Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Налоговое право - Какая шкала налогообложения в беларуси

Какая шкала налогообложения в беларуси

Какая шкала налогообложения в беларуси

МНС прокомментировало целесообразность прогрессивной шкалы подоходного налога


9 июля, Минск /Корр. БЕЛТА/. Введение прогрессивной шкалы ставок по подоходному налогу является дискуссионным вопросом, нужно провести глубокий анализ, прежде чем принимать решение. Такое мнение высказала заместитель министра по налогам и сборам Светлана Шевченко сегодня во время онлайн-конференции на сайте БЕЛТА.»Введение прогрессивной шкалы ставок — это дискуссионный вопрос.

Прежде чем принять такое решение, необходимо взвесить все плюсы и минусы, понять, каким будет экономический эффект от введения такой шкалы ставок», — отметила Светлана Шевченко.Замминистра напомнила, что ранее в Беларуси уже применялась прогрессивная шкала ставок. Размер подоходного налога был от 9% до 30%, наибольшее количество граждан уплачивали подоходный налог по ставке 15%. Прогрессивная шкала ставок предусматривает учет совокупного годового дохода.

Это значит, что гражданину нужно вести учет всех доходов, обращаться за справками. «То есть организация должна нести определенные затраты по выдаче этих справок и по ведению учета доходов граждан.

Мы понимаем, что это рост затрат в администрировании налогов как со стороны организации, так и со стороны гражданина. Правильно ли это?» — задалась вопросом она.Светлана Шевченко обратила внимание, что после перехода на плоскую шкалу в первый же год МНС отмечало увеличение поступлений подоходного налога в бюджет. «При прогрессивной шкале ставок поступления подоходного налога в бюджет составляли порядка 11%.

На сегодня подоходный налог составляет 25%, это второй доходный источник бюджета после налога на добавленную стоимость. То есть уход от этой шкалы позволил вывести доходы из тени», — пояснила замминистра.По ее словам, переход на прогрессивную шкалу ставок повлечет затраты организаций прежде всего на доработку программного обеспечения, при помощи которого сегодня рассчитывают зарплату. Затраты на доработку ПО будут и у налоговых органов.»Если необходимость введения прогрессивной шкалы ставок возникнет, этот вопрос нужно обсуждать со всеми заинтересованными, прежде всего с Министерством финансов как органом, занимающимся налоговой политикой.

Но в обязательном порядке нужно провести глубокий анализ и принять такое решение только в случае, если оно целесообразно и не повлечет дополнительных затрат и нагрузки, а действительно даст хороший экономический эффект», — резюмировала Светлана Шевченко.-0- Подписывайтесь на нас в , и ! Теги

Законодательство Беларуси

Особенностью налогового законодательства Республики Беларусь является то обстоятельство, что Налоговый кодекс состоит из двух частей ( и ), принятых с большим временным промежутком.

Общая часть, приятая 19.12.2002 года, гласит, что налоговое законодательство состоит из:

  1. соответствующих ему законов
  2. акты органов государственной власти и местного самоуправления.
  3. Налогового кодекса
  4. международных договоров
  5. актов Президента и Правительства

устанавливает общую систему налогов, вводит, изменяет, прекращает на территории страны их действие, дает определения основных терминов и понятий, регламентирует все общие вопросы налогообложения. , принятая 29.12.2009 года, содержит детальное описание всех налогов, различных налоговых режимов, действующих в стране.

Все налоги в Беларуси делятся на: республиканские и местные Налог на добавленную стоимость. Плательщики – организации и предприниматели, а при импорте некоторых товаров также и физлица. Объект – реализационные обороты по некоторым видам товаров, работ и услуг, а также импорт.

Налоговая база – денежные и иные поступления от реализации этих работ, услуг и товаров. Минимальная ставка равняется десяти процентам. Акцизы. Плательщиками являются производители и импортеры подакцизных товаров.

К подакцизным традиционно отнесены спиртосодержащая и табачная продукция, некоторые виды топлива и топливных масел, средства дезинфекции и бытовой химии. Ставки зависят от вида продукции и устанавливаются как в твердой сумме, так и в процентном соотношении к его стоимости.

Налог на прибыль. Плательщики – организации. Объект – валовая прибыль, база – разница между доходами и расходами в определенном периоде.

Общая ставка равна восемнадцати процентам, льготные ставки установлены для наукоемких отраслей и производителей высокотехнологичных товаров. Налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельности на территории республики через постоянное представительство.

Налоговая база – прибыль за минусом подтвержденных расходов.

Ставка зависит от вида осуществляемой деятельности и варьируется от шести до пятнадцати процентов.

Подоходный налог с физических лиц. Общая ставка равна тринадцати процентам. Льготная ставка в девять процентов установлена для работников, получающих доходы от резидентов и нерезидентов Парка высоких технологий.

Ставка для предпринимателей и нотариусов равна шестнадцати процентам, выигрыши облагаются четырехпроцентной ставкой. Налог на недвижимость. Плательщики – собственники и законные владельцы недвижимого имущества. Налоговая база определяется исходя из остаточной балансовой стоимости имущества или данных его оценки.

Ставка варьируется от 0.1 до одного процента в зависимости от вида имущества и наименования плательщика. Земельный налог. Плательщики – собственники и законные владельцы земельных участков.

База – кадастровая стоимость земли. Ставки различны для земель разных категорий.

Экологический налог. Плательщики – лица, осуществляющие вредные выбросы в окружающую среду, а также захоронение отходов.

База – объемы таких выбросов. Ставка зависит от вида вредного воздействия.

Налог на добычу (изъятие) природных ресурсов. Плательщики – все лица, осуществляющие такую добычу, кроме государственных организаций. База – объем добычи. Ставка устанавливается в зависимости от вида полезного ископаемого. Сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государствпо автомобильным дорогам общего пользования.

Сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государствпо автомобильным дорогам общего пользования. Ставка зависит от вида транспорта и его массы.

Облагается транспорт массой свыше пяти тонн. Оффшорный сбор. Плательщики – резиденты. Объект – перечисление денежных средств в оффшорную зону и исполнение иных (неденежных) обязательств перед нерезидентом, имеющим регистрацию в оффшоре.

База – стоимость перечисления либо цена договора. Ставка – пятнадцать процентов. Гербовый сбор. Объект – операции с векселями. База – сумма векселя. Ставка по прямо предусмотренным законом случаям разнится от пятнадцати до двадцати пяти процентов в зависимости от вида операции, а также сторон сделки.
База – сумма векселя. Ставка по прямо предусмотренным законом случаям разнится от пятнадцати до двадцати пяти процентов в зависимости от вида операции, а также сторон сделки. В случаях, прямо законом не оговоренных, ставка сбора составляет 0.1 процента.

Консульский сбор, государственная пошлина, патентные пошлины.

Объект – различные юридически значимые действия, осуществляемые по обращениям граждан и юрлиц соответственно: дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями республики, различными уполномоченными госучреждениями, государственным учреждением «Национальный центр интеллектуальной собственности». Ставки зависят от вида истребуемого действия.

Также имеется ряд сборов и пошлин, отнесенных Налоговым РБ к налоговым платежам, ставки и порядок взимания которых регулируются иными нормативными актами.

К таким сборам относятся:

  1. таможенные пошлины и сборы (устанавливаются указами Президента РБ)
  2. утилизационный сбор (установлен Президента РБ от 04.02.2014 года)
  3. сбор на финансирование государственных расходов (установлен Президента РФ от 02.04.2015 года «О предупреждении социального иждивенчества»).

Налог за владение собаками. Плательщики – собственники животных. Объект – собаки старше трехмесячного возраста.

Ставка рассчитывается, исходя из роста собаки.

Курортный сбор. Плательщики – физические лица. Объект – факт нахождения в оздоровительных учреждениях. База – цена оказанных услуг или путевки.

Ставки различны, но не могут быть больше пяти процентов. Сбор с заготовителей. Плательщики – лица, осуществляющие сбор и заготовку грибов, растений, другого сырья с целью их дальнейшей промышленной переработки и реализации.

База – стоимость заготовленного, ставка может быть не выше пяти процентов. На территории республики предусмотрено действие большого количества специальных налоговых режимов, к коим относятся:

  1. налог на игорный бизнес
  2. налог на осуществление лотерейной деятельности
  3. единый налог на вмененный доход
  4. упрощенная система налогообложения
  5. единые налоги: с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, для производителей сельскохозяйственной продукции
  6. сбор за осуществление: ремесленной деятельности, деятельности в области агроэкотуризма

Данные режимы упрощают налогообложение для определенных сфер деятельности, как правило, заменяют полностью или частично несколько налогов в разных сочетаниях. Оценивая налоговую систему Беларуси, необходимо отметить, что ее основной налоговый закон является современным, понятным, подробным.

Наблюдается тенденция к стимулированию развития отраслей, занимающихся деятельностью в области высоких технологий, а также производителей сельскохозяйственной продукции. Осуществляется это путем предоставления данным категориям налогоплательщиков льгот и преференций. Законодательством тщательно проработано большое по сравнению с другими странами СНГ количество специальных упрощенных налоговых режимов, что благотворно сказывается на развитии малого и среднего бизнеса.

Налоговые ставки по основным налогам (подоходному, НДС, на прибыль) являются весьма либеральными.

Однако общее количество налогов в стране является немалым.

Даже при весьма общем анализе основных положений налогового законодательства особенно бросается в глаза то обстоятельство, что чрезмерным является количество налогов, собираемых с физических лиц. Помимо традиционных налогов наличествуют и такие, которых нет более ни в одном государстве СНГ: налог с владельцев собак, сбор на финансирование государственных расходов, курортный сбор.

Оценить, хорошо это или плохо, сложно. При условии финансовой стабильности и высокого уровня доходов населения наличие данных налогов положительно сказывается на интересах государства, поскольку при невысоких ставках для налогоплательщиков эти сборы и налоги не являются слишком обременительными. Но если уровень доходов населения невысок, то взимание, помимо основных, и таких второстепенных сборов, не представляется справедливым и правильным.

Статья подготовлена специалистами ООО «СоюзПравоИнформ». © СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Налоги в Беларуси

Налоговая система Белорусской Республики была сформирована на классических принципах налогообложения.

Налоговый Кодекс БР включает в себя 2 части: общую и особенную. Первая часть была принята и утверждена 19 декабря 2002 года. В ней прописывается, что налоговое законодательство включает в себя законодательные акты Налогового Кодекса и международных переговоров, а также акты Президента и органов государственной и местной власти.
В ней прописывается, что налоговое законодательство включает в себя законодательные акты Налогового Кодекса и международных переговоров, а также акты Президента и органов государственной и местной власти.

В общей части Налогового Кодекса прописываются основные термины и понятия относительно налогообложения в Беларуси. Об уровне жизни в Беларуси подробнее . Общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь введена в действие 1 января 2004 г.

Спустя 7 лет после утверждения общей части правительством была утверждена особенная часть Налогового Кодекса, которая включается в себя описание всех налогов и сборов в Республике Беларусь.

Особенная часть была принята 29 декабря 2009 года. Классификация налогов в Беларуси:

  • Местные.
  • Республиканские.

Республиканские налоги – это основные налоги, формирующие государственный бюджет Белорусской Республики.

Налог на добавленную стоимость является косвенным налогом, так как плательщиками являются не предприниматели, а потребители товаров и услуг. Ставка НДС в Беларуссии Налоговые ставки:

  1. 20% — общая ставка, применяемая при реализации товаров.
  2. 10% — ставка, которая применяется для реализации растений, птицы, скота и животных, рыбы и продуктов пчеловодства, произведённых на территории РБ.

Общая ставка налога на прибыль равна 18%. Но есть ряд исключений, когда ставка уменьшается.

Перечень ситуаций, способствующих уменьшению оплачиваемого налога на прибыль:

  • Производство лазерной и оптической техники – 10%.
  • Производство высокотехнологических товаров – 12%.
  • Дивиденды – 12%.

Налог на доходы оплачивается раз в году предприятиями и организациями, которые в ходе ведения своей деятельности получают прибыль.

Декларация подаётся в налоговую инспекцию до 22.01, а оплата должна произойти до 22.03 каждого года.

Налог на прибыль в Белоруссии в сравнении с другими странами Подоходный налог оплачивается гражданами с ежемесячной .

Налог формирует почти 10% государственного бюджета Белорусской Республики.

Кроме этого, если у человека имеются вклады в финансовых учреждениях или банках, то он обязан платить налог на депозит.

Размер налогового взноса равен 13% от дохода, полученного от депозита. Расчёт налоговой ставки зависит от вида деятельности человека. Так если резидент РБ получает дивиденды, то он обязан выплачивать 13%.

Доход от предпринимательской, адвокатской или нотариальной деятельности облагается сбором в размере 16%. Единая ставка подоходного налога для физических лиц на все остальные виды деятельности – 13%. Подоходный налог обязаны выплачивать также лица, сдающие в аренду квартиры и дома с целью получения дохода.

Короткий видеоролик о налогах в Беларуси Размер ставки за сдачу квартиры зависит от области и города. Таблица: размер налога за сдачу квартир Город Размер налоговой ставки (выражено в белорусских рублях) Брестская область Брест 29.0 Барановичи 21.5 Пинск 21.5 Города районного подчинения 10.7 Другие территории 7.5 Витебская область Витебск Центральная зона 27.0 Переходная зона 26.0 Города областного подчинения 10.0 Орша 15.0 Полоцк 15.0 Другие территории 8.0 Гомельская область Гомель От 29.20 до 30.20 Жлобин 22.20 Мозырь 22.20 Речица 22.20 Светлогорск 22.20 Калинковичи 12.60 Рогачев 12.60 Другие территории 11.20 Гродненская область Гродно 28.20 Волковыск 18.00 Лида 18.00 Новогрудок 18.00 Слоним 18.00 Сморгонь 18.00 Другие города Гродненской области 13.00 Минская область Жодино 15.30 Другие города 15.00 Могилёвская область Могилев 27.20 Бобруйск 23.30 Горки 15.50 Кричев 15.50 Осиповичи 15.50 Другие города 11.70 Минск по зонам 1 планировочная 30.50 2 планировочная 25.50 3 планировочная 21.50 4 планировочная 21.50 5 планировочная 17.50 Налоги, взимаемые с физических лиц Стандартным налоговым вычетом называется сумма, на которую уменьшается подоходный налог.
Таблица: размер налога за сдачу квартир Город Размер налоговой ставки (выражено в белорусских рублях) Брестская область Брест 29.0 Барановичи 21.5 Пинск 21.5 Города районного подчинения 10.7 Другие территории 7.5 Витебская область Витебск Центральная зона 27.0 Переходная зона 26.0 Города областного подчинения 10.0 Орша 15.0 Полоцк 15.0 Другие территории 8.0 Гомельская область Гомель От 29.20 до 30.20 Жлобин 22.20 Мозырь 22.20 Речица 22.20 Светлогорск 22.20 Калинковичи 12.60 Рогачев 12.60 Другие территории 11.20 Гродненская область Гродно 28.20 Волковыск 18.00 Лида 18.00 Новогрудок 18.00 Слоним 18.00 Сморгонь 18.00 Другие города Гродненской области 13.00 Минская область Жодино 15.30 Другие города 15.00 Могилёвская область Могилев 27.20 Бобруйск 23.30 Горки 15.50 Кричев 15.50 Осиповичи 15.50 Другие города 11.70 Минск по зонам 1 планировочная 30.50 2 планировочная 25.50 3 планировочная 21.50 4 планировочная 21.50 5 планировочная 17.50 Налоги, взимаемые с физических лиц Стандартным налоговым вычетом называется сумма, на которую уменьшается подоходный налог.

Вычеты – это льготы на подоходный налог, воспользоваться которыми могут такие граждане РБ, как:

  • Родитель, воспитывающий ребёнка до 18 лет в одиночку. Вычет – 52 белорусских рублей.
  • Родители, на иждивении которых находится больше 2 детей. Возвращается 52 белорусских рублей.
  • Резиденты РБ с ежемесячным окладом ниже установленного предела (563 белорусских рублей). Возврат подоходного налога составляет 93 белорусских рублей.

Налог на недвижимость оплачивается всеми гражданами Белорусской Республики, которые имеют личное недвижимое имущество, то есть недвижимость и жилье в этой стране. Он выплачивается как физическими лицами, так и юридическими. Объекты, подлежащие налогообложению:

  • Квартиры.
  • Места для парковки машин.
  • Комнаты в собственности.
  • Гаражи.

Даже если человек является не полным собственником одного из вышеуказанных объектов, а владеет лишь долей, то он также обязан оплачивать данный вид налога.

Кто обязан платить налог на недвижимость в Республики Беларусь Согласно закону, человек имеет право выбирать, за какую недвижимость он будет платить налог. Для этого необходимо написать заявление в налоговую инспекцию.

Если заявление человек не напишет, то облагаться сбором будет та недвижимость, которая первой появилась в собственности у резидента БР.

От уплаты налога освобождаются:

  • Ветераны ВОВ.
  • Особы с 1 и 2 группами инвалидности.
  • Нетрудоспособные резиденты РБ.
  • Многодетные семьи (больше 3 детей).
  • Люди пенсионного возраста.

Недвижимость, которая находится в сельской местности налоговыми платежами, не облагается.

Налог на недвижимость обязаны платить все лица, которые используют недвижимость для предпринимательской деятельности.

Налоговая ставка равна 0,1 процента от полной стоимости недвижимости. Уплата сбора осуществляется через банк, почту или налоговую инспекцию до 15 ноября каждого года.

В Белорусской Республике также имеется налог на прибыль от продажи недвижимости, но здесь есть свои нюансы. Чтобы их лучше понять, нужно рассмотреть ситуацию на примере. В этой стране налога на наследство нет, поэтому даже если человек получил квартиру или дом в наследство, то ему ничего платить не придётся.

Доля налогов на недвижимость в общей массе налоговых поступлений составляет 5% Если он эту квартиру или дом (или какую-нибудь другую недвижимость) захочет продать в первый раз, то он также не уплачивает никаких налогов.

Но если резидент РБ продаёт второй объект недвижимость на протяжении 5 лет, то он обязан выплатить государству подоходный налог с его продажи. Размер налога равен 13 процентам от суммы разницы между ценой приобретения недвижимости и её продажи.

Например: человеку достался в наследство дом (или он сам его купил) за 50 000 долларов, а продал он его за 60 000 долларов, это означает, что 13% от 10 000 долларов человек оплачивает в госбюджет. Узнайте, как получить паспорт Беларуси, Земельный налог оплачивается владельцами земельных участков в Белорусской Республике. Таблица: налоговые ставки земельного налога Кадастровая стоимость участка Налог (выражено в белорусских рублях) Меньше 20720 белорусских рублей за гектар 20.72 Больше 20720 белорусских рублей за гектар 0.1 процент от кадастровой стоимости Как рассчитывается земельный налог в Республике Беларусь Экологический налог платится субъектами хозяйствования за вредное воздействие на окружающую среду.

Экологический налог выплачивается, если предприятия осуществляют:

  • Сброс сточных вод.
  • Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.
  • Хранение или захоронение отходов производства.

Налогами облагаются такие виды деятельности, как:

  • Добыча нефти.
  • Добыча калия.

Не облагается налогами:

  • Добыча песка.
  • Добыча подземных и поверхностных вод.
  • Добыча нефтяного попутного газа.
  • Добыча грунта.

Налоги на добычу природных ресурсов регламентируются гл. 20 НК РБ Гербовый сбор оплачивается физическими лицами и предпринимателями. Налоговые ставки:

  1. 15% — передача международным организациям.
  2. 20% — выдача копий простых и переводных векселей.

Если вы думаете некоторое время пожить в Беларуси, прочтите, как .

Налогообложению подлежат люди, которые имеют собак.

В 2017 году налог на собак был немного изменён. Напомним, что до 2017 года размер налога на домашних животных зависел от габаритов домашнего любимца. Таблица: налоговая ставка на содержание домашних питомцев Физические параметры пса Налоговая ставка до 2017 года Ставка, действующая с 1.01.2017 Высота до 40 сантиметров 0.5 базовой величины (12.25 белорусских рублей) 0.3 базовой величины (7.35 белорусских рублей) Высота от 40 до 70 сантиметров 1 базовая величина (24.5 белорусских рублей) 0.3 базовых величины (7.35 белорусских рублей) Высота от 70 сантиметров, а также собаки опасных пород 1.5 базовых величин (36.75 белорусских рублей) 1.5 базовых величин (36.75 белорусских рублей) Базовая ставка – 24.5 белорусских рублей.

Сколько придётся заплатить за владение собакой в одном из древних городов Белоруссии Курортный сбор относится к местным налогам и сборам в Белорусской Республике.

Курортный сбор оплачивается физическими лицами, которые пребывают на отдыхе в таких учреждениях, как:

  • Профилакторий.
  • База отдыха.
  • Пансионат.
  • Санаторий.
  • Оздоровительный лагерь.
  • Оздоровительный центр.

Налогом на тунеядство в Беларуси называется специальный сбор, который обязаны оплачивать все граждане РБ, не имеющие работы на протяжении больше полугода. Данный налоговый взнос был введён с целью предупреждения социального иждивенства и снижения уровня безработицы в республике. Данный налоговый взнос не оплачивается:

  • Представителями юриспруденции (адвокаты, нотариусы), чей годовой доход больше 70 базовых величин.
  • Студентами, которые проходят обучение на стационаре (дневная форма обучения). Но исключение касается лишь студентов, которые получают первое образование. Если человек на очной форме учится и получает второе высшее образование, то от уплаты налога он не освобождается. Декрет о введении налога на тунеядство
  • Лицами, имеющими группу инвалидности.
  • Пенсионерами. Напомним, в Белорусской Республике женщины выходят на заслуженный отдых в 55 лет, а представители сильного пола в 60 лет.
  • Безработными, которые состоят на учёте не больше 3 лет.
  • Владельцами съёмных квартир. Но не платить налог могут только не собственники, которые оплачивают сбор за сдаваемые квартиры в Беларуси.
  • Недееспособными гражданами РБ.
  • Многодетными родителями, имеющими более 3 детей.
  • Людьми, пребывающие в местах лишения свободы.
  • Особами, которые находятся на территории республики меньше 183 дней в году.
  • Индивидуальными предпринимателями.
  • Людьми, которые проживают в сельской местности. Для данной группы населения было сделано такое исключение из-за маленького количества вакансий в сёлах. Правительство посчитало, что жители сёл в основном зарабатывают себе на жизнь фермерским хозяйством, а значит, работают, поэтому взимать с них налог незаконно.
  • Родителями, которые имеют детей, возрастом до 3 лет.
  • Представителями религиозных организаций.
  • Особами, младше 18 лет.

Напомним, размер базовой величины с 1 января 2018 года равен 24,5 белорусских рублей.

Уклонение от уплаты налога расценивается как административное нарушение и наказывается штрафом. Один из самых абсурдных налогов в Беларуси.

Смотрите видеоролик В 2018 году размер налога на тунеядство составлял 20 базовых величин.

Несмотря на то, что в связи с введением налога государственный бюджет значительно пополнился, и снизилась безработицы, власти в 2018 году отменили данный сбор. Налог на грибы – это один из последних принятых налогов в Белорусской Республике. Постановление было утверждено 31.12.2016.

Оно подразумевает, что с этой даты, все люди, которые собирают грибочки, ягоды и травы обязаны платить налоговый взнос. Размер налога напрямую привязан к базовой величине и зависит от вида собираемой продукции.

Так, к примеру, грибникам за килограмм собранных белых грибов, подосиновиков или лисичек придётся оплатить налог в размере 0.01 базовой величины. Такой же налог предполагает сбор брусники, голубики, малины и черники. Налог в размере 0,03 базовой величины платится за килограмм собранных одуванчиков, рябины, черёмухи или боярышника.

Но в законе есть поправка, которая регламентирует, что физлицам разрешено собирать вышеуказанную продукцию, а также древесину или ветки от деревьев бесплатно. Налог выплачивается только юридическими лицами, которые продукцию используются для получения прибыли.

Выдержка из постановления Совета Министров РБ о пользовании лесными ресурсами Согласно действующему налоговому законодательству каждый гражданин Белорусской Республики, который выиграл выигрыш в лотерею или азартные игры обязан уплатить налоговый сбор. Ставка для победителя равна 4%.

Налоговая ставка применяется при выигрыше:

  1. в букмекерских конторах.
  2. в покер;
  3. в казино;
  4. на игровых автоматах;
  5. на тотализаторе;
  6. в лотерейный розыгрыш;

Этот налог до сих пор вызывает негативные эмоции у населения Беларуси Налог на долги – это подоходный налог с суммы займа. Налог на долги в Беларуси был введён 1.01.2015. Суть данного налога заключается в том, что человек, который имеет займы или кредит в иностранной организации или у частного лица, который не имеет постоянного представительства в Белорусской Республике, обязан выплатить некую сумму государству за пользование деньгами.

Налогом облагается невозвращённый долг.

Ставка подоходного налога равна 13% от долга. Но стоит помнить, что средства, которые были взяты взаймы или кредит в белорусских банках или финансовых организациях налогом не облагаются. Налог также не придётся платить, если деньги были взяты в займы у родственников. 21.12.2017 года президент Белорусской Республики Александр Григорьевич Лукашенко утвердил законодательный акт «О развитии цифровой экономики».

21.12.2017 года президент Белорусской Республики Александр Григорьевич Лукашенко утвердил законодательный акт «О развитии цифровой экономики». Данный закон официально вступил в силу с апреля 2018 года. Это закон о криптовалютах и майнинге.

Напомним, что криптовалютой называется биткоин или другой цифровой знак (токен), который используется в международном обороте для средства обмена. Теперь и Белоруссия в числе стран, которые признали криптовалюту Майнинг – это деятельность, которая направлена на обеспечение функционирования реестра блоков транзакций.

Другими словами, люди, которые осуществляют майнинг автоматически становятся собственниками токенов, которые получают в качестве вознаграждения. Президент РБ заявил, что налог на криптовалюту и майнинг начнёт действовать только с 1.01.

2023 года. Данный налог не будет оплачиваться физическими лицами. Налог будет взиматься только при обмене криптовалюты в валюту одну из стран (например, обмен криптовалюты на доллар США). Налоговая ставка зависит от валюты.

Налог на продажу автомобиля – это подоходный налог, который относится к республиканским налогам и сборам Республики Беларусь. Продажа первого автомобиля налогами не облагается, а вот продажа второй машины за год означает, что человек обязан заплатить сбор в казну РБ.

Налоговая декларация подаётся не позднее 1 марта, а уплатить сам налог нужно до 15 мая. В Белоруссии автомобиль есть у каждого четвёртого жителя Исчисление налога: ставка – 13%. Пример № 1: человек купил вторую машину за 3000 долларов, а продал за 3500 долларов.

Налог – 13% от разницы, то есть 13% от 500 долларов. Пример № 2: резидент РБ купил вторую машину за 3000 долларов, а продал за 2800 долларов. В этом случае налог не уплачивается, так как человек от продажи никакой прибыли не получил.

Электронное декларирование об уплате косвенных налогов и ввозе продукции с территории республик Евразийского Экономического Союза было введено в Беларуси в 2015 году 1 января. Страны, входящие в ЕАЭС:

  • Республика Казахстан.
  • Белорусская Республика.
  • Российская Федерация.
  • Армения.
  • Киргизия.

Напомним, что косвенными считаются такие налоги, как:

  • Акцизы.
  • Таможенная пошлина.

    Всю необходимую информацию можно получить на официальном портале таможенной службы РБ

  • Налог на добавленную стоимость.
  • Фискальные монополии.

Электронное декларирование позволяет не только осуществлять контроль за экспортом и импортом товаров, но и обмениваться информацией с другими странами ЕАЭС. ЛПХ – это личное подсобное хозяйство.

В ЛПХ в Беларуси могут находиться:

  • Животные и птица.
  • Насаждения.
  • Строения хозяйственного предназначения.

Если человек, занимающийся ЛПХ, продаёт растения, животных, овощи и фрукты, то он обязан платить налог, размер которого напрямую зависит от полученной человеком прибыли и реализованной продукции. Налог на полиэтиленовые пакеты на сегодняшний день не введён, но власти РБ планируют его введение в ближайшее время.

Согласно мнению правительство, полиэтилен представляет опасность для экологии РБ, поэтому с целью уменьшения количества потребляемых полиэтиленовых пакетов было вынесено решение о введении подобного сбора. Полиэтиленовый пакет разлагается 200 лет Власти уверяют, что многие граждане не захотят платить налог за использование полиэтиленовых пакетов, поэтому найдут им более безопасную для экологии альтернативу.

Правительство Белорусской Республики решило перенять опыт стран ЕС, где налог на пакеты введён уже давно. Например, в Греции налог на 1 полиэтиленовый пакет равняется 9 центам. Налог на бездетность пока ещё не введён в Беларуси, хотя многие специалисты предлагают это сделать.

Суть данного налога заключается в том, что все бездетные мужчины в возрасте от 25 до 40 лет обязаны отчислять в государственный бюджет РБ некоторую сумму.

По их мнению, это увеличит прирост населения, а также значительно пополнит казну. Подобный налог существовал в Советском Союзе, когда мужчины, не имеющие семьи и детей от 25 до 40 лет, выплачивали налог в размере 6 процентов от своего ежемесячного оклада. Горячая тема для обсуждения и для россиян тоже

В Беларуси сохраняется прогрессивная шкала исчисленияподоходного налога с физических лиц от 9 до 30%

Палата представителей Национального собрания Беларуси во втором чтении приняла изменения в закон «О подоходном налоге с физических лиц», которым сохраняется прогрессивная шкала исчисления подоходного налога с физических лиц от 9 до 30%.

«Исчисление подоходного налога предлагается производить в соответствии с прогрессивной шкалой налоговых ставок, и эти ставки дифференцированны в зависимости от уровня налогооблагаемого налога в размере от 9 до 30%»

, — заявил, представляя данный законопроект глава комиссии по бюджету, финансам и налоговой политики нижней палаты парламента Сергей Киселев.

По его словам,

«сохранение прогрессивной шкалы налоговых ставок и отказ от перехода на линейную ставку подоходного налога, допустим, на уровне 13%, позволит избежать негативного влияния на доходную часть бюджета, так как подоходный налог полностью зачисляется в местные бюджеты»

.

«Кроме того, сохранение действующего порядка исчисления подоходного налога не позволит допустить переноса налоговых изъятий с лиц, получающих высокие налоги, на граждан, имеющих небольшие размеры доходов»

, — отметил С.Киселев. Парламентарий также проинформировал, что в соответствии с принятым законом доходы от вторичной занятости населения будут облагаться по ставке 20% и при этом указанные доходы в совокупный годовой доход не будут включаться и не будут подлежать декларированию.

С.Киселев пояснил, что в соответствии с действующим до принятия нового законопроекта

«для того, чтобы с налогоплательщика взимали подоходный налог не по месту основной работы по ставке 20%, надо было подать заявления источнику выплаты дополнительного дохода, после чего не надо было подавать декларацию о совокупном годовом доходе»

.

«В соответствии с принятым сегодня законопроектом с дополнительного дохода будет автоматически удерживаться 20%, после чего этот доход не надо будет декларировать и включать в совокупный годовой доход»

, — уточнил он. В ходе обсуждения законопроекта о внесении изменений в закон «О подоходном налоге с физических лиц» ряд депутатов выразили несогласие с сохраняющимся порядком прогрессивной налоговой шкалы.

«Мы так и не убедили главу государства в необходимости установления единой ставки подоходного налога на уровне 13 или 15%»

, — заявил депутат Владимир Делендик. Это, по его словам, могло бы способствовать легализации доходов населения,

«а, так, сегодня идет сдерживание повышения заработной платы, или она выплачивается в конвертах»

.

В ответ на это С.Киселев сказал, что переход на линейную шкалу исчисления подоходного налога «не позволит решить проблему выплаты зарплаты в конвертах и легализовать доходы граждан».

«В России, которая перешла на единый 13-процентный подоходный налог, также не удалось решить эту проблему, а сегодня есть расслоение общества, и люди, получающие небольшие доходы, не довольны тем, что платят такой же подоходный налог, как и магнаты, получающие сверхдоходы»

, — заявил белорусский парламентарий, ссылаясь на информацию своих российских коллег.

Вместе с тем глава парламентской комиссии не исключает возможности в будущем снижения ставок подоходного налога в Беларуси.

«В этом плане надо работать одновременно с уменьшением налоговой нагрузки на Фонд оплаты труда, который сегодня составляет 40%»

, — заявил депутат.

«Решая проблемы пенсионного обеспечения, сокращая налоговую нагрузку на Фонд оплаты труда, параллельно можно будет говорить и о снижении ставок подоходного налога»

, — добавил С.Киселев.

Налоги в Белоруссии Беларусь (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({}); СодержаниеОбщая система налогообложенияНалоги на бизнес в Республике Беларусь5 налогов, которые недавно появились в БеларусииУхудшения в налоговых изменениях 2017 годаОбщая система налогообложения Юридические лица, зарегистрированные на территории РБ, при общей системе налогообложения уплачивают следующие налоги, сборы и иные обязательные платежи: налог на добавленную стоимость – НДС, ставка 20% от оборота по реализации товаров, работ или услуг; налог на прибыль, ставка 18 % от налогооблагаемой прибыли; страховые взносы на обязательное социальное страхование наёмных работников, соцстрах, ставка 34% от фонда оплаты труда; обязательное страхование от несчастных случаев на производстве, ставка 0,6% от фонда оплаты труда.

Кроме того, если это требует законодательство РБ: налог на недвижимость; земельный налог; акцизы; экологический налог; налог за добычу (изъятие) природных ресурсов; оффшорный сбор; гербовый сбор; другие налоги. Налоги на бизнес в Республике Беларусь Налоги на бизнес в Республике Беларусь можно условно разделить на несколько групп: Налоги, уплачиваемые с хозяйственной деятельности.

Налоги с дивидендов. Налоги с фонда оплаты труда. Налоги с хозяйственной деятельности Налоги с хозяйственной деятельности можно уплачивать по общей или по упрощенной системе налогообложения. При применении общей системы налогообложения, налогооблагаемая база уменьшается на расходную часть, относимую по законодательству Республики Беларусь на себестоимость.

Как минимум общая система налогообложения (ОСН) включает налог на прибыль (ставка 18%) и налог на добавленную стоимость (ставка 20%).

Упрощенная система налогообложения может применяться без уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) и с уплатой НДС. В первом случае ставка налога составляет 5% от валовой выручки, во втором случае – 3%.

Налоги с дивидендов Налоги с дивидендов в 2016 году для физических лиц – 13%, для юридических лиц налог на прибыль с дивидендов составляет 12%.

Налоги с фонда оплаты труда Налоги с фонда оплаты труда включают: (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({}); подоходный налог; платежи в Белгосстрах (страховка от несчастных случаев); платежи в фонд социальной защиты населения (страховые и пенсионные отчисления). Под фондом оплаты труда мы понимаем сумму заработной платы, начисленной работникам предприятия за календарный месяц. Обращаем внимание: заработная плата в Республике Беларусь должна выплачиваться минимум 1 раз в месяц.

Ставка подоходный налог составляет в 2016 году 13% (есть ряд льгот для применения ставки подоходного налога в размере 9%). Сумма подоходного налога удерживается из заработной платы работника. Отчисления в Белгосстрах оставляют менее 1% от фонда оплаты труда.

Размер отчислений устанавливается в зависимости от вида деятельности, который осуществляет организация. Платежи в фонд социальной защиты населения (страховые и пенсионные отчисления) крайне важны для граждан Республики Беларусь, так как согласно Указу Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 №534 «О вопросах социального обеспечения» право на трудовую пенсию по возрасту предоставляется при наличии стажа работы с уплатой в ФСЗН не менее 15 лет 6 месяцев.

Начиная с 1 января 2017 г. указанный стаж работы ежегодно с 1 января увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет. Особенностью платежей в ФСЗН с 2016 года стала обязанность их уплаты для иностранных граждан и лиц без гражданства, которые работают в Республике Беларусь.

В 2016 году взносы в ФСЗН уплачиваются организацией и за индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по управлению организацией, в том числе, если эти индивидуальные предприниматели – управляющие являются одновременно и учредителями, собственниками имущества. В 2016 году становиться на учет в ФСЗН и уплачивать взносы также должны и представительства иностранных организаций, аккредитованные в Республике Беларусь. Неуплата или неполная уплата взносов в ФСЗН влечет административную ответственность.

На индивидуального предпринимателя или организацию налагается штраф в размере 20% от неуплаченной суммы взносов. Общий размер отчислений в ФСЗН составляет 35% от фонда оплаты труда, при этом 1% от заработной платы удерживается с работника, 34% – уплачивает наниматель. 5 налогов, которые недавно появились в Беларусии 2010 год: налог на собак Этот налог появился благодаря решению Минского областного Совета депутатов № 49 в декабре 2010 года.

Налог должны платить владельцы собак в возрасте старше трёх месяцев. Правила платы определены ст. 270 Налогового кодекса Республики Беларусь.

Ставки зависят от высоты собаки в холке. В каждом регионе свои расценки. Например, в Слуцке такие: до 40 см – 0,05 БВ в месяц; 40−70 см – 0,1 БВ в месяц; более 70 см, а также за опасных собак – 0,3 БВ в месяц.

Для того чтобы платить налог, владельцы животных должны обратиться в ЖЭУ по месту жительства. 2014 год: налог на дороги Официально налог на дороги называется

«Госпошлина на выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении»

.

Платить её автовладельцы стали с 1 января 2014 года.

Пошлиной облагаются физические лица и организации перед тем, как пройти техосмотр.

Например, в 2014 году за обычный легковой автомобиль (вес 1,5–2 тонны) белорусы платили 5 БВ. Однако с начала 2015 года эту сумму подняли до 6 БВ. Как показала жизнь, не все готовы платить этот налог.

В этом году в Слуцке и Солигорске прокатилась волна использования и поддельных штампов в документах на техосмотр. Автовладельцы платили от $40 до $120, чтобы в сертификат им поставили поддельный штамп. Это дешевле, чем пройти процедуру легально.

Но в итоге дороже, когда рука закона настигает хитреца. 2015 год: налог на долги С января 2015 некоторые белорусы должны платить налог в 13% с суммы кредита иностранного банка, не имеющего представительства в РБ, или денег, одолженных у друзей и знакомых (не у родственников).

Как правило, это происходит, если человек купил себе что-то дорогостоящее и тем самым привлёк внимание налоговой.

Например, если неработающий житель Слуцка приобрёл квартиру за одолженные у друга деньги. Средства, полученные в белорусских банках, и индивидуальных предпринимателей, налогом на долги не облагаются. 2015 год: налог на тунеядство 2 апреля 2015 года был подписан Декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества», который люди и чиновники именуют «налогом на тунеядство».

Инициатива привлечь безработных к ответственности исходила от премьер-министра Михаила Мясниковича.

Он выступил с заявлением на этот счёт в середине 2013 года на совещании с руководителями Могилёвской области. Инициативу поддержал также Александр Лукашенко:

«Принять меры, чтобы все работали, заставить всех работать!»

– потребовал он в октябре 2014 года на совещании по вопросам занятости и миграции населения.

Декрет был принят, его основные положения можно изложить так: граждане Беларуси, не участвующие в финансировании бюджета 183 календарных дня, т. е. не уплачивающие налоги в бюджет, обязаны уплатить налог в размере 20 БВ. 2016 год: налог на вклады Этот налог уже утвердили на государственном уровне благодаря Декрету № 7, который подписал Александр Лукашенко в ноябре 2015 года.

Сам же декрет начнёт действовать с апреля 2016 года.

С апреля налог в размере 13% будет высчитываться не с суммы всего депозита, а только с начисленных процентов. Его придётся платить: тем, кто выбрал рублёвый вклад на срок меньше года; тем, кто выбрал валютный вклад на срок меньше двух лет; тем, кто решил снять деньги с долгосрочного депозита раньше истечения срока.

Чтобы заплатить данный налог, не надо будет идти в налоговую.

Банки сами спишут с вашего счёта необходимую сумму.

Также в Беларуси на данный момент рассматривается введение налога на покупки в иностранных интернет-магазинах. Ухудшения в налоговых изменениях 2017 года Помимо постоянных редакционных изменений нововведения 2017 года несут в себе и ряд отрицательных для налогоплательщиков изменений, целью которых является увеличение поступлений в бюджет за счет роста налоговой нагрузки на белорусскую экономику. Существенное ухудшение вводится для налога на прибыль.

Так, с 2017 года вводится понятие экономически обоснованные затраты. Экономическое обоснование затрат, как всегда отдано на усмотрение налоговых органов, которые по своему усмотрению будут определять экономически обоснованы затраты или нет. Исходя из имеющейся правоприменительной практики известно, что все спорные вопросы налоговая инспекция будет трактовать в свою пользу.

Не смотря на общую неопределенность с трактовкой экономической обоснованности затрат, уже сегодня можно определить в каком направлении будут работать контрольные органы. Так уже с 1 января 2017 года экономически обоснованными не могут быть затраты в следующих случаях, если: фактически не поступил товар (нематериальные активы), не выполнены работы, не оказаны услуги, не переданы имущественные права; работы выполнены, услуги оказаны индивидуальным предпринимателем, являющимся одновременно лицом, состоящим в трудовых отношениях с плательщиком, и такие услуги, работы относятся к трудовым обязанностям такого лица; работы выполнены, услуги оказаны плательщику (за исключением акционерного общества) организацией (за исключением акционерных обществ), являющейся учредителем (участником) плательщика либо в отношении которой плательщик является учредителем (участником), если такие работы, услуги относятся к обязанностям работника, состоящего с плательщиком в трудовых отношениях. Фактически в Налоговом кодексе закрепляется уже действующее положение, по которому не учитываются при исчислении налога на прибыль затраты лжепредпринимателей, которые считаются фактически не оказанными.

Также законодательством предусмотрен новый подход согласно которому человек, состоящий в трудовых отношениях с предприятием не может оказывать ему услуги в качестве индивидуального предпринимателя, также исключаются затраты по работам, услугам взаимозависимых лиц. Очевидно, что государство пытается бороться со всеми известными ему проявлениями налоговой оптимизации, а по сути, ограничивает возможности для ведения бизнеса в государстве, а, следовательно, ухудшает деловой климат в государстве, способствует продолжению экономического кризиса в Республике Беларусь. Анализ изменений налогового законодательства на 2017 год выявляет две существенные проблемы в процедуре нормотворчества, мешающие преодолению экономического кризиса в Республике Беларусь.

Во-первых, изменения законодательства, принимаемые чиновниками, зачастую не соответствуют интересам экономики и связаны с непониманием или нежеланием понять текущую экономическую ситуацию в государстве. Данный недостаток можно преодолеть только путем повышения экономической грамотности чиновников.

Во-вторых, большинство законодательных изменений носят редакционный характер, которые не только не ведут к дополнительным поступлениям в бюджет, но зачастую оказывают отрицательное влияние на белорусский бизнес.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+