законности, особенно для воздействия на руководителей коммерческих предприятий, на коллегиальные органы.

В этой связи предлагается расширить полномочия прокурора.

Представляется целесообразным рассмотреть предложение о применении новой меры прокурорского реагирования, позволяющей привлекать к ответственности руководителей коммерческих предприятий и других должностных лиц, которые по существу уведены от ответственности, а также предусмотреть и ответственность коллегиальных органов управления.

Инициированные прокуратурой вопросы о персональной ответственности виновных мог бы рассматривать суд с возможностью широкого спектра наказаний — от штрафа до увольнения или запрещения заниматься определенным видом деятельности за допущенные нарушения законодательства. Кроме того, предоставить право прокурору на приостановление действия опротестованного незаконного правового акта, до рассмотрения вопроса по существу, приняв соответствующее дополнение в ст.21 и 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

3. Автор отмечает, что предмет прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии экстремистской деятельности, безусловно, основывается на общем родовом понятии предмета прокурорского надзора за соблюдением Конституции РФ, исполнении законов и законностью правовых актов, определенном в ст.

1, 21 и 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Вместе с тем, как показало исследование, специфические задачи прокурорского надзора за исполнением законодательства в системе противодействия экстремизму дают основание выделить определенные особенности предмета прокурорского надзора, которые определяются: наличием комплексных разноплановых правовых норм, регулирующих сферы законодательства о противодействии экстремистской деятельности, широким перечнем государственных органов и других объектов, поднадзорных органам прокуратуры.
Вместе с тем, как показало исследование, специфические задачи прокурорского надзора за исполнением законодательства в системе противодействия экстремизму дают основание выделить определенные особенности предмета прокурорского надзора, которые определяются: наличием комплексных разноплановых правовых норм, регулирующих сферы законодательства о противодействии экстремистской деятельности, широким перечнем государственных органов и других объектов, поднадзорных органам прокуратуры.

Правовой основой для определения объектов прокурорского надзора за исполнением законодательства в системе противодействия экстремизму являются п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Исходя из общетеоретических положений и анализа практики прокурорского надзора, по мнению диссертанта, пределы прокурорского надзора за исполнением законодательства в системе противодействия экстремизму должны определяться нижеследующими основными критериями: содержательным наполнением требований законов о противодействии экстремизму, регламентирующих сферы деятельности в системе субъектов противодействия экстремистской деятельности; перечнем конкретных объектов данной сферы, поднадзорных прокурору соответствующего уровня; характером функциональных полномочий органов государственного контроля и правового применения, действующих в регионе (районе, городе, субъекте Федерации); кругом субъектов правоотношений в рассматриваемой сфере; характером конкретной информации о правонарушениях экстремистской направленности исходя из ее правовой и общественно-социальной оценки; полномочиями прокурора по выявлению нарушений законодательства о противодействии экстремисткой деятельности и применению правовых средств реагирования, определенными законами. 4. Диссертантом сделан вывод, что прокурорский надзор отличается от деятельности контрольных (надзорных) органов в сфере противодействия экстремистской деятельности по ряду позиций, в том числе следующих: — в рамках своей специфики контрольные (надзорные) органы на подконтрольных объектах проверяют соблюдение не только норм законодательных актов, но и вытекающих из них подзаконных актов; — поскольку контрольные (надзорные) органы сами относятся к кругу объектов прокурорского надзора, одним из приоритетных направлений прокурорского надзора является периодическое проведение проверок исполнения законов этими органами.

Основой надлежащей организации работы по противодействию экстремистской деятельности является закрепление за данным участком надзорной деятельности прокурорских работников, имеющих высокую профессиональную подготовку и отвечающих необходимым требованиям правовой культуры, наличием способности принимать правильные решения в любой надзорной ситуации, обладание коммуникабельностью. 5. Прокурорский надзор за исполнением законов о противодействии экстремистской деятельности является специфическим видом государственной деятельности, направленный на регулирование возникающих общественных правоотношений в данной сфере. Эта функциональная деятельность органов прокуратуры осуществляется от имени государства, никем из иных ветвей власти и управления осуществлена быть не может, и представлена в качестве высшей формы государственного контроля.

Основная цель прокурорского надзора в указанной сфере — это укрепление законности и правопорядка в системе противодействия экстремизму путем эффективного использования полномочий, предоставленных прокурору законом.

В системной связи с целями прокурорского надзора, осуществляемого в рассматриваемой области, находятся его задачи, понимаемые как конкретные действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной цели.

6. В целях повышения результативности и эффективности надзора за соблюдением законодательства о противодействии экстремизму целесообразно организовать на постоянной плановой основе регулярное обновление и подготовку новых методических пособий посвященных рассматриваемой проблематике и осуществлять активное творческое научно-методическое руководство надзорной деятельностью органов прокуратуры нижнего звена.

Совершенствование методического обеспечения деятельности прокуратуры и, в частности, разработка новых методических материалов и переработка существующих, всегда являлась актуальным вопросом, вызывающим претензии практических работников, как к вышестоящим органам прокуратуры, так и к научному сообществу.

Совершенствование методического обеспечения деятельности прокуратуры и, в частности, разработка новых методических материалов и переработка существующих, всегда являлась актуальным вопросом, вызывающим претензии практических работников, как к вышестоящим органам прокуратуры, так и к научному сообществу. Квалифицированный методический материал в виде методических рекомендаций либо научно-методического пособия является практическим руководством в деятельности прокурора, позволяющий им действовать целенаправленно, сконцентрировано в нужном направлении и в конкретной ситуации.

В ходе проведенного анкетирования прокуроры указали на необходимость совершенствования методического обеспечения прокуратур, в частности, методических материалов по прокурорскому надзору за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности.

7. В работе на основе изложенных в ней материалов диссертантом обоснована актуальность разработки и предложен авторский вариант проекта указания Генерального прокурора Российской Федерации по вопросу усиления прокурорского надзора по противодействию экстремистской деятельности в прокуратурах субъектов Федерации. Таким образом, проведенное диссертационное исследование носит комплексный характер.

В процессе его определены факторы, сдерживающие эффективность работы прокуроров, вскрыты недостатки в их работе и даны предложения, призванные способствовать усилению влияния надзорной деятельности органов прокуратуры на состояние законности в сфере противодействия экстремистской деятельности.

Обозначенные выводы, проблемы и предложения по их решению являются подтверждением актуальности избранной темы, обусловленной проблемой в сфере противодействия экстремистской деятельности в современных условиях.

Генеральная прокуратураРоссийской Федерации

1.

Общие положения 1.1. Управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму (далее — управление) является самостоятельным структурным подразделением Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

1.2. В своей деятельности управление руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей, а также настоящим Положением. 1.3. Управление организует работу по предметно-зональному принципу с учетом возложенных на него задач и предоставленных полномочий на основе планов работы Генеральной прокуратуры Российской Федерации и управления, в соответствии с Регламентом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, решениями коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации и постановлениями Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации.

1.4. В целях решения возложенных задач и в соответствии с компетенцией управление в установленном порядке взаимодействует с главными управлениями и управлениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Академией Генеральной прокуратуры Российской Федерации, государственными органами, общественными объединениями.
1.4. В целях решения возложенных задач и в соответствии с компетенцией управление в установленном порядке взаимодействует с главными управлениями и управлениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Академией Генеральной прокуратуры Российской Федерации, государственными органами, общественными объединениями.

1.5. Работники управления несут персональную ответственность за исполнение требований законодательства при осуществлении возложенных на них служебных обязанностей. 2. Основные цели, задачи и функции управления 2.1. Деятельность управления направлена на обеспечение верховенства закона, укрепление законности и правопорядка, защиту прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства в сфере федеральной безопасности, межнациональных отношений, противодействия экстремизму и терроризму.

2.2. В этих целях управление выполняет следующие задачи: обеспечение предупреждения, своевременного выявления и устранения нарушений закона в уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой органами федеральной службы безопасности, а также органами МВД России, Следственным комитетом Российской Федерации (далее — СК России), ФСИН России, ФТС России в сфере противодействия экстремизму и терроризму; обеспечение предупреждения, своевременного выявления и устранения нарушений законодательства о противодействии экстремизму и терроризму, межнациональных отношениях в деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов федерального государственного контроля (надзора) и их должностных лиц, общероссийских общественных объединений, законности издаваемых ими правовых актов; контроль за организацией и осуществлением в прокуратурах субъектов Российской Федерации прокурорского надзора в сфере компетенции управления. 2.3. В соответствии с поставленными задачами управление выполняет следующие функции: надзор за исполнением законов о межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму, соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, органами федерального государственного контроля (надзора) и их должностными лицами, общероссийскими общественными объединениями и их должностными лицами, а также за законностью издаваемых ими правовых актов в сфере деятельности управления; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнением оперативно-розыскных мероприятий и проведением расследования, а также законностью решений, принимаемых органами федеральной службы безопасности (за исключением вопросов, отнесенных к компетенции военных прокуроров); надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнением оперативно-розыскных мероприятий и проведением расследования, а также законностью решений, принимаемых органами МВД России, СК России, ФСИН России, ФТС России в сфере противодействия экстремизму и терроризму; рассмотрение вопроса о признании нежелательной на территории Российской Федерации деятельности иностранных или международных неправительственных организаций, представляющих угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности страны или безопасности государства; организация работы по обеспечению участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве по вопросам, отнесенным к компетенции управления, на основании организационно-распорядительных документов Генерального прокурора Российской Федерации; контроль за организацией и осуществлением в прокуратурах субъектов Российской Федерации прокурорского надзора за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью органов федеральной службы безопасности (за исключением вопросов, отнесенных к компетенции военных прокуроров); контроль за организацией и осуществлением в прокуратурах субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратурах (далее — нижестоящие прокуратуры) прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении органами МВД России, СК России, ФСИН России, ФТС России уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности в сфере противодействия экстремизму и терроризму; контроль за организацией и осуществлением в нижестоящих прокуратурах прокурорского надзора за исполнением законодательства о межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму; организация проверок достоверности сведений, изложенных в анкетах кандидатов на должности судей федеральных судов, а также подготовка материалов к заседаниям Комиссии при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов; участие в правотворческой деятельности во взаимодействии с правовым управлением, другими подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Академией Генеральной прокуратуры Российской Федерации, подготовка в установленном порядке предложений по совершенствованию законодательства; обеспечение совместно с Главным управлением международно-правового сотрудничества взаимодействия Генеральной прокуратуры Российской Федерации с международными органами и организациями, а также с органами, организациями и учреждениями иностранных государств по вопросам, отнесенным к компетенции управления; участие в выполнении соглашений и иных договоренностей Генеральной прокуратуры Российской Федерации с органами прокуратуры и иными государственными органами иностранных государств, имеющими функции, сходные с функциями российской прокуратуры, в области борьбы с экстремизмом и терроризмом; принятие мер по обеспечению выполнения в Российской Федерации ратифицированных антитеррористических конвенций ООН и иных международных договоров в области противодействия терроризму в части, относящейся к компетенции органов прокуратуры; оказание в установленном порядке правоохранительным органам иностранных государств практической помощи в разработке мер по противодействию экстремизму и терроризму; обеспечение деятельности Национального контактного пункта по преступлениям на почве ненависти; выполнение в соответствии с компетенцией и по поручению руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации иных функций, предусмотренных федеральным законодательством, организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации.

Рекомендуем прочесть:  Сдэк отказ от посылки

2.4. При реализации своих функций управление обеспечивает защиту сведений, содержащих государственную и иную охраняемую законом тайну, а также персональных данных и иной информации ограниченного доступа.

3. Полномочия управления По вопросам, отнесенным к компетенции, управление: организовывает и проводит проверки исполнения законов о межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму, а также соблюдения прав и свобод человека и гражданина, в том числе по размещенным в средствах массовой информации и сети «Интернет» публикациям о нарушениях в указанной сфере, представляющих повышенную общественную опасность; готовит по результатам проверок проекты актов прокурорского реагирования; изучает и анализирует сведения и материалы, поступившие от уполномоченных органов, о деятельности иностранных или международных неправительственных организаций, готовит заключения по ним, а также проекты решений о признании этой деятельности на территории Российской Федерации нежелательной; готовит проекты требований в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций об ограничении доступа к интернет-ресурсам, содержащим призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка; в пределах компетенции участвует в рассмотрении судами дел, возбужденных по искам (заявлениям), правовым основанием для которых явились нарушения законодательства о противодействии экстремизму и терроризму; в пределах компетенции обеспечивает представительство и защиту интересов органов прокуратуры в суде по гражданским и административным делам, основанием для которых послужили решения, действия (бездействие) должностных лиц Генеральной прокуратуры Российской Федерации; изучает дела оперативного учета, истребует материалы доследственных проверок и уголовных дел, статистические и другие необходимые сведения от федеральных органов исполнительной власти и нижестоящих прокуроров в целях проверки законности и обоснованности принятых процессуальных и иных решений, анализа состояния уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности, надзора за исполнением законов при их осуществлении; осуществляет проверку уголовных дел и материалов об отказе в возбуждении уголовного дела о преступлениях экстремистской направленности и террористического характера, поступивших от нижестоящих прокуратур с заключениями о законности принятых процессуальных решений; направляет в порядке, установленном Регламентом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, задания и поручения нижестоящим прокурорам о проведении проверок, предоставлении информации и мотивированных заключений по жалобам и иным обращениям, материалам проверок и уголовным делам, а также о состоянии преступности; рассматривает и разрешает жалобы и обращения граждан, должностных и юридических лиц в соответствии с требованиями законодательства, организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, осуществляет прием граждан; готовит предложения в планы работы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, план основных мероприятий по координации деятельности правоохранительных органов Российской Федерации по борьбе с преступностью и обеспечивает в установленном порядке их реализацию; контролирует исполнение нижестоящими прокуратурами организационно-распорядительных документов Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей об организации и осуществлении прокурорского надзора в сфере деятельности управления; по поручению Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей проводит с выездом на место проверки организации работы нижестоящих прокуратур по вопросам, относящимся к компетенции управления; осуществляет мониторинг федерального законодательства и правоприменительной практики в сфере деятельности управления; проводит мониторинг сети «Интернет» и СМИ в целях выявления и пресечения распространения информации экстремистского характера; собирает и анализирует сведения о состоянии законности в сфере межнациональных отношений, противодействия экстремизму и терроризму; оказывает информационно-методическую помощь нижестоящим прокурорам (подготовка информационных писем, методических рекомендаций, пособий) по вопросам, относящимся к компетенции управления; в рамках участия в правотворческой деятельности во взаимодействии с правовым управлением, другими подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Академией Генеральной прокуратуры Российской Федерации вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательства, участвует в заседаниях комитетов и комиссий Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; готовит материалы для освещения работы управления в СМИ; осуществляет учет и анализ своей деятельности, разработку и реализацию мер, направленных на повышение эффективности прокурорского надзора; реализует иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством и организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

3. Полномочия управления По вопросам, отнесенным к компетенции, управление: организовывает и проводит проверки исполнения законов о межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму, а также соблюдения прав и свобод человека и гражданина, в том числе по размещенным в средствах массовой информации и сети «Интернет» публикациям о нарушениях в указанной сфере, представляющих повышенную общественную опасность; готовит по результатам проверок проекты актов прокурорского реагирования; изучает и анализирует сведения и материалы, поступившие от уполномоченных органов, о деятельности иностранных или международных неправительственных организаций, готовит заключения по ним, а также проекты решений о признании этой деятельности на территории Российской Федерации нежелательной; готовит проекты требований в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций об ограничении доступа к интернет-ресурсам, содержащим призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка; в пределах компетенции участвует в рассмотрении судами дел, возбужденных по искам (заявлениям), правовым основанием для которых явились нарушения законодательства о противодействии экстремизму и терроризму; в пределах компетенции обеспечивает представительство и защиту интересов органов прокуратуры в суде по гражданским и административным делам, основанием для которых послужили решения, действия (бездействие) должностных лиц Генеральной прокуратуры Российской Федерации; изучает дела оперативного учета, истребует материалы доследственных проверок и уголовных дел, статистические и другие необходимые сведения от федеральных органов исполнительной власти и нижестоящих прокуроров в целях проверки законности и обоснованности принятых процессуальных и иных решений, анализа состояния уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности, надзора за исполнением законов при их осуществлении; осуществляет проверку уголовных дел и материалов об отказе в возбуждении уголовного дела о преступлениях экстремистской направленности и террористического характера, поступивших от нижестоящих прокуратур с заключениями о законности принятых процессуальных решений; направляет в порядке, установленном Регламентом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, задания и поручения нижестоящим прокурорам о проведении проверок, предоставлении информации и мотивированных заключений по жалобам и иным обращениям, материалам проверок и уголовным делам, а также о состоянии преступности; рассматривает и разрешает жалобы и обращения граждан, должностных и юридических лиц в соответствии с требованиями законодательства, организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, осуществляет прием граждан; готовит предложения в планы работы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, план основных мероприятий по координации деятельности правоохранительных органов Российской Федерации по борьбе с преступностью и обеспечивает в установленном порядке их реализацию; контролирует исполнение нижестоящими прокуратурами организационно-распорядительных документов Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей об организации и осуществлении прокурорского надзора в сфере деятельности управления; по поручению Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей проводит с выездом на место проверки организации работы нижестоящих прокуратур по вопросам, относящимся к компетенции управления; осуществляет мониторинг федерального законодательства и правоприменительной практики в сфере деятельности управления; проводит мониторинг сети «Интернет» и СМИ в целях выявления и пресечения распространения информации экстремистского характера; собирает и анализирует сведения о состоянии законности в сфере межнациональных отношений, противодействия экстремизму и терроризму; оказывает информационно-методическую помощь нижестоящим прокурорам (подготовка информационных писем, методических рекомендаций, пособий) по вопросам, относящимся к компетенции управления; в рамках участия в правотворческой деятельности во взаимодействии с правовым управлением, другими подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Академией Генеральной прокуратуры Российской Федерации вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательства, участвует в заседаниях комитетов и комиссий Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; готовит материалы для освещения работы управления в СМИ; осуществляет учет и анализ своей деятельности, разработку и реализацию мер, направленных на повышение эффективности прокурорского надзора; реализует иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством и организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 4. Структура управления 4.1. Руководство деятельностью управления осуществляет начальник управления — старший помощник Генерального прокурора Российской Федерации. 4.2. В состав управления входят: отдел по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью; отдел по надзору за исполнением законодательства о межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму; старшие прокуроры управления; отдел документационного обеспечения.

4.3. Отдел по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью, отдел по надзору за исполнением законодательства о межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму возглавляют заместители начальника управления — начальники отделов, которые являются помощниками Генерального прокурора Российской Федерации. Отдел документационного обеспечения возглавляет начальник отдела.

4.4. В штате управления состоят старшие прокуроры управления, старшие прокуроры и прокуроры отделов, а также федеральные государственные гражданские служащие.

Должностные обязанности прокурорских работников управления и их взаимозаменяемость определяются их руководителями, настоящим Положением и распоряжениями начальника управления. Должностные обязанности федеральных государственных гражданских служащих управления устанавливаются их должностными регламентами.

5. Функции структурных подразделений управления 5.1. Отдел по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью осуществляет следующие функции: надзор за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в Следственном управлении ФСБ России, уголовно-процессуальной деятельностью данного следственного органа (за исключением вопросов, отнесенных к компетенции Главной военной прокуратуры); участие в рассмотрении судами ходатайств о производстве следственных и процессуальных действий, жалоб участников уголовного процесса на действия и решения следователей Следственного управления ФСБ России; надзор за исполнением Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и иных законов, в том числе при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в оперативных подразделениях ФСБ России (за исключением вопросов, отнесенных к компетенции Главной военной прокуратуры); надзор за исполнением Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и иных законов, в том числе при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, оперативными подразделениями центральных аппаратов МВД России и ФСИН России в сфере противодействия экстремизму и терроризму; контроль за организацией и результатами работы нижестоящих прокуратур по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью территориальных органов безопасности и пограничных органов; контроль за организацией и результатами работы нижестоящих прокуратур по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью территориальных подразделений МВД России, СК России, ФСИН России, ФТС России в сфере противодействия экстремизму и терроризму; организация проверок достоверности сведений, изложенных в анкетах кандидатов на должности судей федеральных судов, а также подготовка материалов к заседаниям Комиссии при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов; сбор, накопление и анализ информации о состоянии законности, обобщение практики прокурорского надзора по вопросам, отнесенным к компетенции отдела, подготовка предложений по совершенствованию законодательства; подготовка материалов и предложений руководству Генеральной прокуратуры Российской Федерации по внесению актов прокурорского реагирования; рассмотрение и разрешение обращений граждан, должностных и юридических лиц в соответствии с требованиями законодательства, организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации; оказание нижестоящим прокурорам методической и практической помощи по вопросам, относящимся к компетенции отдела; участие в соответствии с компетенцией в работе по координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; участие в работе по обучению кадров и проведению стажировки работников нижестоящих прокуратур, разработке указаний, рекомендаций и пособий для прокуроров; иные функции, определяемые руководителями Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 5.2. Отдел по надзору за исполнением законодательства о межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму осуществляет следующие функции: надзор за исполнением законодательства о межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму, а также соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, органами федерального государственного контроля (надзора) и их должностными лицами, общероссийскими общественными объединениями, а также за законностью издаваемых ими правовых актов в сфере деятельности управления; рассмотрение вопроса о признании нежелательной на территории Российской Федерации деятельности иностранных или международных неправительственных организаций, представляющих угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности страны или безопасности государства; подготовка материалов и предложений руководству Генеральной прокуратуры Российской Федерации о внесении актов прокурорского реагирования; мониторинг сети «Интернет» и средств массовой информации в целях выявления и пресечения распространения информации экстремистского характера; обеспечение реализации полномочий прокурора в гражданском и административном судопроизводстве по вопросам, отнесенным к компетенции отдела; участие в пределах компетенции отдела в подготовке материалов к заседаниям и реализации решений коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации; мониторинг федерального законодательства, участие в правотворческой деятельности во взаимодействии с правовым управлением, другими подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Академией Генеральной прокуратуры Российской Федерации; подготовка предложений по совершенствованию законодательства; организация и осуществление взаимодействия с Федеральной службой по финансовому мониторингу по вопросам представления информации, необходимой для включения в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и исключения из него; контроль за организацией и осуществлением в нижестоящих прокуратурах прокурорского надзора за исполнением законодательства о межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму; анализ состояния законности и прокурорского надзора в сфере межнациональных отношений, противодействия экстремизму и терроризму; рассмотрение и разрешение обращений граждан, должностных и юридических лиц в соответствии с требованиями законодательства, организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации; оказание нижестоящим прокурорам методической и практической помощи по вопросам, относящимся к компетенции отдела; участие в работе по обучению кадров и проведению стажировки работников нижестоящих прокуратур, разработке указаний, рекомендаций и пособий для прокуроров; иные функции, определяемые руководителями Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

5.3. Старшие прокуроры управления во взаимодействии с отделами управления осуществляют организационно-аналитическое и методическое обеспечение деятельности управления, по поручению руководства управления выполняют функции, связанные с контролем исполнения организационно-распорядительных документов, заданий и поручений руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации и управления. 5.4. Отдел документационного обеспечения осуществляет: ведение общего и секретного делопроизводства в соответствии с законодательством и организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации, в том числе в рамках единой автоматизированной системы ведомственного документооборота; с участием Главного управления обеспечения деятельности органов и организаций прокуратуры — материально-техническое обеспечение управления, учет материальных ценностей; выполнение иных функций в пределах компетенции по поручению руководства управления. 6. Полномочия работников управления 6.1.

Начальник управления: осуществляет руководство управлением, организует его работу, обеспечивает реализацию управлением возложенных на него задач и функций и несет ответственность за их выполнение; организует исполнение в управлении приказов, указаний, распоряжений и поручений Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей, планов работы Генеральной прокуратуры Российской Федерации и управления, решений коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации; организует планирование работы управления, учет и анализ ее результатов, проводит оперативные совещания по наиболее важным вопросам работы управления; издает распоряжения по вопросам организации деятельности управления, распределяет между начальниками отделов и старшими прокурорами управления служебные обязанности; докладывает руководству Генеральной прокуратуры Российской Федерации о результатах проверок, представляет проекты актов прокурорского реагирования и иных документов; вносит предложения руководству Генеральной прокуратуры Российской Федерации о совершенствовании прокурорского надзора, распространении положительного опыта, необходимости выезда работников управления в нижестоящие прокуратуры в целях проведения проверок, оказания практической помощи; организует контроль за работой нижестоящих прокуратур в сфере надзора за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму, а также прохождение стажировки в управлении сотрудников нижестоящих прокуратур; обеспечивает взаимодействие с другими подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Академией Генеральной прокуратуры Российской Федерации, государственными органами, общественными объединениями; вносит предложения о назначении на должность, об освобождении от должности, увольнении из органов прокуратуры работников управления, установлении им должностных окладов, доплаты за сложность, напряженность и высокие достижения в службе, о присвоении классных чинов; обеспечивает соблюдение работниками управления трудовой и исполнительской дисциплины, вносит предложения об их поощрении и привлечении к дисциплинарной ответственности; представляет аттестации работников управления, дает заключения на аттестации руководителей нижестоящих прокуратур по вопросам, отнесенным к компетенции управления; организует рассмотрение и разрешение работниками управления обращений граждан, должностных и юридических лиц, организует и проводит прием граждан; принимает меры по повышению квалификации работников управления, созданию им надлежащих условий труда; по поручению Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей выполняет другие обязанности. 6.2. Заместители начальника управления — начальники отделов: обеспечивают реализацию отделом возложенных на него задач и функций и несут ответственность за их выполнение; организуют исполнение работниками отдела организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, поручений руководства управления; планируют работу отдела, обеспечивают подготовку предложений в планы работы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, управления, план основных мероприятий по координации деятельности правоохранительных органов Российской Федерации по борьбе с преступностью, обеспечивают выполнение плановых мероприятий; организуют проведение проверок в поднадзорных органах, по их результатам вносят предложения начальнику управления о направлении актов прокурорского реагирования; обеспечивают своевременное и качественное рассмотрение и разрешение в отделе обращений граждан, должностных и юридических лиц; организуют контроль за работой нижестоящих прокуратур в пределах компетенции отдела, вносят начальнику управления предложения о необходимости выезда подчиненных работников в нижестоящие прокуратуры в целях проведения проверок, оказания практической помощи; обеспечивают учет и анализ результатов деятельности отдела, вносят предложения о повышении эффективности работы; вносят начальнику управления предложения о распределении должностных обязанностей между работниками отдела, а также их взаимозаменяемости; осуществляют контроль за надлежащим исполнением работниками отдела служебных обязанностей, соблюдением ими трудовой и исполнительской дисциплины, графика отпусков, вносят предложения о поощрении или привлечении к ответственности работников отдела; готовят проекты аттестационных листов на работников отдела; проводят мероприятия по повышению квалификации работников отдела, обеспечивают для подчиненных работников надлежащие условия труда; по согласованию с начальником управления осуществляют подбор и расстановку кадров в отделе; проводят прием граждан; по поручению начальника управления выполняют иные обязанности. 6.3. Старшие прокуроры управления во взаимодействии с оперативными сотрудниками управления: обеспечивают подготовку предложений в планы работы управления, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, план основных мероприятий по координации деятельности правоохранительных органов Российской Федерации по борьбе с преступностью; готовят проекты организационно-распорядительных документов по вопросам организации работы управления на соответствующих направлениях, а также замечания и предложения по проектам организационно-распорядительных документов, поступающих в управление из других подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации; готовят доклады и материалы для публичных выступлений руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации и управления; участвуют в подготовке информационно-аналитических материалов по вопросам противодействия экстремистской деятельности и терроризму во исполнение поручений и указаний Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, решений Совета Безопасности Российской Федерации, Национального антитеррористического комитета, Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации, иных уполномоченных государственных органов; принимают участие в порядке, установленном организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в сотрудничестве Генеральной прокуратуры Российской Федерации с международными и иностранными органами и организациями по вопросам противодействия экстремизму и терроризму; участвуют в выполнении соглашений и иных договоренностей Генеральной прокуратуры Российской Федерации с органами прокуратуры и иными государственными органами иностранных государств, имеющими функции, сходные с функциями российской прокуратуры, в области противодействия экстремизму и терроризму; принимают меры в пределах компетенции управления по обеспечению выполнения в Российской Федерации положений конвенций ООН и иных международно-правовых договоров по вопросам противодействия экстремизму и терроризму; готовят заключения и предложения по проектам международных соглашений, межгосударственных планов и программ борьбы с преступностью в пределах компетенции управления, обеспечивают участие Генеральной прокуратуры Российской Федерации в разработке обозначенных документов; изучают и обобщают положительный опыт, в том числе международный (во взаимодействии с Главным управлением международно-правового сотрудничества), готовят предложения о возможности его распространения в Российской Федерации; участвуют в научно-практических конференциях, семинарах, заседаниях научно-консультативных советов и других мероприятиях, в том числе международного характера, в порядке, установленном организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации; по поручению руководства управления проводят проверки исполнения законов, по результатам готовят проекты актов прокурорского реагирования; по поручению руководства управления изучают материалы проверок, надзорных производств, уголовных дел и дел оперативного учета и готовят соответствующие заключения и рекомендации; анализируют практику прокурорского надзора, правоприменительную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию надзорной деятельности; готовят обзоры, информационные письма, методические рекомендации и иные информационно-аналитические документы; участвуют в правотворческой деятельности, в том числе вносят предложения о совершенствовании законодательства о противодействии экстремизму и терроризму, готовят замечания и предложения по проектам федеральных законов, иных нормативных правовых актов, поступающих в управление из других подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации; участвуют в ведомственных и межведомственных рабочих группах по вопросам противодействия экстремизму и терроризму; по поручению руководства управления контролируют, обобщают и анализируют ход и результаты выполнения плановых мероприятий Генеральной прокуратуры Российской Федерации и управления, исполнения приказов, распоряжений и поручений руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации и управления; проводят прием граждан; выполняют иные обязанности по поручению начальника управления.

6.4. Старшие прокуроры и прокуроры отделов: проводят проверки исполнения законов о межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму федеральными органами исполнительной власти, органами федерального государственного контроля (надзора) и их должностными лицами, общероссийскими общественными объединениями и их должностными лицами, а также соответствия законам издаваемых ими правовых актов в сфере деятельности управления; по результатам проверок готовят проекты актов прокурорского реагирования; по итогам рассмотрения материалов в отношении иностранных или международных неправительственных организаций готовят проекты решений о признании их деятельности нежелательной и заключений; осуществляют мониторинг сети «Интернет» и СМИ в целях выявления и пресечения распространения информации экстремистского характера; по итогам рассмотрения заключений нижестоящих прокуратур, а также мониторинга сети «Интернет» готовят проекты требований об ограничении доступа к интернет-ресурсам, содержащим противоправную информацию; по поручению руководства управления обеспечивают реализацию полномочий прокурора в гражданском и административном судопроизводстве по вопросам, отнесенным к компетенции отдела; проводят проверки исполнения законов при осуществлении уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности подразделениями центрального аппарата ФСБ России, а также МВД России и ФСИН России в сфере противодействия экстремизму и терроризму, по их результатам готовят проекты актов прокурорского реагирования; проверяют законность и обоснованность принятых процессуальных решений по уголовным делам и материалам проверок, поступившим из нижестоящих прокуратур, готовят проекты писем нижестоящим прокурорам по фактам выявленных нарушений федерального законодательства; составляют письменные заключения о законности и обоснованности ходатайств следователей Следственного управления ФСБ России об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога, а также о продлении срока содержания под стражей и домашнего ареста, других ходатайств о производстве следственных и иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, принимают участие в судебных заседаниях при рассмотрении таких ходатайств, дают заключения по жалобам в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации по уголовным делам и материалам, находящимся в производстве Следственного управления ФСБ России, принимают участие в их рассмотрении в суде; обеспечивают в рамках полномочий реализацию мероприятий, предусмотренных поручениями и указаниями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, решениями Совета Безопасности Российской Федерации, Национального антитеррористического комитета, Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации, иных уполномоченных государственных органов, планами работы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, управления, решениями коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации, исполнение поручений руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации, управления и отдела; осуществляют мониторинг федерального законодательства и правоприменительной практики, во взаимодействии со старшими прокурорами управления, правовым управлением, другими подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Академией Генеральной прокуратуры Российской Федерации участвуют в правотворческой деятельности; вносят предложения о совершенствовании законодательства, изучают законопроекты, готовят обоснованные замечания и предложения по ним; рассматривают и разрешают обращения граждан, должностных и юридических лиц в соответствии с требованиями законодательства, организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, проводят прием граждан; контролируют и анализируют работу нижестоящих прокуратур на закрепленных направлениях деятельности, принимают участие в выездах, в том числе в составе комиссий, в нижестоящие прокуратуры для проведения проверок и оказания практической помощи; оказывают в пределах компетенции методическую и практическую помощь нижестоящим прокуратурам в организации надзора, участвуют в работе по повышению квалификации их работников; рассматривают вопрос о согласовании поступающих из нижестоящих прокуратур проектов актов прокурорского реагирования, а также направляемых управлениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах проектов обзоров, обобщений, информационных писем; осуществляют сбор и первичный анализ сведений о состоянии законности и прокурорского надзора по закрепленным направлениям работы, готовят предложения по совершенствованию практики прокурорского надзора, разрабатывают и реализуют меры, направленные на повышение его качества и эффективности; принимают участие в работе ведомственных и межведомственных рабочих групп; совместно со старшими прокурорами управления участвуют в разработке методических рекомендаций и пособий, подготовке организационно-распорядительных и информационно-аналитических документов; осуществляют подготовку материалов для освещения в средствах массовой информации; выполняют иные функции по поручению руководства управления. 6.5. Старшие прокуроры отдела также оказывают методическую помощь прокурорам отделов, выполняют наиболее сложные и ответственные поручения руководства управления.

7. Делопроизводство 7.1. Общее и секретное делопроизводство в управлении осуществляется в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, Инструкцией по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, Положением о работе с совершенно секретными и секретными материалами и документами в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации и Положением о порядке обращения со служебной информацией ограниченного доступа в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации. На основе действующих организационно-распорядительных документов делопроизводство и документооборот ведутся также в электронном виде.

7.2. Номенклатура несекретных дел управления утверждается начальником управления, номенклатура секретных дел — в Первом отделе (на правах управления) Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 7.3. Начальник отдела документационного обеспечения организует: работу отдела, осуществляет контроль за надлежащим исполнением работниками отдела служебных обязанностей; ведение общего и секретного делопроизводства в соответствии с вышеназванными организационно-распорядительными документами, в том числе в рамках единой автоматизированной системы ведомственного документооборота; разработку номенклатур дел управления, обеспечение хранения дел и оперативного использования документов; прием документов на оперативное хранение, обеспечение их учета и сохранности; материально-техническое обеспечение управления, учет материальных ценностей; выполняет иные функции в соответствии с должностным регламентом и организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 7.4. Работники отдела документационного обеспечения: обеспечивают работу отделов управления и старших прокуроров управления в соответствии с упомянутыми организационно-распорядительными документами, в том числе в рамках единой автоматизированной системы ведомственного документооборота; регистрируют в системе АИК «Надзор» входящие, исходящие и внутренние документы, а также документы, взятые на особый контроль Генеральным прокурором Российской Федерации; передают документы на исполнение в соответствии с резолюциями руководителей управления и отделов; осуществляют контроль за правильностью оформления и формирования работниками управления надзорных производств и дел, подлежащих сдаче на оперативное хранение; осуществляют систематизацию и хранение документов; выполняют иные функции в соответствии с должностными регламентами и организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

8. Заключительные положения Положение об управлении по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму, утвержденное Генеральным прокурором Российской Федерации 13.12.2011, считать утратившим силу.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+